Газета «Новости медицины и фармации» 13(219) 2007
Вернуться к номеру
Чем лечить медицину?
Авторы: О.М. ЛЮЛЬКО,
к.м.н., член Национального союза журналистов Украины, Главное управление здравоохранения Харьковской областной государственной администрации
Разделы: Медицина. Врачи. Общество
Версия для печати
Сейчас очень многие и очень много пишут о реформе в медицине. Пишут и врачи, и журналисты, и ученые, и «пересічні громадяни». Поднимаемые вопросы актуальны и правильны. Действительно, как может существовать медицина, когда государство выделяет из бюджета «крохи» на больного и самого врача? Открыт вопрос и о страховой медицине, институте семейных врачей.
То есть тема для разговора большая. Обсуждаемые проблемы одни и те же. Я же хотел заострить ваше внимание на тех бесспорно важных моментах, о которых мало кто когда-либо задумывался. А если и задумывался, то не находил практического разрешения данной проблемы.
Начнем с вопросов подготовки медицинских педагогических кадров. Чтобы поступить в аспирантуру, необходимо на конкурсной основе показать выдающиеся знания по специальности, философии и иностранному языку. И вот перед нами аспирант медицинского вуза. Через три года — кандидат медицинских наук и, конечно, преподаватель одной из кафедр этого же вуза. Еще через 5–10 лет — докторская диссертация, а там не за горами и звание профессора. Правильно? Правильно. Но кто когда-нибудь у этого новоиспеченного ученого, впоследствии маститого профессора, оценивал его педагогические способности, психологические данные, ораторские возможности? Никто. А ведь помимо овладения набором знаний, в вузе их еще необходимо уметь донести до слушателей. Каков выход? Необходимо ввести при поступлении в аспирантуру, приеме на преподавательские должности систему оценки педагогических способностей, психологических качеств кандидатов.
Обучение студентов. Главная заслуга лечебного факультета медицинского вуза — это на основе овладения необходимым оптимумом знаний, навыков привить студенту клиническое мышление. Всегда в этом случае показателен следующий пример. Один студент день и ночь проводит в «анатомичке», но итог — неутешительные познания в анатомии. Другой, раз взглянув в атлас Синельникова, без запинки рассказывает о расположении, например, элементов сосудисто-нервного пучка. Как это объяснить? Очень просто. Проведем аналогию. Чтобы стать летчиком, необходимо иметь отличное здоровье, обладать высокими морально-волевыми, психологическими качествами. В результате медико-психологического отбора мы имеем, например, 100 молодых людей, пригодных к летному обучению. Но становятся летчиками единицы. В чем секрет? В свое время корифей авиационной медицины академик В. Пономаренко ввел для таких случаев понятия «чувство самолета» и «образ пространственного положения». Когда будущий летчик научится их распознавать, ими управлять, только тогда он может стать летчиком. Точно также и в медицине: когда у студента, врача появится образ клинического мышления, «чувство больного», тогда можно говорить о надбавках к зарплате, о семейной и страховой медицине.
Мы говорим о развитии семейной медицины. О чем можно говорить? Известная пословица гласит: «Все новое — давно забытое старое». Семейная медицина давно существовала у нас в стране, существует и сегодня. Посмотрите на военную медицину. В 80-х годах прошлого столетия в военно-медицинской академии, на военно-медицинских факультетах институтов обучение длилось 6 лет. Никакой интернатуры, ординатуры. Далее — войсковое звено. Пример из жизни воинского гарнизона, расположенного в отдаленном районом центре. В части медицинский пункт с лазаретом на 25 коек для солдат. Один госпиталь расположен в 60 км от места службы, другой — в 50 км. Кого лечит военный врач? Все взрослое население: офицеров, членов их семей. А также детей, домашних животных (собак, кошек). Через два года врач проходит специализацию по одной из медицинских дисциплин. Далее снова — войсковое звено. Объем медицинской помощи — от амбулаторной хирургии (вскрытие панариция, удаление зубов) до расшифровки электрокардиограмм, лечения пневмоний и т.д. Военный врач в части и терапевт, и педиатр, и эпидемиолог одновременно. Через каждые последующие пять лет службы — очередная специализация по избранной специальности или по любой другой. Если посмотреть личные дела каждого офицера-медика, то нередко можно встретить у него наличие специализации по двум, трем и более медицинским дисциплинам. То есть в соответствии с законодательством один и тот же врач может работать, например, дерматологом, терапевтом, окулистом и т.д. В позапрошлом году в Харьковской области проходил областной конкурс семейных врачей. В двух из трех номинаций победителями стали бывшие военные врачи. О чем это говорит? Это говорит о том, что элементы семейной медицины уже давно используются в нашей стране, нужно изучить особенности их применения, а не открывать для себя Америку. Никто не оспаривает необходимость существования интернатуры, ординатуры. Но, скорее всего, в этом случае необходимо ориентироваться не на зарубежные каноны (пресловутый Болонский процесс), а на отечественные приоритеты.
Далее. У нас в стране законодательно существует пятидневная рабочая неделя. Амбулатории, поликлиники полноценно работают с понедельника по пятницу, в субботу — короткий рабочий день. Но ведь вирусу не прикажешь, когда, в какое время лучше поражать людей. Да и травматизм зависит от времени суток. Необходимо вовремя оказывать помощь на уровне первичного медицинского звена. Чтобы больному не нужно было ждать понедельника (если, например, поднялась температура вечером в пятницу) и лечиться симптоматически, а он мог прийти на прием в поликлинику, зная, что в субботу, воскресенье там можно спокойно сделать флюорографию, сдать клинические анализы крови, мочи, сделать электрокардиограмму, ультразвуковое исследование и т.д. Что для этого нужно? Еще в 70–80 годах рассматривался вопрос о бригадной форме работы участковых врачей. Может, сейчас тоже можно как-то приспособиться и, не выходя за пределы 41 часа трудового времени каждого врача, сделать доступной медицину днем и ночью, в любое время суток. Понятно, что здесь говорится не про скорую медицинскую помощь.
Ну и последнее. Система учета квалификации врачей, среднего медицинского персонала (аттестация на вторую, первую, высшую категории) носит условный, жестко регламентированный характер. Например, если врач окончил институт с отличием, через год стал магистром медицины, через три года кандидатом наук, он все равно может получить высшую категорию проработав по специальности десять лет.
А что в других отраслях народного хозяйства? Берем опять же пример из авиации, а ведь это та отрасль, где строго действуют инструкции, законы. Так вот, летчик может окончить летное учебное заведение, освоить, скажем, некоторые типы транспортных самолетов и впоследствии, через определенное время, сдать нормативы на присвоение ему первого класса. Но, допустим, по ряду обстоятельств (то ли по состоянию здоровья, то ли по другим причинам) он вынужден перейти летать на вертолеты. После соответствующего переучивания он получает право на управление вертолетом. Сдает квалификационные нормативы на первый класс и, невзирая на то, что он летает лишь, допустим, один год на вертолетах, летчику заслуженно присваивается первый класс мастерства — несмотря на то, что он ранее летал на самолетах. То есть главное в оценке мастерства летчика — его умения, навыки, а не просто определенное время пребывания на должности.
Есть еще много таких вроде бы небольших нюансов, без учета которых мы еще долго не добьемся положительных результатов в реформировании отечественного здравоохранения.