Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkraineNeuroGlobal


UkraineNeuroGlobal

Международный неврологический журнал 6 (36) 2010

Вернуться к номеру

Сравнительная оценка ибупрофена и плацебо при лечении острых приступов мигрени

Авторы: Havanka-Kanniainen H., Department of Neurology, Oulu University, Oulu, Finland

Рубрики: Неврология

Версия для печати


Резюме

В ходе исследования оценили эффективность ибупрофена и плацебо при лечении острых приступов мигрени. Всего в наблюдение было включено 40 больных с мигренью. Каждый вид лечения назначался для пяти приступов мигрени. Первоначальная доза ибупрофена была равна 800 мг, но при необходимости можно было принять еще 400 мг препарата. В результате оказалось, что средняя длительность приступов мигрени на фоне лечения ибупрофеном значительно меньше, чем при лечении плацебо. Среди больных, принимавших ибупрофен, реже возникала необходимость в использовании дополнительных препаратов. Ибупрофен хорошо переносился и не приводил к развитию значимых побочных эффектов.


Ключевые слова

Мигрень, лечение, ибупрофен.

До сих пор не выяснена роль простагландинов (Pg) в формировании мигрени, однако их участие в развитии острых приступов мигрени подтверждено биохимическими, физиологическими и клиническими данными [1–4]. После того как были выполнены исследования Bergstrom и соавт., в ходе которых приступы головной боли, сходные с приступами мигрени, вызывали инфузией PgE1, простагландины стали рассматривать в качестве потенциально главных факторов, провоцирующих развитие острых приступов мигрени [1–4].

Многие препараты, способные нарушать биосинтез простагландинов, оказались эффективными в лечении приступов мигрени [5–11]. Однако, несмотря на разно­образие доступных средств, все еще существует проблема поиска новых эффективных и безопасных препаратов для борьбы с данным заболеванием.

Цель настоящего исследования сводилась к тому, чтобы оценить эффективность ибупрофена при лечении приступов мигрени по сравнению с плацебо и зафиксировать все побочные эффекты, возникающие при назначении данного препарата.

Материалы и методы

В двойное слепое перекрестное рандомизированное плацебо-контролируемое исследование было включено 40 пациентов с диагнозом классической или обычной мигрени. Среди них было 27 женщин и 13 мужчин в возрасте от 18 до 54 лет (35,3 ± 8,9 года). Анамнез мигрени составлял не менее 2 лет, при этом у 17 больных наблюдалась классическая мигрень, у 23 — обычная мигрень [12]. Клинические данные обо всех больных, включенных в исследование, представлены в табл. 1.

Автор исследования лично провел обследование и опрос всех больных, чтобы исключить другие типы головной боли. Диагноз мигрени был основан на тщательном сборе анамнеза. Неврологический статус и данные общего обследования пациентов были в норме. Из исследования были исключены беременные и пациенты с нарушениями функции печени и почек, артериальной гипертензией и другими серьезными соматическими заболеваниями.

Пациенты давали добровольное согласие на участие в исследовании после того, как им были разъяснены цель исследования, возможные риски и потенциальные выгоды. Исследования было одобрено Комитетом по биоэтике медицинского факультета г. Оулу (Финляндия).

Все пациенты были случайным образом распределены на группы лечения ибупрофеном или плацебо в течение 5 приступов мигрени или 3 месяцев наблюдения, после чего лечение меняли на противоположное на тот же самый период времени. Пациенты посещали врача при включении в исследование и после окончания каждого из периодов лечения. Оба препарата — ибупрофен и плацебо — имели вид идентичных таблеток. Начальная доза ибупрофена составляла 800 мг. При необходимости через 30–60 мин могла быть принята дополнительная доза препарата 400 мг. Через 3 ч после приема первой дозы пациентам разрешали принимать заведомо эффективное лекарственное средство — то самое, которым пациенты пользовались до включения в исследование.

Сведения о каждом приступе мигрени пациенты заносили в дневник. Всего в нем должны были найти отражение 13 параметров: наличие продромального периода и его особенности, тип головной боли, интенсивность головной боли, наличие тошноты и рвоты, способность к труду во время приступа, эффективность назначенного лечения, необходимость в приеме заведомо эффективного препарата (использовавшегося до включения в настоящее исследование), побочные эффекты тестируемого и заведомо эффективного препарата, дата и длительность приступов мигрени. Интенсивность приступов мигрени оценивали по трехбалльной шкале от 1 до 3 (1 = легкая боль, 2 = умеренная боль, 3 = тяжелая боль).

Перед началом исследования и после окончания каждого периода лечения выполняли подсчет форменных элементов крови, оценку почечных и печеночных проб, анализ мочи. Во время исследования также оценивали артериальное давление и ЧСС, записывали ЭКГ.

Полученные результаты обрабатывали статистически с помощью дисперсионного анализа, критерия Вилкоксона и знакового рангового теста Вилкоксона.

Результаты

Всего закончило исследование 27 пациентов. У них за время исследования имели место 10 приступов мигрени. Остальные 13 пациентов выбыли из исследования на более ранних стадиях. Из них у 12 больных было 5–9 приступов мигрени, у 1 больного — 3 приступа мигрени.
В начале исследования 20 пациентов начали получать лечение ибупрофеном и 20 — плацебо.

Основные результаты работы представлены в табл. 2.

Средняя длительность приступов мигрени на фоне лечения ибупрофеном составила 4,9 ± 2,9 ч, на фоне приема плацебо — 11,2 ± 8,6 ч (p < 0,001). Средняя длительность боли составила 4,6 ± 2,8 ч при лечении ибупрофеном и 11,0 ± 8,4 ч при приеме плацебо (p < 0,001). Терапия ибупрофеном приводила к статистически более значимому ослаблению боли. Так, на фоне лечения ибупрофеном 33 % приступов мигрени были квалифицированы пациентами как боль легкой степени, 53 % — как умеренная боль, 14 % — как тяжелая боль. При приеме плацебо соответствующие цифры составили 7; 67 и 26 % (p < 0,05).

Различия между группами по наличию тошноты и рвоты, существованию и длительности продромального периода, способности к выполнению работы были не значимы.

Обсуждение

За последние двадцать лет нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) приобрели важное терапевтическое значение для лечения мигрени. При этом они с успехом применяются как для лечения острых приступов мигрени [5–10], так и для их профилактики [11]. Как известно, НПВС модифицируют биосинтез и метаболизм простагландинов. Точная роль простагландинов в патофизиологии мигрени не выяснена, хотя существует несколько гипотез на этот счет. В частности, будучи местной системой защиты, простагландины могут быть тесно связаны с сосудистыми повреждениями и гипералгезией [1, 3, 4]. Участие простагландинов в развитии мигрени подтверждено биохимическими, физиологическими и клиническими данными [1–4].

Цель настоящего исследования сводилась к тому, чтобы оценить эффективность ибупрофена при лечении острых приступов мигрени. К сегодняшнему дню уже накоплен значительный опыт использования НПВС — мощных ингибиторов синтеза простагландинов — в терапии мигрени. В ряде исследований продемонстрирована эффективность толфенамовой кислоты, напроксена и напроксена нат­рия [8–10] для подобного лечения. Имеется также несколько сообщений о том, что могут быть использованы мефенамовая кислота и кетопрофен [11]. Тем не менее самым популярным средством для лечения головной боли более пятидесяти лет оставалась ацетилсалициловая кис- лота [13].
Ибупрофен успешно применялся главным образом для лечения остеоартрита и ревматоидного артрита [14, 15], но также давал хорошие результаты при лечении головной боли, связанной с мышечным сокращением, и других видов мышечной боли [16, 17]. При сравнении ибупрофена с парацетамолом в отношении терапевтической эффективности при мигрени было обнаружено, что первый из препаратов более эффективно уменьшает тяжесть и длительность головной боли и лучше устраняет тошноту и рвоту.

Аналогично результаты нашего исследования показывают, что ибупрофен достоверно лучше уменьшал степень тяжести и длительность головной боли по сравнению с плацебо. Среди пациентов, получавших ибупрофен, реже возникала необходимость в приеме дополнительного препарата. После того как пациенты закончили оба периода лечения (сначала ибупрофен, а потом плацебо, или наоборот), 34 больных охарактеризовали как самые эффективные именно те периоды лечения, когда они получали ибупрофен, 2 пациента не смогли обнаружить какой-либо разницы между лечением ибупрофеном и плацебо и лишь 1 пациент выделил как наиболее эффективный тот период терапии, когда он получал плацебо. Три пациента сообщили об эффективности только одного из видов лечения — или ибупрофена, или плацебо — и потому не могли сравнить эти два вида терапии между собой. Ибупрофен хорошо переносился, при его использовании не было обнаружено каких-либо значимых побочных эффектов.

Таким образом, при сравнении ибупрофена и плацебо, выполненном в рамках настоящего исследования, было обнаружено, что ибупрофен значительно превосходит по эффективности плацебо и достаточно хорошо переносится.


Список литературы

1. Parantainen J., Vapaatalo H., Hokkanen E. Clinical aspects of prostaglandins and leukotrienes in migraine // Cephalalgia. — 1986. — 6 (Suppl. 4). — 95-101.
2. Bergstrom S., Carlson L.A., Ekelund L.G., Oro L. Cardiovascular and metabolic response to infusions of prostaglandin E1 and simultaneous infusions of noradrenaline and prostaglandin E1 in man // Acta Physiol. Scand. — 1965. —64. — 332-339.
3. Parantainen J., Vapaatalo H. Prostaglandins in migraine // Trends Pharmacol. Sci. — 1983. — 4. — 379-381.
4. Parantainen J., Vapaatalo H., Hokkanen E. Relevance of prostaglandins in migraine // Cephalalgia. — 1985. — 5 (Suppl. 2). — 93-97.
5. Hakkarainen H., Vapaatalo H., Gothoni G., Parantainen J. Tolfenamic acid is as effective as ergotamine during migraine attacks // Lancet. — 1979. — 1. — 326-328.
6. Hakkarainen H., Parantainen J., Gothoni G., Vapaatalo H. Tolfenamic acid and caffeine: a useful combination in migraine // Cephalalgia. — 1982. — 2. — 173-177.
7. Ala-Hurula V., Myllyla W., Hokkanen E., Tokola R. Tolfenamic acid and ergotamine abuse // Headache. — 1981. — 21. — 240-242.
8. Nestvold K., Kloster R., Partinen M., Sulkava R. Treatment of acute migraine attack: naproxen and placebo compared // Cephalalgia. — 1985. — 5. — 115-119.
9. Pradalier A., Rancurel G., Dordain G., Verdure L., Rascol A., Dry J. Acute migraine attack therapy: comparison of naproxen sodium and an ergotamine tartrate compound // Cephalalgia. — 1985. — 5. — 107-113.
10. Nestvold K. Naproxen and naproxen sodium in acute migraine attacks // Cephalalgia. — 1986. — 6 (Suppl. 4). — 81-84.
11. Stensrud P., Sjaastad O. Clinical trial of a new anti-bradykinin, anti-inflammatory drug, ketoprofen in migraine prophylaxis // Headache. — 1974. — 14. — 96-100.
12. Ad Hoc Committee on Classification of Headache. Classification of Headache // JAMA. — 1962. — 179. — 717-718.
13. Wilkinson M. Treatment of the acute migraine attack — current status // Cephalalgia. — 1982. — 3. — 61-67.
14. Benvenuti C., Beretta A., Longoni A., Pickvance N.J. A multicentre general practice study evaluating the efficacy and tolerance of ibuprofen in common painful conditions // Pharmatherapeutica. — 1984. — 4(1). — 9-12.
15. Caldwell J.R., Crain D., Hoffmeister R.T. et al. Four-way, multicenter, crossover trial of ibuprofen, fenoprofen calcium, naproxen, and tolmetin sodium in osteoarthritis: Comparative clinical profiles // South Med. J. — 1983. — 76(6). — 706-711.
16. Diamond S. Ibuprofen versus aspirin and placebo in the treatment of muscle contraction headache // Headache. — 1983. — 23. — 206-210.
17. Schachtel B.P., Thoden W.R. Onset of action of ibuprofen in the treatment of muscle contraction headache // Headache. — 1988. — 28. — 471-474.
18. Pearce I., Frank G.J., Pearce J.M.S. Ibuprofen compared with paracetamol in migraine // Practioner. — 1983. — 227. — 465-467.


Вернуться к номеру