Газета «Новости медицины и фармации» 21 (349) 2010
Вернуться к номеру
Мужчина и женщина: межличностные взаимоотношения, мышление и деятельность
Авторы: О.И. ШУШЛЯПИН, член Всемирной организации семейных врачей (WONCA), член Международной Петровской академии наук и искусств, Нью-Йоркской академии наук и Лондонской дипломатической академии, к.м.н., Харьковский национальный медицинский университет
Версия для печати
Суть двух полов проста: мужчины и женщины отличаются друг от друга. Они не хуже, не лучше друг друга — они разные. Ученые — антропологи и социобиологи — знают это давным-давно, но им известно также, что стоит им открыто провозгласить такой тезис в «политически выдержанном мире», как они тут же станут изгоями. В современном обществе сложилось убеждение, что потенциальные возможности мужчины и женщины одинаковы, они в равной степени талантливы и могут овладеть любым профессиональным мастерством. И созрело это убеждение как раз к тому моменту, когда наука собрала достаточно доказательств, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга.
«Телесная и психическая определенность пола дает подлинное наслаждение, лишь дополняясь единством мужского и женского начала в духовных и душевных, соматических и разумных (мудрых) Я»
Чем же нам грозит такая ситуация? Наше общество, как оказалось, покоится на довольно зыбком фундаменте. Только осознав наши особенности, мы сможем укрепить нашу коллективную силу — в противовес нашей индивидуальной слабости. Для этого важно попытаться воспользоваться достижениями последнего времени в науке об эволюции человека, чтобы показать, как применить накопленные знания к практическим аспектам взаимоотношений между мужчинами и женщинами, что позволит глубже разобраться в сути и объяснить те странности, которые возникают при взаимоотношениях мужчины и женщины.
Всем мужчинам и женщинам свойственно то, что они, не понимая друг друга, готовы рвать на себе волосы, взывая к своему партнеру: «О боже, почему же ты меня не понимаешь?» Взаимопонимание исчезает, потому что мужчины никак не возьмут в толк, почему женщина не ведет себя, как мужчина, а женщина ждет от своего партнера поведения, копирующего ее собственное. Как наладить отношения с противоположным полом, но и глубже понять себя? Как прийти к более счастливой, здоровой и гармоничной жизни двух полов, бросая вызов тому, что «счастливые браки бывают лишь на небесах»?
Мужчины и женщины любой расы, воспитанные в любой культуре и среде, постоянно оспаривают мнение, поведение, отношения и убеждения своих партнеров.
Мужчины и женщины разные, и эта разница лежит в формах (состояних) их сознания. Хотя они особи одного вида с позиции их биологии — генетики, эпигенетики и протеиномики, они живут в разных мирах сознания и у них разная направленность эниологических (энергоинформационных) потоков сознания, для них приоритетны разные механизмы ценности, действуют они, следуя разным жизненным правилам.
Чтобы снять стресс, мужчины прибегают либо к спиртному, либо к агрессии. Женщины, чтобы иметь разрядку в бесконечных семейных скандалах, пытаясь разобраться, кто прав или виноват, отправляются по магазинам. Женщины критикуют мужчин за то, что они бесчувственны, невнимательны, не умеют слушать, не проявляют теплоты, недостаточно сильно любят, предпочитают в постели заниматься сексом, а не любовью. Мужчины критикуют женщин за то, что они неумеренно болтливы и не умеют отделить главное от второстепенного в своих рассуждениях. Мужчины думают, что принадлежат к полу, который отличается большим здравым смыслом. Женщины же знают, что именно они — самые здравомыслящие и они всегда правы в своих суждениях.
Гендерные различия могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль. Женщины намного чаще становятся объектами стереотипного восприятия, базирующегося на их отличительных чертах, но, как правило, вовсе не на тех, которые они предпочли бы сами отметить. Отчасти это объясняется тем, что руководящие должности куда чаще занимают мужчины, и если представительство какой-либо социальной группы в обществе падает на 20 %, то эти люди становятся жертвами стереотипного представления. Для женщин часто придумывают такие типажи, как помощница, воспитательница, соблазнительница, т.е. наклеивают на них ярлыки, которые мешают им проявить свое истинное «Я».
Некоторые женщины используют стереотипы в своих целях, играя роль на работе «воспитательницы», ухитряясь извлечь из этого выгоду. Но это только способствует укреплению пагубных стереотипов и еще мешает другим женщинам проявить подлинную индивидуальность.
Второй прием избежать стереотипов — это коллективное сопротивление и организация кампании в защиту прав и возможностей женщин и даже выступления в пользу увеличения их численности в трудовых коллективах. Но организация движения в защиту каких-то идей остается для женщин недостижимой мечтой. Социальный, психологический и биологический «пол» — насколько он может совпадать или расходиться у двух личностей — мужчин и женщин — в их взаимоотношениях: сенсорных, перцептивных, эмоциональных, чувственных, интеллектуальных, волевых, лидерских, творческих, мотивационных и прочих интересах и способностях? Что представляется наиболее ценным в межличностных отношениях: биологическое, психологическое и/или социальное в развитии и в стремлении к бесконечному разнообразию генетического и приобретенного?
Пол — биологическая, генетическая и фенотипическая детерминанта, гендер — социально и психологически обусловленная роль того или иного пола. Половое неравенство естественно, гендерное неравенство «приобретается» в процессе взаимодействия двух биологических полов в социокультурном континууме.
С нейробиологической точки зрения личные качества человека обусловлены половой дифференцировкой мозга. Развитие человека и его возможности детерминированы универсальными генетическими механизмами, уникальными эпигенетическими программами и особыми фенотипическими правилами управления геномом, эпигеномом и фенотипом. Уже в первые секунды внутриутробной жизни мужская и женская зиготы имеют различный генотип. В дальнейшем эти различия посредством процессов транскрипции и трансляции реализуются в построении генетически различных организмов, с различным функционированием головного мозга. Два различных генотипа призваны обеспечить в социуме гармоничность бытия.
Обычно выделяют два подхода в различиях психологии управления лидерских свойств-качеств у мужчин и женщин.
Первым определяющим подходом считается биологический половой диморфизм, который дополняется системой отличий (неравенств) психофизиологических реакций, когнитивных процессов, способностей, мотиваций и интересов у мужчин и женщин.
Вторым определяющим подходом считаются социально-культурные детерминации, и при этом вводится понятие гендера, которое в отличие от понятия пола отражает биологически детерминированные характеристики, выражает сложный процесс социально-культурных отличий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и их результат — конструкт гендера.
При первом подходе особенности развития мужского и женского мозга запрограммированы генетически. Реализация этого генетического процесса характеризуется так называемой половой дифференцировкой мозга: у мужчин в этом процессе играет сакраментальную и преимущественную роль тестостерон, у женщин — эстрогены. Гормоны действуют на нервные клетки гипоталамуса через клеточные рецепторы. Но отличия функционирования женского и мужского мозга не ограничиваются различной чувствительностью нейронов к половым гормонам. Cами нервные клетки (нейроциты) и их ядра отличаются по размерам и по неодинаковому расположению друг к другу у мужчин и женщин. Процесс половой дифференцировки затрагивает и разный ход биохимических процессов, а также цитоархитектонику и с ней кровоснабжение мозга у мужчин и женщин.
Сложная половая дифференцировка в функционировании и построении женского и мужского мозга обусловливает неодинаковость мышления, поведения и межличностных отношений у мужчин и женщин, но это не означает, что в сходных ситуациях мужчины и женщины будут вести себя по-разному, и в этом случае на первый план могут выступать воспитание, образование и культура с ее этикой, моралью и нравственностью.
Биологически половая дифференцировка мозга обусловливает половое поведение, заботу о потомстве и о месте обитания. Так, материнский инстинкт у женщин имеет преимущественно нейробиологическую природу, забота о потомстве у мужчин напрямую связана с его воспитанием, моралью, этикой.
Исходя из нейробиологических различий полов, при учете психологических особенностей управления персоналом женщинам более свойственны опека и обучение персонала; они более охотно выполняют общественные поручения, рутинную работу. У большинства женщин более развито вербальное мышление, являющееся более предметным и конкретным; у мужчин доминирует абстрактное мышление; при принятии решений женщины больше прибегают к интуиции, мужчины пользуются абстрактными понятийными схемами, что с нейробиологических позиций обусловлено различным распределением функций между левым и правым полушарием головного мозга у мужчин и женщин. Так, способности к математике определяются правым полушарием, а склонность к языкам — левым. На вербальное мышление у мужчин отведено левое полушарие, которое у них менее развито, чем у женщин, поэтому в предметном контексте они уступают женщинам. В отличие от мужчин женщины могут заниматься сразу несколькими делами, составлять более точные суждения о людях и событиях на уровне интуиции, им легче разобраться в конфликтных ситуациях, а также легче дается сопоставление словесной (вербальной) информации с визуальным наблюдением. В отличие от мужчин женщины обладают более совершенным чувственным восприятием окружающей действительности; экстрасенсорные способности чаще проявляются именно у женщин. Но человек все же использует только незначительные резервы своего мозга, а постоянные тренировки с детства могут независимо от пола достигать самых разных результатов, и это на том основании, что такие тренировки развивают когнитивные функции и даже оставляют след в цитоархитектонике мозга.
Таким образом, личные качества человека предопределяются не только наследственностью, выраженными нейробиологическими особенностями мозга мужчин и женщин, но и навыками, приобретенными в процессе обучения, воспитания и наставничества человека. Микро- и макроокружение человека оказывает огромное влияние на формирование личности, но проистекает оно от генетической «почвы», а также на психофизиологические особенности личности так или иначе накладывают свой отпечаток образование и воспитание.
Формирование гендера осуществляется двумя путями:
— путем социализации, распределения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;
— самим человеком на уровне его установок, которые опосредуют процесс принятия задаваемых социумом гендерных схем.
В каждом обществе существует определенное распределение функций между мужчинами и женщинами, специфические для них виды деятельности и роли. Мужчины стремятся сдерживать свои эмоциональные проявления, не склонны к спонтанному самораскрытию, имеют «защитный панцирь» из норм и правил; ощущают себя «в порядке», будучи интегрированными в группу; они деятельностно ориентированы, для них важно ощущение субъективности, собственной роли в достижении успеха; склонны к объективизму, опираясь на факты; уважают себя, если соответствуют социально-желательным характеристикам.
Женщины ориентированы на межличностное общение; им органично присуща способность к эмоциональному, привлекающему внимание окружающих, выразительному самопредъявлению; выраженность этой способности говорит об их психическом благополучии и о хорошей социальной адаптации; они несколько импульсивны, склонны к субъективизму; строгое соблюдение социальной желательности воспринимается ими как насилие над собственным «Я» и ведет к самоотчуждению; их самоотношение более целостно, меньше зависит от социальной желательности и носит самопрезентационный характер.
У мужчин и женщин одни и те же личностные характеристики несут для них совершенно различный психологический смысл.
«Когда личность стремится к свободе без любви, она рано или поздно теряет свободу»
Понятие «гендерный» (англ. gender — род) введено в социологический обиход с той целью, чтобы подчеркнуть необходимость рассматривать не опыт пола (англ. sex), а опыт рода, соотнесенный с культурно-психологическими характеристиками, зачастую совпадающими с их культурно-генетической интерпретацией. Так, специфическое понимание объективности, складывающееся через естественно-научные представления, как и схемы рационального контроля, исследователи феминизма справедливо относят к маскулинной ориентации. Нацеленность ряда социологических концепций феминизма на плюралистическое общество, построенное не по сложноподчиненному, а по сложносочиненному принципу, исключающему любые формы господства, насилия и подавления личности, обеспечивающему равенство между мужчиной и женщиной, внутри каждой из половых групп, между взрослыми и детьми, вполне очевидно соответствует женскому началу в культуре. Близость ряда феминистских установок установкам экологических движений и признание равенства полов на основе общей сущности также обнаруживают их собственную культурную направленность.
В понимании феминности и маскулинности как комплексных образований следует выделять три уровня детерминации:
— психобиологический;
— психосоциальный;
— психоэкзистенциальный (личностный).
Психологическая маскулинность в значительной степени связана с индивидуализацией личности, а значит с развитием ее от зависимости к автономности, от конформизма к свободному самоопределению.
Психологическая феминность связана с децентрализацией личности, т.е. со смещением мотивационно-ценностной детерминации с эгоцентричных и группоцентричных стремлений на универсально-милосердные и альтруистические стремления.
«Мудрость мужчины делает его свободным, мудрость женщины делает ее любимой. Им остается только подарить другу их мудрости»
Творчество как конструктивная трансформация «Я» в «не-Я» является атрибутом не маскулинности или феминности, а андрогинности (андрогин-анализа и андрогин-коррекции); психологическая андрогинность связана с высоким уровнем развития личности мужчины и женщины, с преодолением эгоистичных, группоцентричных и конформационных установок, с соединением индивидуализации с децентрацией.
Для отношений «мужчина — женщина» на коротких коммуникативных дистанциях необходимы более глубокие уровни дифференциации на два сакраментальных типа:
— субъекты чувств — это источники симпатий и антипатий, принимающие свою субъективную оценку другого человека в качестве достоверной; к ним относятся люди, умеренные в своем эмоциональном выборе. Имея избыток чувств, они сознательно тянутся к тем, кто мог бы разделить их заряд переживанний; в личной жизни им важнее любить самим, чем быть любимыми; хотя они не теряют надежду возбудить ответное чувство у тех, кто субъективно их притягивает; именно у субъектов чувств вы, вероятнее всего, встретите любовь одностороннюю, без взаимности. Субъекты чувств — это этики, которые сердцем живут больше, чем умом (рациональностью), следуя принципу «Мы все готовы обманываться в любви»;
— объекты чувств — это те, кто лишь зажигается в ответ на чувство другого; они не проявляют своих чувств первыми, так как не уверены в своем эмоциональном выборе; поэтому объекты чувств действуют самым простым способом: ожидают какого-либо сигнала, что они желанны; на симпатии они отвечают симпатиями, на антипатии — антипатиями. Объекты чувств — логики; они выбирают обычно того, кому нравятся они.
С вышеизложенных позиций и основываясь на сексуальных предпочтениях, выделяют следующие типы мужчин и женщин:
А. Женские типы:
— «женщина-мать». Склонна опекать своего партнера мужского пола; испытывает влечения к слабым, интеллигентным мужчинам, которые ей подчиняются в повседневных делах. Ей приятно их защищать, поддерживать, приободрять;
«Соответствуй своему полу на уровне поведения и будь выше пола на уровне интеллектуального творчества и креативного лидерства»
— «женщина-агрессор». Все время пытается соперничать с мужчиной, в том числе и в эротических отношениях. Склонна к иронии, насмешкам над мужчинами. Любит себя чувствовать более компетентной, чем мужчина, в любом деле. Во время любовной игры ожидает от мужчины заискиваний, показной слабости, эмоциональной неустойчивости;
— «виктимная женщина». Идеал такой женщины — физически сильный мужчина, она желает испытать на себе его силу, чувствовать себя его жертвой. В любовных играх отдает предпочтение разным формам противоборства, разжигающим страсть партнера. Женщинам такого типа имманентно присущи мазохистские черты, о которых они могут и не догадываться;
— «инфантильная женщина», или «женщина-дочь». Идеал такой женщины — добрый, с жизненным опытом и богатый муж, который старше ее на несколько лет. В его присутствии она чувствует себя маленькой несмышленой девочкой, во всем зависимой от него. В любовной игре отдает предпочтение душевной беседе, ласкам, его заботливости и вниманию. Особенно ценит его снисходительность к ее капризам и шалостям.
Б. Мужские типы:
— «мужчина-отец». Опытный и внимательный к духовному миру женщины, понимающий ее высокую чувствительность и претенциозность. Партнер, умеющий расположить к себе женщину покровительственными ухаживаниями. В любовной игре ценит нежность и незащищенность, восхищение его мудростью, жизненным опытом и эротическим мастерством);
— «мужчина-агрессор». Этот социотип имеет склонность к насильственному овладению женщиной. В любовной игре любит демонстрировать борьбу. Может позволять в отношении с женщиной грубость, как физическую, так и моральную. Ожидает от женщины подчинения его воле. До какой-то степени это садистический тип, бахвальствующий своим деспотическим и домостроевским характером;
— «виктимный мужчина». Идеализирует властную женщину, подстраивается под ее вкусы и интересы, уважает ее волевые качества. В поведении подчеркивает зависимость от нее, проявляя послушность и почитание. Ожидает такой мужчина от женщины интриг, упреков, а не получая их, провоцирует ее на эти проявления;
— «мужчина-сын». Несамостоятельный, наивный, инфантильный в житейских делах человек. Ожидает от женщины деловой и эмоциональной поддержки. Уважает в женщинах их опыт и с благодарностью принимает ее отзывчивость на свою бездарность, потерянные способности и неприспособленность в жизни.
Продолжение следует