Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 8(212) 2007

Вернуться к номеру

Опыт применения Орнизола в комплексной терапии демодекоза

Авторы: А.А. ФРАНКЕНБЕРГ, В.А. ШЕВЧЕНКО, С.В. КРИВКО, В.К. ШЛЯХОВА, Днепропетровский областной кожно-венерологический диспансер

Рубрики: Паразитология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати

Несмотря на очевидный прогресс в культурной и социальной сферах человека, паразитарные заболевания кожи по-прежнему являются актуальной проблемой дерматологии. Наиболее часто врачу приходится сталкиваться с заболеваниями, вызываемыми клещами. Паразиты для хозяина являются чужеродными организмами, выделяющими различные вещества, в ответ на которые развиваются соответствующие реакции: клеточные (пролиферация и гипертрофия), тканевые (воспаление — сосудистая реакция, экссудация, отек, инфильтрация), а также системные гуморальные (иммунные) изменения. Паразитарные болезни кожи подразделяются на поверхностные (локализация на поверхности и внутри эпидермиса) и глубокие (дерма, подкожно-жировая клетчатка). Наиболее распространенными паразитарными заболеваниями кожи являются чесотка и демодекоз.

Демодекоз — часто встречающаяся патология у человека и животных, вызванная клещами рода Demodex. В общей структуре заболеваний кожи демодекоз составляет 2,9 %, а в структуре акнеформных дерматозов — 10,5 %. В настоящее время из 65 видов и нескольких подвидов демодекса у людей обнаруживаются только два: Demodex folliсulorum и Demodex brevis. Каждый вид и подвид демодекса строго специфичен для своего хозяина. Клещ железница (Demodex folliсulorum) встречается наиболее часто, обнаруживается только у человека в волосяных фолликулах, сальных железах, вне хозяина его размножение прекращается [7]. Клещ жизнеспособен и вне хозяина при постоянной влажности и комнатной температуре в темноте до 9 сут. Оптимальная температура для развития клеща — 30–40 °С, при температуре 14 °С клещи находятся в состоянии оцепенения, а при 52 °С быстро погибают. В воде насекомые могут жить до 25 дней, при сухом воздухе погибают через 1,5 дня. Самая благоприятная питательная среда для демодекса — растительное масло, жир, вазелин. Клещи имеют размеры 0,3–0,4 мм. В полости волосяного фолликула самки откладывают яйца, из которых через 60 ч вылупляется личинка, которая неподвижна и постоянно питается. Через 40 ч личинка превращается в нимфу 1, которая также малоподвижна и остается в фолликуле. Спустя 72 ч происходит превращение в нимфу 2, подвижную, перемещающуюся по кожным покровам, и через 60 ч — превращение во взрослую особь. Взрослая особь вновь попадает в фолликул и после откладывания яиц погибает. Жизненный цикл клеща составляет около 15 сут. [4].

Если в организме хозяина имеются какие-либо патологические процессы — нейроэндокринные, желудочно-кишечные, психические, иммунные, а также при наличии очагов хронической инфекции происходит сенсибилизация организма к клещу. В этой ситуации демодекс представляет собой химический, механический раздражитель, способствующий развитию и поддержанию патологического процесса. Кроме этого, нарушается симбиоз с коринебактериями и условно-патогенной флорой, что также является пусковым фактором для развития заболевания. Возможно также бессимптомное носительство клеща при отсутствии патологии кожи. Наибольшая активность демодекса на коже человека наблюдается в весенне-осенний период, что связано с повышенной инсоляцией, изменением температуры окружающей среды, иммунными и эндокринными изменениями. Наиболее часто клещ обнаруживается в области носогубной складки, щек, носа, подбородка, достаточно редко — в области шеи и очень редко — в области спины и груди.

Клинические проявления демодекоза разнообразны. Существуют кожные и глазные проявления заболевания. Необходимо различать непосредственно демодекоз и заболевания, течение которых усугубляет наличие клещей. Наиболее распространенные заболевания представлены в табл. 1.

Для выбора терапии имеют значение клиническая картина заболевания, наличие форм клещей, их количество. Необходимо также учитывать имеющуюся у пациента сопутствующую патологию. Для воздействия непосредственно на клещей демодекс применяются акарицидные средства, к которым относятся производные нитроимидазольной группы. До последнего времени наиболее эффективным средством из этой группы считался метронидазол, применяемый от 4 до 6 нед. [3, 8, 9]. О механизме действия препарата нет единого мнения. До сих пор не ясно, какое из его фармакодинамических свойств играет ведущую роль в достижении клинического эффекта при лечении демодекоза. Установлено, что метронидазол усиливает защитные и регенераторные функции слизистой оболочки желудка и кишечника [1, 2] и оказывает выраженное противоотечное действие [14]. Препарат дает бактериостатический эффект в отношении грамотрицательных анаэробных палочек [16], а также антипаразитарный — в отношении Demodex folliculorum [1]. В экспериментальных и клинических исследованиях показано супрессивное действие препарата на некоторые показатели клеточного иммунитета, отмечено также подавление хемотаксиса лейкоцитов [13, 15].

В целом препарат переносится хорошо, однако в процессе терапии возможны побочные явления: головная боль, тошнота, рвота, сухость во рту, крапивница, кожный зуд, лейкопения, кандидоз. Кроме того, в последние годы значительно чаще стали констатировать случаи неудач в лечении демодекоза метронидазолом. Не исключено, что неудачи терапии могут быть связаны с возникновением устойчивости бактериально-паразитарной флоры к метронидазолу, применяемому более 40 лет.

В последнее время появились сообщения об эффективном лечении розовых угрей и демодекоза относительно новым производным нитроимидазола — орнидазолом: a-(chlorome-thyl)-2-methyl-5-nitroimidazole-1-ethanol [12]. Отмечено не только противопаразитарное действие препарата, но и бактериостатическое, повышающее активность нейтрофилов, стимулирующее адренергические структуры, усиление репаративных процессов [2].

Цель работы: определение эффективности применения орнидазола в комплексном лечении демодекоза.

Материалы и методы

Под наблюдением находилось 34 больных демодекозом (19 женщин и 15 мужчин) в возрасте от 18 до 73 лет. Давность заболевания колебалась от 2 месяцев до 15 лет. В качестве основного этиотропного препарата применялся орнидазол, выпускаемый Корпорацией «Артериум» (Украина) под названием Орнизол. Препарат назначали по 500 мг (1 табл.) два раза в день курсами по 10 дней. Наружно всем больным назначали 2% борно-нафталановую пасту, примочки из антисептических препаратов.

Эффективность лечения оценивали по следующим критериям: клиническое выздоровление; значительное улучшение (сокращение длительности рецидива и увеличение периода ремиссии в 2 и более раза); улучшение (сокращение длительности рецидива или увеличение периода ремиссии менее чем в 2 раза); отсутствие эффекта. Лечение считалось высокоэффективным при клиническом выздоровлении или значительном улучшении. Оценку терапевтической эффективности Орнизола проводили в сравнительном плане. Контрольную группу составили 42 больных демодекозом (27 женщин и 15 мужчин в возрасте от 29 до 50 лет), получавших метронидазол по стандартной схеме: 250 мг три раза в день в течение 14–21 дня. Наружно этой группе больных также назначали 2% борно-нафталановую пасту и примочки из антисептических препаратов.

Больные обеих групп перед началом лечения проходили гастроэнтерологическое, эндокринологическое, иммунологическое обследование. При обнаружении патологии назначалась соответствующая терапия, которая проводилась на фоне лечения демодекоза.

Для объективизации клинической оценки результатов лечения больные обеих групп были разбиты на клинические подгруппы в соответствии с классификацией демодекоза, предложенной Б.Г. Коганом [5].

Результаты и их обсуждение

Результаты лечения больных розацеа Орнизолом (основная группа) и метронидазолом (контрольная группа) представлены в табл. 2.

Заметный клинический эффект отмечался уже на 7–9-й день приема препарата. Клиническое выздоровление и значительное улучшение были достигнуты у 31 (91,1 %) пациента основной группы, которую составили 9 больных с папулезной, 10 — с пустулезной, 4 — с эритематозной и 11 — с комбинированной формами заболевания. Улучшение отмечено у 4 (11,7 %) больных: по 1 с папулезной и комбинированной и 2 — с пустулезной формами заболевания.

В группе сравнения клиническое выздоровление и значительное улучшение констатированы у 33 (78,5 %) больных, улучшение — у 5 (11,9 %), отсутствовал эффект у 3 (7,1 %) больных с пустулезной и комбинированной формами.

Важным сравнительным моментом являются и сроки лечения больных. При всех формах демодекоза наступление терапевтического эффекта при лечении Орнизолом было почти в два раза быстрее, чем при терапии метронидазолом.

Изучение клинической эффективности Орнизола показало хорошую переносимость и отсутствие серьезных побочных реакций. Из 34 пациентов 3 (8,8 %) больных жаловались на тошноту, 1 (2,9 %) — на металлический привкус во рту. Проводившиеся до и после лечения клинические, биохимические анализы крови и анализы мочи не выявили отклонений от нормы. В группе больных, принимавших метронидазол, побочные эффекты в виде тошноты, металлического привкуса во рту, головокружения, развития кандидоза были у 14 (33,3 %) больных.

Отдаленные наблюдения за больными, получившими лечение препаратом Орнизол, выявили отсутствие рецидивов заболевания в течение последующих 9 месяцев наблюдений практически у всех пациентов.


Список литературы

1. Бабаянц Р.С., Ильинская А.В., Громова С.А. и др. Метронидазол в терапии розацеа и периорального дерматита // Вестн. дерматол. — 1983. — 1. — С. 13-17.

2. Гавриленко Я.В., Вазило В.Е., Паршков Е.М. и др. // Тер. арх. — 1976. — 5. — С. 74-79.

3. Жилина В.Г., Скоробогатова В.В., Базыка А.П. Лечение больных розацеа трихополом // Вестн. дерматол. — 1981. — 11. — С. 66-67.

4. Зацепина Н.Д., Майчук Ю.Ф., Семенова Г.Я. Поражения глаз при демодекозе: Методические рекомендации. — М., 1983. — С. 3-17.

5. Коган Б.Г. Демодекоз: раціональна класифікація клінічних форм захворювання. Вплив імунних та гормональних зрушень на перебіг дерматозу // Український журнал дерматології, венерології, косметології. — 2002. — 1 (14). — С. 62-63.

6. Курдина M.M., Потекаев Н.Н., Потекаев С.Н. и др. Терапия розацеа // Вестн. дерматол. — 1998. — С. 16-20.

7. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни: Руководство. — М.: Медицина, 1995. — С. 456-83.

8. Скрипкин Ю.К., Федоров С.М., Селисский Г.Д.  // Вестн. дерматол. — 1997. — С. 22-5.

9. Пономарев Б.А., Кулагин В.И., Селисский Г.Д., Новик Д.К. Основные проблемы эктопаразитарной инфекции // Вестн. дерматол. — 2000. — 1. — С. 39-40.

10. Умарова С.А. // Труды Таджик. мед. ин-та. — 1974. — 120. — С. 76-78.

11. Хамаганова И.В. Наружное применение клиона в комплексном лечении розацеа // Вестн. дерматол. — 1992. — 5. — С. 36-38.

12. Черкасова М.В., Сергеев Ю.В. Сравнительная эффективность препаратов имидазольной группы в лечении розацеа // Актуальные вопросы дерматологии и венерологии. Юбилейная конференция, посвященная 5-летию кафедры кожных и венерических болезней педиатрического факультета РГМУ: Сборник трудов. — М., 1997. — С. 161.

13. Grove D.I., Mahmoud A.A.F., Warren K.S. Supression of cellmediated Immunity by Metronidazole // Int. Archs. Allergy Appl. Immunol. — 1977. — 54. — Р . 422-426.

14. Jansen T., Plewig G. Klinik und Therapie der Rosazea // H+G. В 71, H 2. — 1996. — 88-95.

15. Nielsen P.G. Metronidazole treatment in rosacea // Int. J. Dermatol. — 1988. — 27. — 1-5.

16. Werner H., Krasemann C., Kandler R. et al. // Munch. med. wschr. — 1980. — 122. — 633-636.


Вернуться к номеру