Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Травма» Том 11, №4, 2010

Вернуться к номеру

Особенности изменений иммунного статуса и метаболических процессов у больных с различной хирургической тактикой костной пластики на фоне посттравматического остеомиелита длинных костей конечностей

Авторы: Р.В.Чучварев, А.К.Рушай, Л.И.Донченко, К.А.Бодаченко, А.А.Щадько, А.В.Степура - НИИ травматологии и ортопедии Донецкого национального медицинского университета им. М.Горького, Донецк, Украина

Рубрики: Травматология и ортопедия

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

В работе изложены результаты изучения особенностей изменений иммунного статуса и метаболических процессов у больных с различной хирургической тактикой костной пластики на фоне посттравматического остеомиелита длинных костей конечностей. Показано, что замещение дефектов кости с использованием ауто- и биоимплантанта, в сравнении с методом Илизарова, не вызывает активацию воспалительного процесса к 7 суткам после операции. Это позволяет избежать развития интоксикации и сенсибилизации организма больных, несмотря на более выраженные воспалительные процессы в мышечной ткани, обусловленные особенностями оперативного лечения.

У роботі викладені результати вивчення особливостей змін імунного статусу і метаболічних процесів у хворих з різною хірургічною тактикою кісткової пластики на тлі посттравматичного остеомієліту довгих кісток кінцівок. Показано, що заміщення дефектів кісті з використанням ауто- і біоімплантанта, порівняно з методом Ілізарова, не викликає активацію запального процесу до 7 діб після операції. Це дозволяє уникнути розвитку інтоксикації і сенсибілізації організму.

In work results of studying of features of changes of the immune status and metabolic processes at patients with various surgical tactics of a bone plasticity against a posttraumatic osteomyelitis of long bones of finitenesses are stated. It is shown that replacement of defects of a bone with use auto
- and a bioimplant, in comparison with a method of Ilizarova, does not cause activation of inflammatory process by 7 days after operation. It allows to avoid development of an intoxication and a sensitisation of an organism of patients, despite more expressed inflammatory processes in the muscular fabric, caused by features of operative treatment.


Ключевые слова

травматический остеомиелит, костная пластика, иммунный статус

травматичний остеомієліт, кісткова пластика, імунний статус

traumatic osteomielit, bone the plastic arts, immune status

Несмотря на наличие широких и разносторонних комплексов лечебных методик, частота рецидивов остеомиелитического процесса и нарушения восстановления функции сегмента остаются достаточно высокой, по данным авторов в пределах 6-50%. Такой высокий уровень неблагоприятных результатов лечения некоторые исследователи связывают с недостаточной радикальностью санационных операций, нерациональным использованием антибактериальной терапии и отсутствием восстановления костного дефекта. Перспективным направлением в решении данной проблемы может быть разработка и усовершенствование хирургических методов, предусматривающих использование ауто – и биоимплантантов на фоне посттравматического остеомиелита длинных костей конечностей.

Цель исследования изучить особенности иммунного ответа и процессов метаболизма у больных посттравматическим остеомиелитом при различных методах хирургического лечения.

Материал и методы

Для достижения поставленной цели у 59 больных с ложными суставами и несросшимися переломами длинных костей, осложненных посттравматическим остеомиелитом, проведена пластика дефектов с применением аутои биоимплантата. Распределение больных по полу было следующим: 47 мужчин и 12 женщин. Это были люди молодого, трудоспособного возраста (от 18 до 55 лет). Распределение по сегментам было следующее: плечо 5, бедро 8, голень – 46 случаев. Контрольную группу составили наблюдения, при которых костная пластика осуществлялась по Илизарову.

Хирургическое лечение осуществлялось в два этапа. Первой составляющей была санация очага. Пластику костного дефекта проводили через 2–3 недели после резекции пораженного участка и купирования активных проявлений гнойного воспаления.

Клинико-лабораторное обследование больных проводилось до лечения и в 1-3 и 7 сутки после оперативного лечения. У всех больных посттравматическим остеомиелитом в динамике лечения изучали содержание в периферической крови лейкоцитов, лимфоцитов, Т-лимфоцитов и их субпопуляций, В-лимфоцитов, а также процент диформазан-положительных нейтрофилов в спонтанном тесте с нитросиним тетразолием (НСТ-тест).

Биохимическое обследование больных предусматривало определение в сыворотке крови электролитов и макроэлементов с помощью «Мircrolite 2+3» фирмы KONE , показателей белков, углеводов, липидов, а также активность ферментов с помощью биохимического анализатора «Kone Progress Plus»(Финлядия) и денситометра «Рrogress24-VISU» (Франция) Полученные результаты исследований обработаны с помощью модуля Basic Statistics пакета статистических программ Statistic for Windows (StatSoft).

Результаты и обсуждение

Сравнительная оценка состояния иммунитета до оперативного лечения у больных контрольной и основной групп не выявила существенных различий между исследуемыми показателями (табл.1).

В остром периоде после оперативного лечения различия в иммунном ответе выявлено лишь со стороны метаболической активности нейтрофилов. Так, у больных основной группы показатели спонтанного НСТ-теста были в пределах нормы, тогда как у больных контрольной группы отмечалась повышенная метаболическая активность нейтрофилов. В результате этого в период 7 суток у больных контрольной группы имели место более выраженные, чем у больных основной группы, лейкоцитоз и активация лимфоидного звена иммунной системы, что свидетельствовало о развитии повышенной сенсибилизации организма. Последнее подтверждалось повышенным содержанием в группе контроля Т-лимфоцитов и их регуляторных субпопуляций (табл.1).

Выявленным различиям иммунного ответа соответствовали и особенности изменений метаболических процессов. Так, у больных контрольной группы в период 7 суток уровень калия в сыворотке крови был достоверно выше, а натрия – ниже, чем у больных основной группы и нормы, что свидетельствовало о повышенной интоксикации организма (табл.2). Хотя следует отметить, что различия в содержании электролитов отмечались у больных еще до лечения.

Сравнительный анализ уровня в сыворотке крови общего белка, альбуминов и белковых фракций не установил существенных различий между группами больных, как в остром, так и в раннем послеоперационном периодах. Содержание креатинина, мочевины и мочевой кислоты в сыворотке крови больных обеих групп также было практически одинаковым. Активность АСТ и АЛТ в сыворотке крови больных обеих групп существенно не отличалась от нормы на протяжении всего периода исследования. В отличие от этого, активность ГГТ в сыворотке крови у больных основной и контрольной групп существенно превышала пределы нормы, как до лечения, так и в остром и раннем послеоперационном периодах. Такие изменения активности ГГТ до лечения свидетельствовали о наличии хронического воспалительного процесса, обусловливающего активный транспорт аминокислот в клетки путем гаммаглутамильного цикла.

В послеоперационном периоде повышенная активность ГГТ была обусловлена острым воспалительным процессом, причем более выраженным у больных контрольной группы.

Особенности изменений липидного обмена в остром послеоперационном периоде у больных основной группы характеризовались более высоким содержанием ЛПОНП в сравнении с группой контроля, что свидетельствовало о более выраженных процессах мобилизации липидов для обеспечения энергетических затрат. Выявленные изменения в содержании липидов сохранялись и в период 7 суток после операции (табл. 4).

Наличие воспалительного процесса в мышечной ткани у больных выделенных групп оценивали на основании изменений активности креатинкиназы. Известно, что активность креатинкиназы в сыворотке крови повышается при воспалении мышечной ткани. Установлено повышенную активность данного фермента, как до лечения, так и в остром послеоперационном периоде. Высокая активность фермента имела место у больных обеих групп, но в большей степени – у больных основной группы, что обусловлено особенностями оперативного лечения, т.е. большим объемом повреждения мягких тканей.

Изменения в метаболизме костной ткани в определенной степени отражает фосфатазная активность в сыворотке крови. Установлено, что у больных обеих групп активность щелочной фосфатазы была повышенной относительно нормы, как до лечения, так и в остром и раннем периодах после операции, что позволяет говорить о наличии воспалительного процесса в костной ткани.

Следует отметить, что на протяжении всего периода исследований активность в сыворотке крови кислой фосфатазы у больных основной группы была достоверно выше, чем в группе контроля (табл. 3). На наш взгляд это свидетельствовало о более интенсивных процессах резорбции костной ткани, что в целом характерно для данного способа оперативного лечения.

Соответственно, необходимость гидролиза поврежденных тканей обусловила у больных и повышенную активность лизосомальных ферментов, более выраженную в основной группе больных (табл.5).

Таким образом, полученные результаты дают основание констатировать, что замещение дефектов кости с использованием ауто-и биоимплантанта у больных с посттравматическим остеомиелитом не вызывает активацию воспалительного процесса к 7 суткам после операции. Это позволяет избежать развития интоксикации и сенсибилизации организма больных, несмотря на более выраженные воспалительные процессы в мышечной ткани, обусловленные особенностями оперативного лечения.

Выводы

  1. Изменения иммунного статуса у больных посттравматическим остеомиелитом определяются хирургической тактикой их лечения. Так, замещение дефектов кости с использованием ауто-и биоимплантанта, в сравнении с методом по Илизарову, обусловливает менее выраженные лейкоцитоз и лимфоцитоз и соответственно более раннюю нормализацию активности клеточного звена иммунной системы в раннем послеоперационном периоде.
  2. Особенности изменений метаболических процессов при лечении больных с использованием ауто-и биоимплантанта, в сравнении с методом по Илизарову, характеризовались более ранней нормализацией содержания электролитов в сыворотке крови, более высоким содержанием ЛПОНП и более высокой активностью креатинкиназы и кислой фосфатазы. Выявленные особенности в процессах метаболизма были обусловлены различиями в объеме хирургического вмешательства.

Список литературы

  1. Амирасланов Ю.А., Светухин А.М., Митиш В.А., Борисов И.В. Хирургическое лечение хронического остеомиелита длинных костей // Surgery.- 2000.- №5.- C. 53-57.
  2. Никитин Г.Д., Рак А.В., Линник С.А. Хирургическое лечение остеомиелита.- Санкт-Петербург.-2000:287.
  3. Рушай А.К., Климовицкий В.Г., Поляченко  Ю.В., Борзих А.В.  та ін. Лікувально-профілактичні та реконструктивно-відновні втручання в комплексному лікуванні хворих з відкритими переломами довгих кісток і посттравматичним остеомієлітом. - Навчальний посібник. . - Донецьк, 2002.- 111с.
  4. Schmidt H. Komplikationsmanagement der chronischen Knocheninfektion.- 17. Workshop "Good Clinical Practice" "Septische Chirurgie", 16.-17. Dezember 2005, Langenbeck-Virchow-Haus, Berlin und der  Aesculap Akademie.-p.10.

Вернуться к номеру