Журнал «Травма» Том 10, №2, 2009
Вернуться к номеру
Результаты лечения отдалённых последствий полиструктурных повреждений предплечья и кисти
Авторы: Л.Ю. Науменко, А.Н. Доманский, В.Н. Хомяков - Днепропетровская государственная медицинская академия, Украинский государственный, НИИ медико-социальных проблем инвалидности, Днепропетровск, Украина
Рубрики: Травматология и ортопедия
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
В статье проанализированы результаты лечения отдалённых последствий полиструктурных повреждений предплечья и кисти у 66 больных. Определен реабилитационный потенциал исследуемой группы больных. Отображены основные последствия данных повреждений, в зависимости от которых выделены 4 клинические группы. Самую большую группу составили пострадавшие с повреждением костей и нервов - 27 (40,9%). Этапное реконструктивное лечение позволило улучшить функциональные показатели у 70 % больных, снизить уровень инвалидности на 14 %.
У статті проаналізовані результати лікування віддалених наслідків поліструктурних пошкоджень передпліччя і кисті у 66 хворих. Визначений реабілітаційний потенціал досліджуваної групи хворих. Відображені основні наслідки даних пошкоджень, залежно від яких виділені 4 клінічні групи. Найбільшу групу склали потерпілі з пошкодженням кісток і нервів - 27 (40,9%). Етапне реконструктивне лікування дозволило поліпшити функціональні показники у 70 % хворих, понизити рівень інвалідності на 14 %.
In this article we have analysed the results of treatment of remote consequences of multistructial damages of forearm and hand of 66 patients. Rehabilitation potential of the explored group of patients was determined. Depending on the most common consequences of these damages we represented the 4 clinical groups. The biggest group is represented by patients with the damages of bones and nerves - 27 (40,9%). The stage reconstructional treatment allowed to improve functional indexes at 70 % of patients and to reduce the level of disability on 14%.
кисть, предплечье, полиструктурные повреждения
кисть, передпліччя, поліструктурні пошкодження
hand, forearm, multistructial damages
В настоящее время наблюдается тенденция к возрастанию удельного веса сочетанных повреждений верхней конечности с поражением нервов, сухожилий, сосудов и костей. Сочетанные повреждения сухожилий, артерий и нервов наблюдаются в 10,6-27,1 % случаев [3,6,7]. Большинство авторов [1,2,5] отмечают, что сочетанной травме, главным образом, подвержены молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет, которые в 45,9 % случаев становятся инвалидами, неспособными возвратится к прежней специальности.
Несмотря на большое количество публикаций в отечественной и зарубежной литературе по данной проблеме, ее отдельные аспекты до настоящего времени изучены недостаточно. В частности отсутствует единое мнение в вопросах определения показаний, методиках и сроках хирургических вмешательств при последствиях полиструктурных повреждений предплечья и кисти.
Целью нашего исследования явилось изучение эффективности лечения полиструктурных повреждений предплечья и кисти в отдалённом периоде после травмы.
Материал и методы
В настоящей работе приведены результаты лечения больных и инвалидов за 2003-2007 гг. с полиструктурными повреждениями предплечья и кисти.
Для оценки клинического состояния кисти и предплечья была использована схема бальной оценки [4]. Бальная оценка состояния повреждённой конечности состоит из 11 шкал, отражающих внешний вид кисти (наличие деформаций, дефектов, ран, рубцов), амплитуду активных и пассивных движений, силу, рентгенологическую картину, выраженность отёка, состояние мышц, нарушение чувствительности. Для каждого признака определён свой коэффициент весомости – от 0 до 6. Максимально возможная сумма баллов, характеризующая полное восстановление функции поражённой кисти - 52.
Восстановление утраченных функций от 70% и более оценивалось как хороший результат (37-52 балла), 50-69% - удовлетворительный (26-36 балла) и ниже 50% как неудовлетворительный (25 и ниже).
В группу наблюдений вошли 66 пациентов с последствиями полиструктурных повреждений предплечья и кисти. Среди них 60 (90,9%) мужчин и 6 (9,1%) женщин.
Большинство пострадавших были в возрасте от 30 до 50 лет, т.е. наиболее трудоспособный возраст.
Бытовая травма наблюдалась у 42 (64%) пострадавших, производственная травма имела место в 24 случаях (36%).
Основными последствиями полиструктурных повреждений предплечья и кисти являлись: неправильно сросшиеся переломы, ложные суставы костей предплечья и кисти, посттравматические нейропатии с признаками мышечного дисбаланса, ишемические контрактуры в суставах кисти с фиброзированием мышц, рубцовые деформации кожных покровов, ограничивающие функцию в суставах, теногенные контрактуры с признаками блокирования сухожилий.
В зависимости от характера повреждений выделены 4 группы больных (табл. 1). Самую большую группу составили пострадавшие с повреждением костей и нервов - 27(40,9%).
В І группе (последствия повреждений мышц, сухожилий, нервов и сосудов) обследованы больные в сроки от 1 года до 17 лет после травмы, среди которых в 7 случаях проводилось ПХО, первичный шов сухожилий, в 2 – шов сухожилий и нервов, в 8 (47 %) случаях повреждения сухожилий и нервов не были восстановлены первично, среди которых у 4 (23,5 %) восстанавливались в отдалённом периоде после травмы, и у 4 (23,5 %) – не восстановлены.
Во ІІ группе (последствия повреждений костных структур, сухожилий, нервов, сосудов и кожных дефектов) изучены результаты лечения больных в сроки от 1 года до 20 лет после травмы, среди которых у 1 больного проводилась реплантация кисти, в 4 случаях - ПХО, остеосинтез, шов сухожилий и нервов, у 4 (44,4%) наблюдаемых больных не было первично восстановленных структур, среди них у 2 (22,2%) проводилось восстановление в отдалённом периоде.
В ІІІ группе (повреждения нервов и костных структур) исследуемых больных сроки после травмы были от 1 года до 33 лет: у 7 (26%) пациентов проводились ПХО, остеосинтез, восстановление нервов при поступлении, у 5 (18,5%) больных консервативное лечение, а у 15 (55,5%) пациентов поврежденные сруктуры не восстановлены первично, среди которых у 10 (37%) восстановление проводилось в отдалённом периоде после травмы.
В ІV группе (контрактуры лучезапястного сустава и кисти) обследованы больные в сроки после травмы от 1 года до 8 лет, среди которых у 4 больных были произведены различные виды реконструктивно-восстановительных вмешательств при поступлении, в 9 (69,2%) случаях не было произведено первичного восстановления структур, среди них у 7(53,8%) больных выполнены различные виды кожной пластики, восстановление нервов, сухожилий, костей в отдалённые сроки после травмы, а у 2 (15,4%) пациентов повреждённые структуры не восстанавливались. Обращает на себя внимание высокий удельный вес первично не восстановленных структур.
После обследования в клинике был определён реабилитационный потенциал больных и инвалидов с последствиями полиструктурных повреждений предплечья и кисти, который зависел от характера повреждения и сроков после травмы. В отдалённые сроки реабилитационный потенциал снижался (табл.2). Как видно из таблицы, наиболее высокий потенциал имели больные с рубцовыми деформациями кожных покровов и ложными суставами костей предплечья и кисти или дефектами на протяжении периода 3 года.
Во время лечения больные прошли следуюшие этапы медицинской реабилитации.
І. Подготовительный, который включал подготовку кожных покровов, компенсацию периферического кровообращения, устранение остаточных контрактур в суставах пальцев.
II. Реконструктивный, включающий определение этапности вторичных вмешательств:
а) восстановление костных структур и покровных тканей;
б) восстановление или пластика сухожилий и нервов;
в) устранение блоков нервов и сухожилий.
ІІІ. Восстановительный, включавший раннюю функциональную нагрузку, физиофункциональное и медикаментозное лечение, обеспечение прироста чувствительной и двигательной функции, восстановление навыков самообслуживания и трудовой деятельности.
Результаты и обсуждение
Оценка отдалённых результатов полиструктурных повреждений предплечья и кисти представляет определённые трудности благодаря многообразию и сложности функциональных взаимосвязей, с одной стороны, и широкими возможностями компенсации функциональных возможностей за счёт сохранившихся сегментов и структур – с другой. Так, у больных І группы хорошие результаты лечения достигнуты у 8 больных, удовлетворительные – у 6 больных, у 3 – неудовлетворительные (табл.3). Результаты лечения во ІІ группе достигнуты хорошие и удовлетворительные в 5 случаях, неудовлетворительные в 4. При анализе ІІІ группы хорошие и удовлетворительные результаты отмечены у 19 больных, неудовлетворительные – у 8 человек.
В ІV группе хорошие и удовлетворительные результаты – у 11 больных, у 2 – неудовлетворительные.
Таким образом, в исследуемой группе наблюдений хорошие результаты достигнуты у 27 (41%) больных, удовлетворительные – у 22 (34%) и у 17 (25%) больных – неудовлетворительные.
По материалам первичного освидетельствования, в травматологической МСЭК 27 (41%) обследованных признаны инвалидами ІІІ группы, при этом 7 (11 %) больных с последствиями повреждений мышц, сухожилий, нервов и сосудов, 4 (6%) – с последствиями повреждений костных структур, сухожилий, нервов, сосудов и кожными дефектами, 12 (18%) – с повреждениями нервов и костных структур и 4 (6%) – с контрактурами лучезапястного сустава и кисти.
После реконструктивно-восстановитель-ного лечения группа инвалидности снизились: снята у 9 больных, что обеспечило снижение показателя инвалидности на 14% (рис.).
Выводы
1. Полиструктурные повреждения предплечья и кисти характеризуются высокой частотой последствий в виде контрактур, несращений переломов и нейропатий, обусловливающих ограничение жизнедеятельности у больных в отдалённом периоде после травмы.
2. Реабилитационный потенциал больных с полиструктурными повреждениями предплечья и кисти зависит от характера повреждённых структур и сроков после травмы.
3. Этапное реконструктивное лечение и комплексный подход к восстановлению двигательной и чувствительной функции позволили в группе наблюдений улучшить функциональные показатели у 70% больных, снизить уровень инвалидности на 14%.
1. Волкова A.M. Хирургия сухожилий и нервов кисти Т.1 /А.М.Волкова.–Екатеринбург: 1991.–194 C.
2. Волкова A.M. К вопросу об организации специализированной помощипри повреждении и заболевании кисти / А.М.Волкова // Современные проблемы лечения повреждений и заболеваний верхней конечности. – М., 1998. - С. 3-4.
3. Оперативные вмешательства при закрытых повреждениях плечевого сплетения / Г.С. Кокин, Берснев В.П., Шамелашвили И.И., Яковенко И.В.// ХП съезд нейрохирургов России: Материалы съезда. – СПб., 2002. – С.527.
4. НовиковА.В. О критериях оценки эффективности реабилитации больных с патологией кисти/ А.В.Новиков, М.А.Щедрина // Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова.– 2007. – №1. – С. 78.
5. Травматология : Пособие для врачей / Корнилов Н.В., Грязнухин Э.Г., ОсташкоВ.И., Редько К.Г. – СПб.: Гиппократ. – 1999. – С. 52 – 64.
6. Medicolegal evaluation of vascular injuries of limbs in Turkey /Asirdizer M., Yavuz M.S., Buken E. et al.//J. Clin. Forensic. Med. – 2004. – Vol. 11, N2. – P. 59-64.
7. Robinson L.R. Traumatic injury to peripheral nerves/L.R.Robinson//Muscle. Nerve. – 2000. – Vol. 23, N6. – P. 863 – 873.