Международный неврологический журнал 6 (44) 2011
Вернуться к номеру
Карбидопа и Леводопа-Тева в лечении больных болезнью Паркинсона
Авторы: Труфанов Е.А., Кафедра неврологии и нейрохирургии Луганского государственного медицинского университета
Рубрики: Неврология
Версия для печати
Препараты леводопы на данный момент являются наиболее эффективными лекарственными средствами для лечения болезни Паркинсона и по-прежнему остаются золотым стандартом терапии этого заболевания [2, 4, 5, 14]. Целью нашего исследования являлось изучение эффективности и переносимости противопаркинсонического препарата Карбидопа и Леводопа-Тева. Результаты исследования показали, что даже при использовании невысоких (37,5/375 мг) и умеренных (62,5/625 мг) дозировок Карбидопы и Леводопы-Тева отмечалось значительное снижение тяжести болезни Паркинсона по модифицированной шкале Hoehn и Yahr, шкале повседневной жизненной активности Schwab и England и по части III (исследование двигательных функций) шкалы UPDRS. Улучшение по шкалам брадикинезии и ригидности наблюдалось у 100 % больных, по шкалам тремора — у 86,7 %, по шкале постуральной устойчивости — у 34,6 % больных. Побочные эффекты (тошнота, дискинезия, клинические флюктуации) были минимальными и не требовали прекращения приема препарата.
Болезнь Паркинсона, леводопа, UPDRS, модифицированная шкала Hoehn и Yahr, шкала повседневной жизненной активности Schwab и England.
Введение
Болезнь Паркинсона — распространенное прогрессирующее неврологическое заболевание, возникающее в результате дегенеративных изменений в допаминергических нейронах, характеризующееся четырьмя главными признаками: брадикинезией, ригидностью, тремором покоя и постуральной неустойчивостью [6, 8–11, 13].
Это довольно частое заболевание развивается у 117 человек на 100 тысяч населения Украины [1].
К моменту установки клинического диагноза уже утрачено 70 % допаминергических нейронов [12].
Использование заместительной терапии леводопой в настоящее время является золотым стандартом и наиболее эффективным методом лечения болезни Паркинсона [2, 4, 5, 14].
Препараты леводопы не замедляют прогрессирование болезни Паркинсона, но они высокоэффективны при лечении симптомов болезни Паркинсона и могут значительно уменьшать тяжесть этого заболевания [2, 5, 7, 12].
Препараты леводопы нетоксичны [5], безопасны и не увеличивают скорость прогрессирования болезни, поэтому могут быть рассмотрены в качестве первоначальной терапии болезни Паркинсона [5, 12].
Целью нашего исследования являлось изучение эффективности и переносимости препарата Карбидопа и Леводопа-Тева (25/250 мг).
Методы
Нами обследовано 30 больных с идиопатической болезнью Паркинсона (20 мужчин и 10 женщин) в возрасте от 52 до 74 лет. Средняя длительность болезни составляла 5,5 года.
Пятнадцать из 30 больных до исследования не получали никакого противопаркинсонического лечения, 12 больных получали антихолинергические препараты и трое больных — агонисты допамина. Все 12 больных, леченных антихолинергиками, были не удовлетворены их терапевтическим эффектом. При этом семи больным (58,33 %) эти препараты были противопоказаны из-за наличия интеллектуально-мнестических расстройств и/или задержек мочеиспускания. Мы отменили эти препараты всем двенадцати больным из-за низкой терапевтической эффективности и высокого риска развития серьезных побочных эффектов (снижение интеллектуально-мнестических функций и антихолинергические побочные эффекты). Трое больных, получавших агонисты допамина, отмечали значительное снижение терапевтического эффекта этой группы противопаркинсонических препаратов по мере прогрессирования болезни, что требовало добавления препаратов леводопы. Такое сочетание препаратов у больных с умеренным и выраженным паркинсонизмом является очень удачным и широко используется как в Украине, так и за рубежом.
Как известно, при первоначальной противопаркинсонической терапии у части больных болезнью Паркинсона возникают такие ожидаемые дозозависимые побочные эффекты, как тошнота и иногда рвота. В подавляющем большинстве случаев они нерезко выражены и проходят самостоятельно или уменьшаются через несколько месяцев после начала противопаркинсонической терапии. Однако с целью улучшения качества жизни больного специалисты по экстрапирамидным заболеваниям широко используют домперидон для успешного купирования этих нежелательных побочных эффектов. Перед началом лечения мы предупредили всех больных о том, что в случае возникновения тошноты необходим прием минимальных терапевтических дозировок домперидона (5 мг 3 раза в день).
Минимальная суточная терапевтическая дозировка леводопы составляет 300 мг (изредка у больных старше 80 лет и с выраженным дефицитом массы тела допускается применение 200 мг), а максимальная суточная дозировка равна 2400 мг. Кратность приема леводопы — от 3–4 раз в день у больных без наличия клинических флюктуаций до 17 раз в день (каждый час в период бодрствования) у больных с синдромом дисрегуляции допамина [3].
Мы назначали противопаркинсонический препарат Карбидопа и Леводопа-Тева после еды по следующей схеме:
— 12,5/125 мг утром в течение 1-й и 2-й недели лечения;
— 12,5/125 мг утром и днем в течение 3-й и 4-й недели (25/250 мг в сутки);
— 12,5/125 мг три раза в день в течение 5-й и 6-й недели (37,5/375 мг в сутки).
После 6 недель лечения больных обследовали повторно и в случае недостаточного терапевтического эффекта минимальных дозировок препарата или наличия клинических флюктуаций дозировку Карбидопы и Леводопы-Тева увеличивали по следующей схеме:
— 12,5/125 мг четыре раза в день в течение 7-й и 8-й недели (50/500 мг в сутки);
— 12,5/125 мг пять раз в день в течение 9-й и 10-й недели лечения (62,5/625 мг в сутки).
После этого больных обследовали в последний раз.
Двадцать два из 30 больных получали Карбидопу и Леводопу-Тева в дозировке 37,5/375 мг в сутки, остальные 8 пациентов — в дозировке 62,5/625 мг в сутки.
Для оценки эффективности противопаркинсонического препарата Карбидопа и Леводопа-Тева мы использовали набор стандартных методик: модифицированную шкалу Hoehn и Yahr, шкалу повседневной жизненной активности Schwab и England и часть III (исследование двигательных функций) шкалы UPDRS (Унифицированная рейтинговая шкала болезни Паркинсона) [15].
Болезнь Паркинсона на 1; 1,5 и 2-й стадиях заболевания по модифицированной шкале Hoehn и Yahr проявляется одно- или двухсторонней симптоматикой без инвалидизации или с нерезкой инвалидизацией и без нарушения постуральных рефлексов; на 2,5-й и 3-й стадиях отмечается двухсторонняя симптоматика с нерезкой или умеренной инвалидизацией и нарушением постуральных рефлексов; на 4-й и 5-й стадиях заболевания наблюдается выраженная инвалидизация больного.
Больные болезнью Паркинсона на стадиях 100–80 % по шкале повседневной жизненной активности Schwab и England полностью независимы в самообслуживании, не инвалидизированы или имеют минимальную инвалидизацию; на стадиях 70–30 % — имеют ту или иную степень зависимости от окружающих при выполнении домашней работы, гигиенических процедур и одевании. Больные на стадиях болезни 20–10 % имеют выраженную инвалидизацию, ничего не могут делать самостоятельно, не могут себя обслуживать и полностью зависят от окружающих.
Часть III (исследование двигательных функций) шкалы UPDRS состоит из следующих подшкал: 18 — речь, 19 — выразительность лица (мимическая экспрессия), 20 — тремор покоя (голова, верхние и нижние конечности), 21 — постуральный тремор рук, 22 — ригидность шеи, верхних и нижних конечностей, 23 — пальцевой тест, 24 — движения рук (сжимание и разжимание кистей в кулак), 25 — быстрые альтернирующие движения кистей, 26 — ловкость (скорость) ног, 27 — вставание со стула, 28 — поза, 29 — походка, 30 — постуральная устойчивость, 31 — общая брадикинезия и гипокинезия. Каждая из подшкал части III UPDRS оценивается по 5-балльной системе, где 0 — это норма, а 4 балла — наиболее выраженные проявления того или иного симптома.
Для оценки побочных эффектов препарата Карбидопа и Леводопа-Тева мы использовали часть IV (осложнения терапии) шкалы UPDRS.
Часть IV шкалы UPDRS состоит из следующих подшкал: 32–35 — дискинезия, 36–39 — клинические флюктуации, 40 — потеря аппетита, тошнота, рвота, 41 — нарушение сна, 42 — симптоматическая ортостатическая гипотензия.
Результаты
Эффективность противопаркинсонического препарата Карбидопа и Леводопа-Тева. До начала противопаркинсонической терапии Карбидопой и Леводопой-Тева средняя тяжесть болезни Паркинсона по модифицированной шкале Hoehn и Yahr составляла 3,47 балла, что в среднем соответствовало умеренной или выраженной инвалидизации с возможностью ходить или стоять без посторонней помощи.
После 10 недель терапии Карбидопой и Леводопой-Тева средняя тяжесть болезни по этой шкале значительно снизилась и составляла 1,92 балла (рис. 1), что соответствовало нерезкой инвалидизации больных (p < 0,001).
Средняя тяжесть заболевания по шкале повседневной жизненной активности Schwab и England до начала лечения Карбидопой и Леводопой-Тева составляла 43 %, что в среднем соответствовало умеренной или значительной зависимости от окружающих при выполнении какой-либо домашней работы или самообслуживании.
После 10 недель терапии Карбидопой и Леводопой-Тева средняя тяжесть болезни по этой шкале также значительно снизилась* и составляла 75 %, что в среднем соответствовало незначительной зависимости от окружающих или полной независимости при самообслуживании и выполнении большинства домашних обязанностей (p < 0,001) (рис. 2).
До начала противопаркинсонической терапии Карбидопой и Леводопой-Тева средняя тяжесть болезни Паркинсона по части III (исследование двигательных функций) UPDRS составляла 44,6 балла, через 10 недель после начала терапии Карбидопой и Леводопой-Тева этот показатель значительно (на 46,0 %) снизился и равнялся 24,1 балла (p < 0,001) (табл. 1).
Подобная закономерность прослеживалась при оценке отдельных двигательных синдромов: брадикинезии, ригидности, тремора и постуральной неустойчивости (табл. 1). При этом улучшение по шкалам брадикинезии и ригидности части III (исследование двигательных функций) UPDRS отмечалось у 100 % больных, по шкалам тремора — у 84,6 % и по шкале постуральной устойчивости — у 34,6 % больных.
Несмотря на 10-недельное прогрессирование болезни Паркинсона, ни у одного из пациентов не отмечалось ухудшения по шкалам брадикинезии, ригидности, тремора и постуральной устойчивости UPDRS (табл. 1).
Побочные эффекты противопаркинсонического препарата Карбидопа и Леводопа-Тева. На фоне терапии болезни Паркинсона противопаркинсоническим препаратом Карбидопа и Леводопа-Тева дискинезия развивалась у 13,3 % больных (табл. 2). Во всех случаях она наблюдалась в течение непродолжительного периода времени бодрствования (< 25 %, что соответствовало 1 баллу). В трех случаях из четырех (75 %) дискинезия была минимальной и неинвалидизирующей (0 баллов), а в 1 случае наблюдалась нерезкая инвалидизация (1 балл). Все больные, у которых наблюдалась дискинезия, получали Карбидопу и Леводопу-Тева в дозировке 62,5/625 мг в сутки. У больных, получавших Карбидопу и Леводопу-Тева в дозировке 37,5/375 мг в сутки, дискинезия не наблюдалась.
Клинические флюктуации наблюдались у 3 (10,0 %) больных болезнью Паркинсона, получавших Карбидопу и Леводопу-Тева (табл. 2). Пропорция off-периодов во всех случаях составляла меньше 25 % от времени периода бодрствования.
Как известно, флюктуации развиваются у подавляющей части больных болезнью Паркинсона по мере ее прогрессирования. Наличие флюктуаций говорит об эффективности противопаркинсонического препарата и в то же время о недостаточно длительном периоде действия противопаркинсонического препарата на данной стадии заболевания, что требует более частого назначения этого препарата дробными дозами или комплексной терапии.
Наиболее частым побочным эффектом Карбидопы и Леводопы-Тева была тошнота, которая развивалась у 20,0 % больных и успешно купировалась терапевтическими дозировками домперидона.
Симптоматическая ортостатическая гипотензия до лечения наблюдалась у 23,3 % больных (табл. 2). После десятинедельной терапии противопаркинсоническим препаратом Карбидопа и Леводопа-Тева не было выявлено новых случаев симптоматической ортостатической гипотензии.
Нарушения сна до лечения наблюдались у 60,0 % больных (табл. 2). После десятинедельной терапии противопаркинсоническим препаратом Карбидопа и Леводопа-Тева не было выявлено новых случаев нарушений сна.
Такие побочные эффекты, как галлюцинации и спутанность сознания, у обследуемой группы больных не наблюдались.
Выводы
1. Препараты леводопы на данный момент являются наиболее эффективными лекарственными средствами для лечения болезни Паркинсона и по-прежнему остаются золотым стандартом терапии этого заболевания [2, 4, 5, 14].
2. Даже при использовании невысоких (37,5/375 мг) и умеренных (62,5/625 мг) дозировок противопаркинсонического препарата Карбидопа и Леводопа-Тева отмечалось значительное снижение тяжести болезни Паркинсона по модифицированной шкале Hoehn и Yahr, шкале повседневной жизненной активности Schwab и England и части III (исследование двигательных функций) шкалы UPDRS.
3. Улучшение по шкалам брадикинезии и ригидности наблюдалось у 100% больных, по шкалам тремора — у 86,7 %, по шкале постуральной устойчивости — у 34,6 % больных.
4. Побочные эффекты (тошнота, дискинезия, клинические флюктуации) были минимальными и не требовали прекращения приема препарата.
1. Московко С.П. Клініко-епідеміологічна характеристика хвороби Паркінсона і синдрому паркінсонізму в Подільському регіоні України: Автореф. дис... д-ра мед. наук: 14.01.15 / Київ. мед. акад. післядиплом. освіти ім. П.Л. Шупика. — К., 2006. — 32 с.
2. Fahn S. Does levodopa slow or hasten the rate of progression of Parkinson’s disease? / S. Fahn and the Parkinson Study Group // Journal of Neurology. — 2005. — Vol. 252, Suppl. 4. — P. IV37-IV42.
3. Gallagher S. Treating Parkinson’s disease: Dopamine dysregulation syndrome and impulse control // British Journal of Neuroscience Nursing. — 2010. — Vol. 6, № 1. — P. 548-552.
4. Gardian G., Vecsei L. Medical treatment of Parkinson’s disease: today and the future // International Journal of Clinical Pharmacology and Therapeutics. — 2010. — Vol. 48. — P. 633-642.
5. Levodopa and the Progression of Parkinson’s Disease / The Parkinson Study Group: S. Fahn, D. Oakes, I. Shoulson et al. // The New England Journal of Medicine. — 2004. — Vol. 351. — P. 2498-2508.
6. Medical Services Utilization and Prognosis in Parkinson Disease: A Population-Based Study / S.A. Parashos, D.M. Maraganore, P.C. O’Brien et al. // Mayo Clinic Proceedings. — 2002. — Vol. 77. — P. 918-925.
7. Meta-Analysis of the Comparative Efficacy and Safety of Adjuvant Treatment to Levodopa in Later Parkinson’s Disease / R. Stowe, N. Ives, C.E. Clarke et al. // Movement Disorders. — 2011. — Vol. 26. — P. 587-598.
8. Movement Disorders / N. Quinn, K. Bhatia, P. Brown et al. // Neurology: A Queen Square Textbook / Ed. by C. Clarke, R. Howard, M. Rossor, S. Shorvon. — Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2009. — P. 155-187.
9. Parkinson Disease / W. Martin, O. Suchowersky, K.K. Burns, E. Jonsson. — Weinheim: WILEY-VCH Verlag GmbH & Co. KGaA, 2010. — 336 p.
10. Poewe W. Clinical Measures of Progression in Parkinson’s Disease // Movement Disorders. — 2009. — Vol. 24, Suppl. 2. — P. S671-S676.
11. Practice Parameter: Diagnosis and prognosis of new onset Parkinson disease (an evidence-based review). Report of the Quality Standards Subcommittee of the American Academy of Neurology / O. Suchowersky, S. Reich, J. Perlmutter et al. // Neurology. — 2006. — Vol. 66. — P. 968-975.
12. Practice Parameter: Neuroprotective strategies and alternative therapies for Parkinson disease (an evidence-based review). Report of the Quality Standards Subcommittee of the American Academy of Neurology / O. Suchowersky, G. Gronseth, J. Perlmutter et al. // Neurology. — 2006. — Vol. 66. — P. 976-982.
13. Prognostic Factors for the Progression of Parkinson’s Disease: A Systematic Review / B. Post, M.P. Merkus, R.J. de Haan et al. // Movement Disorders. — 2007. — Vol. 22, № 13. — P. 1839-1851.
14. Systematic Review of Levodopa Dose Equivalency Reporting in Parkinson’s Disease / C.L. Tomlinson, R. Stowe, S. Patel et al. // Movement Disorders. — 2010. — Vol. 25, № 15. — P. 2649-2653.
15. The Unified Parkinson’s Disease Rating Scale (UPDRS): Status and Recommendations. Movement Disorder Society Task Force on Rating Scales for Parkinson’s Disease / C.G. Goetz, W. Poewe, O.Rascol et al. // Movement Disorders. — 2003. — Vol. 18, № 7. — P. 738-750.