Газета «Новости медицины и фармации» 21-22 (393-394) 2011
Вернуться к номеру
Профилактическая медицина и валеология в контексте биологического и психологического возраста как маркеров здоровья человека
Авторы: О.И. Шушляпин Кафедра внутренней медицины № 2, клинической иммунологии и аллергологии Л.Б. Амер, Д.С. Артемов 27-я городская клиническая больница, г. Харьков Харьковский национальный медицинский университет
Версия для печати
В работе раскрывается смысл и значение профилактичной медицины в процессах управления здоровьем. Усилия профилактической медицины и валеологии направлены вовнутрь самого человека, на изучение феномена человека и развитие механизмов здоровья. Как ни в одной другой науке, в профилактической медицине человек рассматривается как целое, а не как простое наличие органов и систем. Это дает возможность получать самые неожиданные для практики выживания человечества данные, например про роль биологического и психологического возраста как маркеров старения или омоложения организма, основываясь на современных достижениях биологической и психологической науки.
Актуальность проблемы
Конец XX характеризовался двумя особенностями в исследовании окружающего нас мира: во-первых, переходом от аналитической методологии к синтезу полученных данных и целостности (холизм), то есть использованием так называемого системного «подхода» и системного мышления, во-вторых, смещением акцента научных интересов от технократических проблем к гуманистическим [8].
Специфика валеологии и медицинской профилактики состоит в том, что она синтезирует знания о человеке и особеностях его взаимодействия с природой и социумом, которые накоплены в таких отраслях знания, как философия, социология, психология, биология, анатомия, физиология, экология, культура, этнография, религоведение. В практически-прикладном отношении она представляет собой целостный комплекс профилактическо-оздоровительных знаний о естественных защитных механизмах во взаимодействии с биосферой и ноосферой, об их развитии и совершенствовании, а также мероприятия для их эффективного использования как в обычных, так и экстремальных условиях современного катострофически возрастающего глобального геополитического и экологического кризиса, с которым человечество столкнулось в конце ХХ века и который в значительной мере является результатом технократической революции с ее серьезными издержками для человечества на фоне, казалось бы, новой прогрессивной и гуманной цивилизации и научного прогресса с их новыми жизненными благами (меркантильность, консумеризм) [14].
Валеология выступает не только как безальтернативная стратегия выживания человечества, но и как стратегия нового ненасильственного и естественно-природного миропорядка на основе формирования у каждого жителя земли с рождения валеологического экосохраняющего сознания и соответствующих ему поведения и межличностных отношений, то есть валеобиоэтики и эстетики [15].
Биоэтика — это этика жизни, для которой характерно прежде всего осознание самоценности жизни, нравственное и духовное ее посвящение как фундаментальной ценности. Ее усилия направлены преимущественно от человека в окружающих его мир, а цель этих усилий — сохранение этой жизни, независимо от того, в какой форме она протекает. Именно поэтому в круге интересов биоэтики лежат такие нравственные проблемы, как эвтаназия, трансплантация органов, искусственное оплодотворение, биомедицинские исследования и т.п. Биоэтика как наука выживания человечества была бы действенной в условиях минимизации природных инстинктов человека. Человеку срочно требуется новая мудрость, которая бы являлась «знанием о том, как использовать знание», для выживания человека и улучшения его жизни. Концепция мудрости как руководства к действию и знания, необходимого для достижения социального блага и улучшения качества жизни, называется наукой выживания. Это наука должна строится на знании биологии и в то же время выходить за границы ее традиционных представлений, включая в сферу своего рассмотрения наиболее существенные элементы социальных и гуманитарных наук, среди которых особое место принадлежит философии, понимаемой как любовь к мудрости», а также науке, истории, искусству и религии в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимообусловленности [9].
Таким образом, валеобиоэтика и эстетика — это эффективнейшее в нынешних условиях средство и новый подход, при помощи которых человечество получает возможность решения двух неотложных задач: 1) формирование нового, ненасильственного, экосохраняющего и духовно-творческого сознания и мышления как в масштабах отдельной страны, так и в масштабах всего мирового сообщества, то есть формирование философско-гуманитарного аспекта мироустройства ХХI столетия как предпосылки преодоления глобальной экологической катастрофы; 2) формирование практически здорового, добромыслящего и активно-творческого человека, способного развивать и поддерживать свое здоровье на надлежащем уровне, то есть в значительной мере решать проблемы охраны здоровья, которые уже не в силах решить официальная медицина, на основе валеопедагогики как нового уровня педагогической науки, на котором должна базироваться система здравотворящего образования, валеопрактики как раздела валеологии, изучающего, разрабатывающего и использующего методы и системы диагностики, прогнозирования и коррекции здоровья человека всеми доступными неинвазивными средствами воздействия на организм, его телесную и психическую сферы с соблюдением принципа: «Не навреди и помоги», а также используя валеопсихологические, валеофилософские и валеоэкологические подходы.
В клятве великого Гиппократа, которую порой сводят к простому «не навреди», есть такое место: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением». Как причудливо может меняться со временем восприятие текста. Так, почти две с половиной тысячи лет назад выражение с «моим разумением» читалось так, как хотел Гиппократ, то есть с разумением того, каким образом направить режим больных к их выздоровлению. Для того тот, кто решил посвятить себя медицине, и изучает человека, постигая многие науки, чтобы это разумение было более глубоким и эффективным. Сегодня это место из клятвы Гиппократа можно истолковывать иначе, а именно — человек, принимаемый в профессиональное сообщество — врачей, обязуется участвовать в ценностной экспансии, т.е. навязывать ценности этого сообщества иному сообществу — пациентам. Ведь разумение их выгоды может не совпадать с их разумением. Врач как бы утверждает: я знаю, что им нужно, а они не знают. Это дает мне право действовать по своему разумению. Динамически изменяющаяся жизнь подбрасывает нам проблемы. Все чаще в них усматривается этическое измерение. Цивилизованное общество тем отличается от нецивилизованного, что обнаруживает к этому измерению особую чувствительность [11].
Социальное значение профилактической медицины и валеологии состоит в реализации нового направления в медицине и педагогике, ориентированного на создание системы воспроизводства здоровья человека в виде комплексных образовательно-профилактических и медико-социальных мероприятий, обеспечивающих поддержание оптимальной работоспособности и высокого качества жизни. Указанный эффект достигается благодаря формированию системы контроля и управления состоянием функциональных резервов человека на всех этапах профилактики и медицинской реабилитации [17].
С этой целью, например, в России было открыто 502 оздоровительных центра, и их число достигло 1050 в 2010 году. Программа расписана до 2012 года, и в 2009 году финансирование составило около одного миллиарда рублей. Сформулирована отчетливая государственная политика поддержки усилий по оздоровлению населения. К примеру, сейчас на российском телевидении нет ни одной общественно-политической программы, в которой не шла бы речь о здоровье населения. В России создана новая специальность — «Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия». Это комплексная специальность, занимающаяся изучением механизмов действия и разработкой методов применения природных и искусственных физических факторов, физических упражнений, факторов традиционной терапии для лечения больных, профилактики заболеваний, восстановления функциональных резервов организма человека и повышения уровня его здоровья и качества жизни. Подобное направление существует в Англии. В Германии эти идеи нашли свое применение на практике в виде современных оздоровительно-реабилитационных комплексов, где на основе во многом общих немедикаментозных технологий и современного медико-диагностического обoрудования налажен процесс оздоровления практически здоровых людей, с одной стороны, и медицинской реабилитации больных и инвалидов, с другой. В Италии создана Международная ассоциация восстановительной медицины. В Мюнхене по результатам Конгресса кардиологов (2008) Европейская ассоциация кардиоваскулярной профилактики и реабилитации взяла на себя инициативу организовать в ближайшие годы специальные профилактические центры «кардиопротекторного образа жизни» [2].
В Украине, которая обладает приоритетом в развитии теоретических и практических основ сохранения и восстановления здоровья, центров восстановительной медицины крайне недостаточно. В стране около 30 центров здоровья, один из них находится в Харькове — медицинский диагностический центр «Медбиотех», специалисты которого занимаются диагностикой и коррекцией состояния здоровья здоровых и больных людей [10].
На острие вышеназванных интересов и причинно-следственных связей в системе отношений «здоровье — болезнь человека» возникло новое мощное направление в науках о человеке: валеология (санология). Появление валеологии — историческая необходимость.
Врачи традиционно должны оказывать больному помощь наряду с созданием условий для пропаганды валеологии (санологии) ис первичной и вторичной профилактикой заболеваний в рамках совершенствования управления системой охраны здоровья населения.
Валеология подразделяется на несколько направлений. Ведущее из них — медицинская валеология, или санология. Ее предмет исследования — индивидуальное здоровье, то есть механизмы самоорганизации живой системы и возможности «управления» ими. Валеология рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную медико-социальную категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями. При этом здоровье рассматривается как более общая категория и некая целостность по сравнению с болезнью подобно тому, как сознание рассматривается как целостность по отношению к психологическим свойствам/качествам человека — вниманию, активности, перцептивным, интеллектуальным и мнемоническим процессам, характеру, способностям и т.п. [5].
Предболезнь и болезнь — частные случаи здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты, а между здоровьем и болезнью выделяются переходные состояния. Так, болезнь формируется и манифестирует, когда истощаются резервы (потенциал) здоровья. Таким образом, периодически «измеряя» факторы и процессы здоровья, в частности биологический и психологический возраст, можно предотвратить развитие болезни задолго до ее манифестации [4].
Второе направление валеологии — педагогическая валеология, которая призвана исследовать закономерности вовлечения личности в процесс самооздоровления с ее практическим преломлением по трем направлениям: образовательному, то есть информации о здоровье и что хорошо и плохо для него, мотивационному, то есть формирование мотивации к самооздоровлению и, наконец, практическому, то есть полноценное питание, оптимальный психологический климат, совершенствование в интеллектуальном развитии, физические нагрузки, прочее.
Мотивацию к самооздоровлению разделяют на несколько законов нематериальной мотивации: 1) самомотивация для стимулирования других; 2) у каждого есть свой мотивирующий запал; 3) мотивация на постановку цели; 4) мотивирование, достигшее цели, не должно прекращаться; 5) мотивирование признанием; 6) мотивирование участием; 7) самосовершенствование для собственной мотивации; 8) вызов мотивирует, если стремиться к победе; 9) мотивирование единением команды; 10) стимулирующее лидерство — это мотивирующее лидерство [7].
Главная задача педагогической валеологии — это формирование в обществе высокого уровня культуры здоровья. Валеология — современная интегральная наука о фундаментальных законах духовного и физического здоровья как отдельной личности, так и всего человеческого общества на новом этапе его духовно-творческой эволюции, позволяющая получать возможность решения двух сакраментальных задач: формирования нового ненасильственного экологосохраняющего и духовно-творческого и лидерского мышления как в масштабах отдельной страны, так и в масштабах мирового сообщества, и как преодоления глобальной экологической катастрофы и формирования практически здорового, позитивно мыслящего и оптимистически настроенного человека, способного на протяжения жизни самостоятельно сохранять, развивать и поддерживать свое здоровье на надлежащей уровне, то есть в значительной степени решать проблемы охраны здоровья, которые не в силах решить официальная медицина [6].
Медицинский аспект развития валеологии часто называют санологией. Санология — это наука о здоровье здоровых, характеризует его охрану, укрепление и умножение физических и психических свойств/качеств индивида. Санология основывается на изучении образа жизни, в частности в экономически развитых странах с их «болезнями цивилизации», и связанных с ними факторов риска возникновения болезней. Санология опирается на представление о существовании единых и фундаментальных механизмов саногенеза и патогенеза, реализация которых определяет развитие, течение и исход различных патологических состояний. Санология придает исключительную роль реализации механизмов (адаптации, контроля, модуляции, регуляции), программ (цели, места, времени, направления) и правил (коррекции выбора, выбор выбора и окончательного выбора) сложной иерархической системы управления процессами обеспечения жизнедеятельности организма [12].
Основным методическим приемом решения поставленных выше задач стал скрининг, то есть выявление групп риска среди практически здорового населения и проведение мероприятий, направленных на противодействие специфическим факторам риска, которые лежат в основе развития заболеваний. Успешность реализации этой стратегии привела к снижению заболевания и смертности во многих промышленно развитых странах мира.
В последующем стало понятно, что «внешним» устранением факторов риска не всегда удавалось устранить болезнь, и выздоровление не наступало. При предупреждении одних заболеваний практика врачебного наблюдения обнаружила увеличение частоты и смертности от других (неожиданных) болезней. Причины массовых заболеваний, проявившихся в последнее десятилетие, являются не столь явными, а эндогенные факторы риска, как и сами заболевания, являются проявлением неких глубинных изменений в организме, которые не поддаются профилактическим мероприятиям второй противоэпидемической революции (первая противоэпидемическая революция связана с борьбой против инфекционных заболеваний).
С позиций валеологии здоровье можно охарактеризовать количественно. Установлено, что существует некий «безопасный уровень» здоровья, выше которого не определяются ни факторы риска развития заболевания, ни его проявления. За последние 20 лет количество жителей Украины, находящихся в этой «безопасной» зоне здоровья, сократилось на порядок — с 8 до 0,8 %. При выходе из «безопасной зоны» формируется феномен «саморазвития» патологического процесса без изменения силы действующих факторов. Сформулировано в валеологии понятие и «превентивной реабилитации», под которым понимается возвращение индивида в «безопасную зону» здоровья за счет наращивания резервов здоровья [3].
Таким образом, можно говорить о возможности «управления» индивидуальным здоровьем — контролируемом процессе оздоровления индивида с учетом обнаруженных феноменов, позволяющем поставить первичную профилактику хронических неинфекционных заболеваний на строгую научную основу (особенно касательно сердечно-сосудистой патологии).
В настоящее время наступил период третьей противоэпидемической революции, в основе которой должна лежать стратегия управления как психическим, так и соматическим здоровьем индивида на основе валеологических (санологических) и медико-профилактических подходов, в частности основываясь на биоэнергоинформационной системе человека [13].
Последние открытия в молекулярной биологии генов (Нобелевская премия за 2009 год по физиологии и медицине трем ученым — Элизабет Блэкберн и ее ученице Кэрол Грейдер, а также Джеку Шостаку, которые нашли доказательные биохимические и молекулярно-генетические основания в эффекте (лимит клеточного деления) Леонарда Хейфлика) заставили по-новому смотреть, с одной стороны, на процессы старения, а с другой, на природу происхождения онкологических заболеваний, исходя из целостных подходов [22].
Целостность (холизм, системообразующее начало) — это то, что нельзя свести к простой сумме отдельных частей; целостность напоминает «матрешку», ее объем самоумножающийся и он самоидентичен; по системе «матрешки» построены наши гены и их самоидентичность, а по их считыванию (транскрипции, трансляции, репликации) создается организм человека, в случае потери самоидентичности порождающий болезни, которые, как государство в государстве, вызывают социальные конфликты в форме и движении тех или иных социальных групп, приходящих к власти и создающих свои законы, в частности порождая сложные межличностные отношения (например, между мужчиной и женщиной) [16].
Процесс познания бесконечен, и при решении одних вопросов появятся новые и новые, касающиеся как известных болезней, так и возникновения в ходе цивилизации новых заболеваний. Если мы будем исходить из синергетики (саморганизации), автопоэзиса (самоуправления), самогенерации (самообновления), то есть саморазвития и самоактуализации организма, то с позиций, например, автопоэзиса будут действовать универсальные механизмы, уникальные программы и особые правила; универсальные механизмы реализуются через преДНК — ДНК, уникальные программы — через преРНК — РНК, особые правила — через преБЕЛОК — белки. Это значит, что на основе их гармоничного взаимодействия, то есть самоуправления (автопоэзиса), биологическая система организма будет работать нормально и жизнеспособно [18].
Как известно, биоэлектрические свойства ядер клеток в отличии от цитоплазматических свойств отражают некие целостные и существенные генетические и эпигенетические характеристики процессов существования клеток и вместе с ними процессы старения или омоложения. Процессы старения у отдельных индивидов существенно отличаются один от другого, и какой-либо стереотип при этом полностью исключается. Один человек в 50 лет все еще моложе телом и душой, а у другого наблюдаются преждевременные признаки старения. Вследствие этого возникают проблемы не только медицинские, а также такие, которые касаются психологических и социологических подходов в их изучении. Помочь решить их в определенной степени могут разнообразные тесты по определению биологического и психологического возраста, предназначенные для оценки биологических и психологических потенций человека независимо от его номинального (хронологического, паспортного) возраста [19].
Биологический возраст (БВ) определяют как меру системной дезинтеграции организма в процессе старения. С этой проблемой связано понятие про физиологическое (или нормальное) и патологическое (или преждевременное) старение, что является критерием интенсивности старения. Сравнение биологического возраста с хронологическим (паспортным) позволяет установить разницу в темпах старения. Это, в частности, имеет значение в диагностике и лечении ряда заболеваний, а также в решении вопросов, связанных с пенсионным обеспечением, и необходимости в своевременной профессиональной переориентации, прочее. Одновременно известно, что у человека такие процессы, как атеросклероз и ишемическая болезнь сердца, проявляющиеся, как правило, во второй половине жизни, могут иметь прогностическое значение и определять первичную, вторичную и третичную профилактическую тактику ведения лиц и диспансерного валеологического наблюдения по оздоровлению населения [20].
Формирование целей и методы исследования
Цель: в данной работе сделана попытка раскрыть смысл и значение валеологии (санологии) и профилактической медицины. Усилия волеологии и профилактической медицины направлены не «вовне», а «внутрь» самого человека, на изучение феномена человека и развитие механизмов здоровья. Как ни в одной другой науке, в профилактической медицине больной человек рассматривается как целое, а не как соединение органов и систем. Это дает возможность получать самые неожиданные для практики выживания человечества данные, например о роли преждевременного развития атеросклероза у населения и его связи с преждевременным старением как выражении дезинтеграции жизненных функций, что позволит разработать новые принципы первичной и вторичной профилактики как у лиц молодого возраста, так и у больных ИБС.
Методы исследования. Существует большое число методов определения биологического возраста: морфометрические, биохимические, психологические. Наиболее информативными показателями для определения БВ являются сила правой кисти, жизненная емкость легких, максимальная скорость выдоха, продолжительность комплекса QRS и QT. Указанные методы имеют ряд недостатков при исследованиях больных людей ввиду их оценок на основе преимущественно функциональных характеристик, далеко не отражающих целостность происходящих в организме человека — здорового и больного — процессов, имеющих сущностное значение для оценки здоровья.
Метод определения БВ, который предлагают авторы, позволяет исключить влияние ряда побочных факторов в его оценке, что достигается определением БВ на основе интегральной характеристики клеточного ядра и его электрокинетического потенциала; этот метод простой для практического использования, не требует дорогостоящей аппаратуры, в то же время являясь экспресс-методом.
Задача исследования состоит в изучении БВ у больных ишемической болезнью сердца по показателю электроотрицательных ядер (ЭО%) клеток буккального эпителия.
Обследовано 46 больных ИБС в возрасте от 30 до 68 лет, которые были на лечении в инфарктном отделении 27-й городской клинической больницы.
Для диагностики процента электронегативных ядер клеток буккального эпителия использовали аппарат «Биотест-1», разработанный в НИИ биологии ХНУ им. В.Н. Каразина. Биологический возраст рассчитывали по математическим формулам:
В = 121,2 – 2,889Х + 0,02128Х2 + + 0,000269Х3 – 0,00000365Х4,
где В — число лет больного, Х — процент электроотрицательных ядер клеток буккального эпителия.
Анализ результатов исследований показал, что БВ больных ИБС превышал их хронологический возраст. Среднее увеличение во всех возрастных группах составлял 11,9 года. Для отдельных возрастых групп абсолютные показатели увеличения биологического возраста у больных ИБС были более высокими. Определенный интерес вызывает факт повышения биологического возраста у молодых лиц по сравнению с другими возрастными группами, что позволяет предположить: высокий уровень дезинтеграции жизненных функций (или темп старения) в совокупности с другими известными факторами риска способствует прогрессированию развития атеросклероза в молодом возрасте (табл. 1) [21].
Анализ абсолютных значений уровней ЭО% у больных с различным течением ИБС позволил выявить четкую зависимость этого показателя от тяжести клинических проявлений основного заболевания. Так, у больных стенокардией напряжения III функционального класса (ФК) уровень ЭО% был на 30 % ниже, чем при стенокардии II ФК. Наиболее низкий уровень ЭО% определялся при нестабильной стенокардии (на 48,4 % ниже, чем при стенокардии III ФК). Аналогичные результаты получены при изучении зависимости ЭО% от степени тяжести недостаточности кровообращения (НК). При IIА и IIБ ст. НК уровень ЭО% снижался на 16,6 и 34,9 % соответственно по сравнению с НК I ст. (табл. 2).
Между преждевременным старением и развитием атеросклероза существует определенная связь. Более выражены процессы дезинтеграции жизненных функций, являющиеся причиной развития и манифестации ИБС у молодых лиц, у которых наиболее выражено повышение показателей биологического возраста по сравнению с другими возрастными группами; возрастание же показателя электроотрицательных ядер клеток буккального эпителия может рассматриваться как дополнительный фактор развития атеросклероза.
Методика определения психологического возраста оценивает в десятилетнем плане жизни степень насыщенности важными для человека событиями.
В табл. 3 в левой колонке представлены десятилетние интервалы жизни, в правой части таблицы делается оценка здоровья каждого десятилетия в баллах (от 1 — минимум до 10 — максимум). Затем подсчитывается общая сумма балов по десятилетиям (прошлым и будущим) (1); затем подсчитывают сумму баллов за прожитые десятилетия, включая нынешние (2); разделив сумму баллов за прожитые десятилетия на общую сумму баллов всех десятилетий получают значение показателя субъективной реализации жизни (ПСРЖ) (3); умножив ПСРЖ на ожидаемую продолжительность жизни (устанавливают по своему усмотрению), получают показатель психологического возраста (ППВ)(4) [1].
Оценка ППВ:
— «старик», если Вы намного (более 5 лет) старше своего биологического возраста — важно уделять больше внимания своему состоянию здоровья.
— «школьник», если Вы намного (более 5 лет) моложе своего возраста, то Вы чрезмерный оптимист, неадекватно порой оценивающий свое состояние здоровья — важно быть внимательным к своему состоянию здоровья.
— «середина возрастной категории», если Вы точно попали ±5 лет, то адекватно воспринимаете свое состояние здоровья и биологический возраст совпадает с психологическим.
Определение психологического возраста позволило разделить больных ИБС на 3 группы, на основании чего врач давал рекомендации по проведению тех или иных мероприятий: в «безопасной зоне», при феномене саморазвития патологического процесса и превентивной реабилитации, при возвращении индивида в «безопасную зону» здоровья с наращиванием резервов и потенциала здоровья.
Вывод
Таким образом, практическая реализация улучшения состояния здоровья населения заключается в формировании высокого уровня культуры здоровья, а также в проведении первичной и вторичной профилактики с целью формирования единой мощной организационной структуры на основе центров здоровья, санаторно-курортных учреждений, валеологических центров и отделений медицинской реабилитации. Управление здоровьем индивида (в отличие от традиционного, например, фармакотерапевтического лечения) состоит в системообразующем (целостном) управлении состоянием больного человека с коррекцией тех патогенетических механизмов, которые запускают каскад нарушений не только на функциональном (психическом), но и на соматическом (телесном) уровне. Активации механизмов саногенеза, положительное влияние на медицинский статус здорового и больного позволят повысить резервы здоровья человека на всех этапах профилактики и медицинской реабилитации.
Биологический и психологический возраст как выражение резервов психологического и соматического здоровья человека в контексте оценки сознания, духа и разума может рассматриваться в естествознании (медицине, биологии, психологии) как новый подход (комплексной оценки) третьей противоэпидемической революции, в основе которой должна лежать стратегия управления как психическим, так и соматическим здоровьем индивида на основе валеологических (санологических) и медико-профилактических подходов.
Список литературы находится в редакции