Газета «Новости медицины и фармации» 8 (410) 2012
Вернуться к номеру
IT в медицине
IM Blanky — одеяло, которое «расскажет» все о вашем сне
Представьте себе одеяло, которое может сделать запись всего, что происходит с человеком во сне, и отправить все данные лечащему врачу этого человека. Конечно, большинству людей такое не требуется, но в мире достаточно людей, страдающих от расстройств сна и других психологических заболеваний, проявляющихся во сне. Группа канадских исследователей разработала высокотехнологичное одеяло, на котором установлена масса датчиков. Это одеяло, соединенное с компьютером, может сделать запись в режиме реального времени всех движений тела человека во сне и составить по полученным данным подробную трехмерную модель происходящего.
Команда исследователей из университета Торонто, возглавляемая Родольфом Эль-Хури (Rodolphe El-Khoury), установила на поверхности одеяла 104 малогабаритных датчика угла наклона. Именно эти датчики и токопроводящие нити образуют симпатичный рисунок на поверхности одеяла. Благодаря датчикам одеяло, названное IM Blanky, может контролировать все, что находится и происходит под ним. Исследователи считают, что такая технология может найти применение в области не только здравоохранения, но и развлечений и компьютерных игр. Хотя, по правде говоря, с трудом можно себе представить подобное одеяло в качестве игрового контроллера.
Будем надеяться, что такая технология позволит докторам и другим специалистам из области здравоохранения больше узнать о процессах, происходящих во время сна человека. Таким образом, одеяло IM Blanky станет весьма полезным для врачей и их пациентов, страдающих нарушениями сна и другими заболеваниями, влияющими на сон человека.
Самое тихое место на Земле, где можно сойти с ума максимум за 45 минут
Самое тихое место на всем земном шаре — это комната в лаборатории Orfield Laboratories, Миннеаполис, Миннесота. Внутри этой сурдокамеры, изолированной от окружающего мира специальными стенами и метровыми клиньями из специального стекловолоконного пластика, отсекается 99 процентов всех звуков. Единственными источниками звуков в этой комнате являются сами люди или объекты, находящиеся внутри сурдокамеры. А используется эта камера для проведения всевозможных высокоточных акустических измерений, таких как измерения уровней звука от выключателей, двигателей, стиральных машин и прочих устройств.
Если поместить в эту камеру живого человека, то он через непродолжительное время начинает испытывать дезориентацию в пространстве и даже галлюцинации. «Через нескольких минут в полной тишине ваше тело само начинает приспосабливаться к столь необычным условиям, — рассказывает Стивен Орфилд (Steven Orfield) в интервью Daily Mail. — Вы начинаете слышать все более и более тихие звуки. Вы услышите свое собственное сердцебиение, услышите звуки в своих легких, в животе. Внутри сурдокамеры человек сам является источником звука. Поскольку в камере нет никаких посторонних звуков, человек полностью теряет ориентацию в пространстве. Находиться в камере до получаса времени можно только сидя, а пребывание там в течение более длительного времени чревато серьезными психическими расстройствами, вплоть до полного умопомешательства. Еще никому не удавалось провести в камере более 45 минут».
Онлайн-игра помогает диагностировать малярию
Точность постановки диагноза не уступает результатам, которых добиваются опытные инфекционисты.
Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе разработали онлайн-игру, обещающую помощь врачам, которые работают в развивающихся странах, в трудоемком процессе микроскопического анализа мазков для диагностики малярии.
Исследователи надеются, что в первую очередь игра поможет медикам в странах Африки южнее Сахары, где примерно 20 % детских смертей приходится на малярию. Во всем мире это заболевание ежегодно поражает около 210 млн человек, а в Африке является причиной около 40 % всех госпитализаций.
Обычно малярия диагностируется опытным инфекционистом путем исследования мазка крови под микроскопом. Но эту отнимающую много времени процедуру нерационально применять в странах с высокой заболеваемостью и ограниченными ресурсами.
Как отмечают исследователи, значительная доля сообщений о случаях заболеваний в Африке южнее Сахары появляется вследствие ложноположительных результатов анализов, что ведет к ненужному дорогостоящему лечению и госпитализациям.
Разработчики онлайн-игры решили проверить свое предположение о том, что большие группы неспециалистов можно обучить распознаванию микроскопических снимков зараженных клеток и добиться при этом точности не хуже, чем у опытных медиков.
До недавнего времени в игру играли в основном студенты-старшекурсники университета. Им удавалось коллективно диагностировать зараженные малярией клетки с точностью, не больше чем на 1,25 % отличающейся от той, что демонстрируют инфекционисты, выполняющие ту же задачу.
«Мы исходили из того, что если статистически обработать решения множества неспециалистов, то обобщенные результаты будут весьма точными, — утверждает Айдоган Озджан, профессор в области электронного машиностроения и биоинженерии, автор игры. — Ответы одного человека могут быть посредственными, но, если объединить результаты 10, 20 или 50 игроков, точность повышается кардинально».
Краудсорсинговая платформа, на которой основана игра, адаптируется к самым различным биомедицинским и экологическим задачам, уверены разработчики.
Играть в игру можно на любом устройстве с браузером, от смартфонов до персональных компьютеров, и она достаточно простая, для того чтобы ее могли освоить даже дети.
Если к игре подключатся сотни или тысячи игроков, она способна стать практически бесплатным инструментом быстрой и точной диагностики малярии, полагают исследователи.
«Мы рассчитываем, что краудсорсинг поможет в развитии анализа микроскопических снимков на патологии и докажет свою применимость для самых разных задач телемедицины», — утверждает Сэм Мавандади, сотрудник исследовательской группы Озджана.
Принцип игры. Перед началом игры участникам предлагается пройти краткое обучение, в процессе которого демонстрируется, как выглядят под микроскопом клетки крови, зараженные малярией.
В самой игре демонстрируется множество квадратов с красными кровяными тельцами. Игрок с помощью «шприца» может по одной «убивать» зараженные клетки либо с помощью соответствующей пиктограммы отметить все оставшиеся клетки на поле в качестве «здоровых».
Внутри каждого кадра имеется определенное число клеток, чей статус (инфицирована или нет) заранее известен игровой программе. С помощью этих контрольных изображений игра динамически оценивает результативность игроков и начисляет им очки за каждое пройденное поле.
«Игра способна помочь избежать ненужного употребления противомалярийных лекарств и улучшить лечение лихорадок немалярийной природы благодаря исключению маля- рии, — считает Мавандади. — Кроме того, можно будет рациональнее использовать имеющиеся ресурсы и свести на нет риск долгосрочных побочных эффектов от применения противомалярийных препаратов у пациентов, которым они не требуются».
Подготовила Е. ПРИЙМАК