Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Травма» Том 13, №2, 2012

Вернуться к номеру

Заседание Ассоциации ортопедов-травматологов Донецкой области в ГБ № 2 г. Мариуполя (№ 3 от 18 апреля 2012 года)

Авторы: Председатель — профессор В.А. Бабоша, секретарь — И.А. Шамардина

Рубрики: Травматология и ортопедия

Версия для печати

1. Ставицкий А.Б., Шубин А.Н., Лыжин А.В., Позняк А.С.

Эндопротезирование при травмах и заболеваниях тазобедренного сустава в условиях Регионального центра эндопротезирования крупных суставов г. Мариуполя 2000–2012гг.

Анализируется опыт 403 операций эндопротезирования тазобедренного сустава, выполненных в Региональном центре эндопротезирования крупных суставов г. Мариуполя 386 пациентам (39 % мужчин и 61 % женщин) за период с 2000 по 2012 г. 44,5 % составили пациенты с травмами проксимального отдела бедра и тазобедренного сустава, 55,5 % — пациенты с различными заболеваниями (коксартроз, асептический некроз головки бедренной кости и др.).

Использовались протезы производства Zimmer, Biomet, DePuy, W. Link, Stryker: 54 — однополюсные, 200 — тотальные цементной фиксации, 143 — тотальные бесцементной фиксации.

Выбор импланта определялся возрастом пациента, состоянием костной ткани, характером поражения, анатомическими особенностями пациента, экономической целесообразностью.

При дефектах вертлужной впадины проводились костная аутопластика, армирование винтами и костным цементом, титановой сеткой.

Медиализация чашки выполняется (вплоть до остеоперфорации дна вертлужной впадины) с меньшим углом инклинации, что позволяет поставить чашку меньшего диаметра в тело подвздошной кости, отдавая предпочтение системам с бесцементным типом фиксации. Системы с цементным и бесцементным типами фиксации имеют свои достоинства и недостатки, но в целом в сочетании, при необходимости, с костной пластикой позволяют выполнить операцию эндопротезирования каждому больному и, избавив его от боли, восстановив опороспособность конечности и движения в пораженном суставе, вернуть к активной полноценной жизни.

2. Ставицкий А.Б., Карпушкин А.В., Абрамович Е.А., Ямковой И.А., Зинчук С.А.

Наш опыт лечения заболеваний и травм коленного сустава методом артроскопии

За время работы с 2008 по 2011 год в травматологическом отделении ГБ № 2 произведены 203 артроскопические операции на коленном суставе.

Средний возраст пациентов — 37 лет, среди них женщин — 70, мужчин — 133.

Осложнения (нестабильность, гемартрозы, контрактуры) составили 10,5 % от количества операций. Количество дней после операции — 11,6. Произведено 6 операций по восстановлению ПКС методом Cross-Pin и ВTB фирмы Striker и 20 операций методом лавсанопластики.

Артроскопия выполнена у 100 % больных.

Артроскопический метод доказал свою эффективность как малоинвазивный способ диагностики и лечения повреждений коленного сустава, позволил сократить срок реабилитации больных, снизить число койко-дней, количество послеоперационных осложнений.

 

3. Магомедов А.Ю., Магомедов Ю.А., Винокуров С.А.

Эндопротезирование тазобедренного сустава (опыт за 10 лет)

Эндопротезирование тазобедренных суставов является наиболее эффективным методом лечения дегенеративно-дистрофических заболеваний и переломов шейки бедренной кости у лиц старше 50 лет. В мире выполняется более 500 000 операций протезирования в год.

В отделении политравмы НИИТО ДонГМУ за последние 10 лет проведено 528 операций протезирования тазобедренного сустава 480 больным.

Показаниями к протезированию явились коксартроз и переломы шейки бедренной кости.

Возраст больных — от 23 лет до 91 года. Мужчин — 42 %, женщин — 58 %.

Использовались протезы фирм Biomet, Zimmer, Stryker, Woldemar Link, реже — DePuy, Beznoska.

После операции назначались профилактическая доза антибиотиков, низкомолекулярные гепарины, эластическое бинтование голеней.

Осложнения: 3 больных умерли от ТЭЛА; у 1 больного возникло глубокое нагноение, потребовавшее ревизии и дренирования с благоприятным исходом; у 1 больной нагноение возникло через 4 месяца (после падения и образования массивной гематомы), что потребовало удаления протеза и повторного протезирования через 3 месяца; у 51 больного — вывих головки протеза в первый год после протезирования; у 7 больных — повторные вывихи.

Удовлетворительные и хорошие результаты отмечены у 92 % больных. У 3 больных имели место перипротезные переломы, которые лечены без замены протеза.

Считаем, что протезирование является эффективной и надежной операцией, которая значительно улучшает качество жизни больных.

 

4. Бублик Л.А.

Комплексная многофакторная нейропротекция травматических очагов деструкции спинного мозга

Современные стабилизирующие системы позволяют существенно улучшить результаты лечения больных с нестабильностью и деформацией позвоночника, исключить возможность вторичного смещения и дополнительной возможности сдавления спинного мозга.

Патоморфологические исследования показывают, что для острого и раннего периодов характерны первичные, собственно травматические изменения: некрозы, кровоизлияния, явления отека, нарушения кровообращения. В дальнейшем они дополняются вторичными некрозами различного происхождения: ангионевротическими с местной гипоксией; системной и несистемной немиелинизацией афферентных и эфферентных путей, протекающих по типу ваалеровского перерождения; процессами резорбции продуктов распада тканей в очагах некроза.

Сочетанное применение высоких доз актовегина и цераксона в остром периоде позвоночно-спинномозговой травмы является эффективной и целесообразной методикой нейропротекторной терапии.

 

5. Рушай А.К.

Нейропатический компонент болевого синдрома у травматологических пациентов. Новые возможности в лечении

Представлена классификация боли у травматологических больных:

— ноцицептивная боль (после травмы, воспалительная боль, боль при артритах, висцеральная боль);

— нейропатическая боль (при диабетической полинейропатии; травма нервных стволов, воспаление их; при герпесе и т.д.);

— смешанная боль (туннельные синдромы, онкологические боли, радикулопатии).

В лечении смешанных болевых синдромов необходимо воздействие на оба компонента боли — ноцицептивный и нейропатический.

Общепринятым является мнение, что в развитии нейропатической боли предрасполагающими факторами являются сосудистые заболевания, преморбидные дегенеративные изменения в мышечно-сухожильно-периартикулярных тканях, остеохондроз позвоночника. Высокий удельный вес пострадавших старших возрастных категорий подразумевает высокий удельный вес этой патологии.

Обоснованным в комплексном лечении нейропатической боли является применение антидепрессантов, антиконвульсантов, местных анестетиков, а также блокаторов калиевых каналов.

Перспективным и пока еще мало применяемым в Украине является направление нормализации обменных процессов в нервном волокне, стимуляция регенерации пораженных структур. С этой целью применяются антиоксиданты (актовегин), коферменты (витамины группы В — нейробион), нуклеотиды.

Представлен первый опыт применения келтикана у больных с переломом дистального метаэпифиза лучевой кости.

Под нашим наблюдением находились 12 больных, из них женщин — 8, мужчин — 4. Возраст более 55 лет встречался в 6 случаях. При смещении отломков вправление производилось под местной анестезией 2% раствором лидокаина, отломки лучевой кости фиксировались гипсовой лангетой. Через 2 недели проводилось этапное выведение кисти в среднефизиологическое положение. Через 4–5 недель лангету снимали. Для определения силы боли использовали визуально-аналоговую шкалу (ВАШ), для диагностики нейропатической боли — опросник DN4. Со 2-го дня больным назначали ЛФК пальцев, УВЧ и магнитотерапию. Медикаментозная терапия включала препараты Са и витамина D3 (СаD3 никомед форте), обезболивающую терапию (ксефокам или дексалгин), поливитамины (нейробион).

В 58,3 % случаев (7 наблюдений) болевой синдром имел признаки нейропатического.

Одновременно со стандартной терапией назначался препарат келтикан по 1 таблетке 3 раза в сутки в течение 10 дней. Снижение интенсивности боли на 30 % и более (по данным ВАШ) 8 больных отмечали к 4-м суткам, еще 2 больных — через 7 суток. К 90-м суткам 10 больных оценивали болевые ощущения как незначительные и терпимые. У 2 больных сохранялся нейропатический болевой синдром.

11 больных оценили функцию поврежденной руки как хорошую, 1 — как удовлетворительную.



Вернуться к номеру