Газета «Новости медицины и фармации» 11 (421) 2012
Вернуться к номеру
Об агонии и реформе
В экспертной среде всё чаще говорят о том, что украинские власти сознательно тормозят реформу системы здравоохранения. По понятной, давно предсказанной причине: из-за приближения выборов. Так ли это, не знаю. Не осведомлен. Знаю другое, очень важное, медицинская система страны находится в состоянии агонии. Отказ от реформы системы здравоохранения грозит всем нам серьёзной социальной катастрофой. Кроме тех наших сограждан, разумеется, которые привычно получают медицинскую помощь за рубежом. Но их, богатых и власть имущих, меньшинство.
Существуют принципиальные положения, определяющие эффективность социальных реформ в стране, в любой стране, не только в Украине. Вот они: социальные реформы не может успешно проводить власть, не пользующаяся доверием у большинства граждан страны; система, в том числе и социальная, не может изменить саму себя; любым социальным изменениям должна предшествовать и сопровождать их постоянная пропаганда, т. е. постоянная информационная работа с населением страны. Здесь, в Украине ситуация такова: власть не пользуется доверием у большинства населения; реформу готовит и практически осуществляет сама система Министерства здравоохранения, пытающаяся волевым усилием вытащить саму себя собственными руками за волосы из болота стагнации; информационной работы с населением никто всерьёз не проводит, стратегии такой работы нет, механизмы отсутствуют.
Явно видны и другие проблемы. Отсутствует межведомственная согласованная подготовка реформы. Готовящиеся чиновниками министерства здравоохранения Концепции изменений подсистем (т. е. отдельных отраслей медицинской практики) не сопровождаются формированием Концепции изменений в подготовке специалистов и в так называемой медицинской науке. Яркий пример – профанация «подготовки» семейных врачей. Власти страны, находящиеся в перманентном предвыборном состоянии, категорически боятся ревизии системы так называемых социальных льгот, направив имеющиеся финансовые ресурсы конкретным людям, действительно нуждающимся в поддержке со стороны государства.
Медицинская практика в стране по-прежнему опирается на архаичный, бессмысленный показатель «койко-дня». Что фактически стимулирует имитационные расходы денег налогоплательщика в системе. И заставляет руководителей медицинских учреждений удерживать совершенно ненужный коечный фонд. Аналогия – в нашей милицейской системе, где негласный институт пыток задержанных опирается на необходимость любой ценой увеличивать показатель раскрываемости преступлений.
Важный, чрезвычайно важный вопрос: может ли Министр здравоохранения (даже пребывающий в статусе вице-премьера) радикально изменить ситуацию, придав нашей медицинской реформе человеческое лицо? Нет, не может. Для этого существует иной, вполне конкретный орган, весомо называемый Комитетом Экономических Реформ. Некоторые мои знакомые из экспертной среды утверждают: он существует, не только на бумаге и на сайте Администрации Президента. Не знаю, я в этом не уверен…
А уверен я в следующем: реформа социальной отрасли стране необходима. Всей, в том числе и медицинской. И разумные эксперты совсем не пенсионного возраста в стране есть. Фактически невостребованные собственным государством эксперты. Не только врачи (кстати, реформы системы здравоохранения готовят и проводят совсем не врачи). Есть они, всё ещё есть, не все разбрелись по западным университетам. И экономисты, и юристы, и специалисты по социальной политике, и специалисты по медицинскому менеджменту. Чужие в собственной стране, это горькая правда.