Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» Неврология (420) 2012 (тематический номер)

Вернуться к номеру

Дисциркуляторная энцефалопатия и остеохондроз шейного отдела позвоночника

Авторы: А.Я. Теленгатор - Киевский медицинский университет УАНМ, Киевская городская клиническая больница № 11

Версия для печати

В практике врача-невролога часто встречается дисциркуляторная энцефалопатия (Віничук С.М., Дубенко Є.Г., Мачерет Є.Л. та ін., 2001; Кадыков А.С., Манвелов Л.С., Шахпаронова Н.В., 2006; Морис Виктор, Аллан Х. Роппер, 2006; Кадыков А.С., Черникова Л.А., Шахпаронова Н.В., 2009). Нередко в практической работе наблюдается у больных и остеохондроз шейного отдела позвоночника.

Нами в условиях неврологического отделения наблюдались 120 больных с декомпенсацией дисциркуляторной энцефалопатии ІІ и ІІІ ст., возникшей на фоне гипертонической болезни ІІ ст., церебрального атеросклероза. Возраст больных — от 60 до 80 лет. Мужчин было 65, женщин — 55. Больных с дисциркуляторной энцефалопатией ІІ ст. было 90 человек (75 % случаев), с ІІІ ст. — 30.

Больные поступали с жалобами на головные боли, головокружения, шаткость при ходьбе, общую слабость, мелькание мушек перед глазами, ощущение мурашек в руках и в ногах, снижение памяти, работоспособности, слабость в руках, в ногах, иногда — на тошноту, рвоту.

При объективном обследовании отмечены слабость конвергенции, недостаточность лицевого нерва по центральному типу, положительные субкортикальные рефлексы, повышение и асимметрия периостальных и сухожильных рефлексов на руках и ногах, патологические стопные рефлексы, нарушение координаторных пальценосовой и коленно-пяточной проб, неустойчивость в позе Ромберга. В ряде случаев отмечено снижение памяти, внимания, темпа мышления.

Все 120 больных были разделены на две группы: І — с признаками остеохондроза шейного отдела позвоночника (60 человек) и ІІ — без признаков остеохондроза шейного отдела позвоночника (60 человек).

При обследовании больных І группы (с остеохондрозом шейного отдела позвоночника) отмечается, что пациенты этой группы чаще, чем больные ІІ группы, предъявляли жалобы на головные боли, головокружения, шаткость при ходьбе, слабость в руках и ногах, появление мурашек в руках и в ногах, в пальцах рук. Головные боли чаще начинались с затылочной области (иногда с области шеи) и распространялись на всю голову, часто носили тупой характер, чаще возникали при изменениях погоды, сопровождались головокружением. В І группе больных на фоне проводимого лечения регресс субъективных ощущений у больных в той или иной степени возникал через 3–5 дней (76 % случаев), у больных ІІ группы — через 1–2 дня (80 % случаев).

При объективном обследовании неврологическая симптоматика обычно была такой же, как и у больных ІІ группы, но носила более стойкий характер (72 % случаев).

Следует указать, что при клинических проявлениях остеохондроза шейного отдела позвоночника (при цервикалгиях, шейных радикулярных синдромах) жалобы больных и объективная неврологическая симптоматика были выражены сильнее и удерживались дольше (68 % случаев), чем у больных, у которых остеохондроз шейного отдела позвоночника определялся только рентгенологически (37 % случаев).

При реоэнцефалографических исследованиях у больных с декомпенсацией дисциркуляторной энцефалопатии нередко в І группе (с остеохондрозом шейного отдела позвоночника) часто наблюдались снижение кровенаполнения в вертебробазилярном сосудистом бассейне (82 % случаев), явления нарушения венозного оттока (89 % случаев). У больных ІІ группы (без остеохондроза шейного отдела позвоночника) эти реоэнцефалографические нарушения отмечены реже (соответственно в 62 и 57 % случаев).

Обращает на себя внимание тот факт, что при проведении магнитно-резонансной томографии головного мозга и шейного отдела позвоночника у больных І группы в ряде случаев отмечены извитость и перегибы a.vertebralis с одной стороны. В этих случаях, как правило, субъективные жалобы больных и неврологическая симптоматика носили особенно стойкий характер. Лечение больных, помимо назначения общепринятой медикаментозной терапии, включало в себя применение фиксации шейного отдела позвоночника (ношение стоячих воротников), консультацию (при необходимости) у сосудистого нейрохирурга.

У больных І группы при магнитно-резонансной томо-графии шейного отдела позвоночника (из 34 больных, которым было произведено указанное исследование) у 20 человек были обнаружены грыжи межпозвоночных дисков.

Обращает на себя внимание тот факт, что эффект от применяемого лечения дисциркуляторной энцефалопатии у больных І группы возрастает при параллельном лечении остеохондроза шейного отдела позвоночника (особенно при наличии цервикалгии, цервикобрахиалгии, при шейных радикулярных синдромах).

Мы полагаем, что при ведении больных с дисциркуляторной энцефалопатией следует учитывать у них наличие остеохондроза шейного отдела позвоночника.


Список литературы

1. Кадыков А.С., Манвелов Л.С., Шахпаронова Н.В. Хронические сосудистые заболевания головного мозга (Дисциркуляторная энцефалопатия). — ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 224 с.

2. Кадыков А.С., Черникова Л.А., Шахпаронова Н.В. Реабилитация неврологических больных. — М.: МЕДпресс-информ, 2009. — 560 с.

3. Нервові хвороби / С.М. Віничук, Є.Г. Дубенко, Є.Л. Мачерет та ін.; За ред. С.М. Віничука, Є.Г. Дубенка. — К.: Здоров’я, 2001. — 696 с.

4. Руководство по неврологии по Адамсу и Виктору / Морис Виктор, Алан Х. Роппер. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. — 680 с.   


Вернуться к номеру