Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Боль. Суставы. Позвоночник» 4 (08) 2012

Вернуться к номеру

Снижение костной прочности у детей при ювенильном артрите

Авторы: Кайлина А.Н., Киселева А.Л., Зоркальцева О.П., Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск

Рубрики: Ревматология, Травматология и ортопедия

Разделы: Медицинские форумы

Версия для печати

Введение. Ювенильный артрит представляет собой хроническое воспалительное заболевание суставов неуточненной этиологии и со сложным механизмом патогенеза. Ювенильные артриты дебютируют чаще в раннем детском и подростковом возрасте, то есть в периоды интенсивного роста и дифференцировки костной ткани. Воздействие различных факторов на процессы костного ремоделирования в данные возрастные периоды может неблагоприятно отразиться на формировании кости, ее росте, способствуя развитию снижения костной прочности. К таким факторам, в частности при артритах, относят активность системного воспалительного процесса, формирование контрактур, низкую массу тела, гиподинамию, терапию глюкокортикостероидами.

Цель исследования: выявить влияние течения ювенильного артрита на показатели костной прочности у детей с помощью костной ультрасонометрии (КУС).

Материал и методы. Обследовано 800 условно здоровых детей (5–17 лет), не страдающих болезнями, обусловливающими риск развития вторичного остео­пороза (441 девочка и 359 мальчиков), и 33 ребенка, больных ЮА (20 девочек и 13 мальчиков). В связи с тем, что количество пациентов с ювенильными артритами не позволяет провести сравнение по каждому возрасту, дети объединены в возрастные подгруппы: 5–7 (n = 6), 8–13 (n = 16) и 14–17 (n = 11) лет. КУС пяточной кости проводилась на аппарате Achilles Express.

Результаты и их обсуждение. Средний возраст здоровых детей составил 11,3 ± 0,1 года, больных ЮА — 11,0 ± 0,7 года, средний стаж заболевания — 36,8 ± 4,6 месяца. В возрастной подгруппе 5–7 лет стаж в среднем составил 33,7 ± 7,9 месяца, у детей 8–13 лет — 36,1 ± 6,6 мес., 14–17 лет — 39,6 ± 9,5 мес.

Достоверное снижение всех показателей КУС (SOS, BUA и STI) у детей, больных ювенильными артритами, по сравнению со здоровыми выявлено в возрастной подгруппе 8–13 лет (р < 0,05). В возрастной подгруппе 14–17 лет установлено снижение двух показателей КУС — SOS и STI (р < 0,05). У детей 5–7 лет различий данных параметров между здоровыми и больными ювенильными артритами не обнаружено. Надо отметить, что в подгруппу 8–13 лет вошли 3 пациента, получающих терапию глюкокортикостероидами в течение 1 года (из расчета 0,5 мг/кг). В других возрастных подгруппах не было пациентов, получающих длительную глюкокортикостероидную терапию.

Отрицательная корреляционная связь между параметрами SOS и STI и стажем заболевания (r = –0,75 и r = –0,61 соответственно; р < 0,05) установлена в возрастной группе 8–13 лет. То есть длительность ювенильного артрита влияет на костную прочность у детей.

Выводы. На показатели костной прочности детей, больных ювенильным артритом, оказывает влияние течение самого хронического заболевания, его стаж, длительная терапия глюкокортикостероидами. Особенно значимо воздействие ювенильного артрита во время активного роста ребенка в течение пубертатного периода.

 



Вернуться к номеру