Газета «Новости медицины и фармации» Неврология (433) 2012 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Дисциркуляторная энцефалопатия у лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками
Авторы: А.Я. Теленгатор - Киевский медицинский университет УАНМ, Киевская городская клиническая больница № 11
Рубрики: Неврология
Разделы: Справочник специалиста
Версия для печати
Сосудистые заболевания нервной системы, и в частности дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭ), широко распространены среди населения (Віничук С.М., Дубенко Є.Г., Мачерет Є.Л. та ін., 2001; Кадыков А.С., Манвелов Л.С., Шахпаронова Н.В., 2006; Морис Виктор, Аллан Х. Роппер, 2006; Кадыков А.С., Черникова Л.А., Шахпаронова Н.В., 2009). Параллельно в последние годы отмечено большое количество людей, злоупотребляющих алкогольными напитками. Представляет практический интерес и имеет теоретическое значение характер протекания ДЭ у лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками.
Нами наблюдались 100 человек в возрасте от 60 до 82 лет, поступивших в неврологическое отделение (Киевская городская клиническая больница № 11) по поводу декомпенсации ДЭ ІІ и ІІІ ст. Мужчин было 55, женщин — 45. Больных с ДЭ ІІ ст. было 76 (76 % случаев), с ІІІ ст. — 24 (24 %). ДЭ у больных возникла на фоне церебрального атеросклероза, артериальной гипертензии, сахарного диабета.
Больные поступали с жалобами на головные боли, головокружения, шаткость при ходьбе, общую слабость, мелькание мушек перед глазами, ощущение мурашек в руках и в ногах, снижение памяти, работоспособности, слабость в руках, в ногах, иногда — на тошноту, рвоту.
При объективном обследовании отмечены слабость конвергенции, недостаточность лицевого нерва по центральному типу, положительные субкортикальные рефлексы, повышение и асимметрия периостальных и сухожильных рефлексов на руках и ногах, патологические стопные рефлексы (чаще рефлексы Бабинского, Россолимо, Штрюмпеля), нарушение координаторных пальценосовой и коленно-пяточной проб, неустойчивость в позе Ромберга. Отмечались также нередко снижение внимания, памяти, темпа мышления, эмоционально-волевые нарушения.
Все больные были разделены на 2 группы: І — не употребляющие алкогольные напитки (60 человек), ІІ — употребляющие их на протяжении нескольких лет (40 человек). Как правило, лица ІІ группы на вопрос «Часто ли вы употребляете алкогольные напитки?» отвечали, что «выпивал, как все» или «выпивал по праздникам». При более детальных расспросах, при общении с родственниками больных обычно удавалось установить, что больные употребляли алкогольные напитки не реже 1–2 раз в неделю.
Как больные І группы, так и больные ІІ группы предъявляли жалобы на головные боли, головокружения, шаткость при ходьбе, мелькание мушек перед глазами и т.д., однако жалобы у больных ІІ группы были более выраженными, удерживались дольше. Неврологическая симптоматика также была ярче выражена и дольше сохранялась, чем у больных І группы.
Обращает на себя внимание, что у больных ІІ группы чаще и ярче, чем у больных І группы, отмечались изменения при проведении электроэнцефалографии (ЭЭГ): снижение и дезорганизация биоэлектрической активности, повышение уровня судорожной активности, появление отдельных медленных волн. Если в І группе изменения на ЭЭГ отмечены у 37 больных из 60 (61,7 %), то во ІІ группе изменения на ЭЭГ обнаружены у 38 больных из 40 (95 % случаев).
При реоэнцефалографии (РЭГ) часто наблюдались снижение кровенаполнения, нарушение тонуса и эластичности сосудов, нарушения венозного оттока. Чаще эти нарушения отмечались в вертебробазилярном сосудистом бассейне. В І группе РЭГ-нарушения отмечены в той или иной степени у 52 из 60 больных (86,7 % случаев), во ІІ группе — у всех 40 больных (100 % случаев). Обращает на себя внимание, что у больных ІІ выделенной нами группы значительно чаще и ярче наблюдались признаки нарушения венозного оттока, особенно в вертебробазилярном сосудистом бассейне, чем у больных І группы (в І группе — у 38 из 60 больных (63 % случаев), во ІІ группе — у 35 из 40 больных — 90 % случаев).
При магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга у больных І группы обнаружены дистрофические нарушения, расширение желудочковой системы, субарахноидального пространства, атрофические изменения (отмечены в целом в 78 % случаев, у больных ІІ группы — в 94 % случаев). Обращает на себя внимание, что у больных ІІ группы часто отмечались атрофические изменения, особенно в лобно-теменных отделах коры, расширение субарахноидального пространства.
При лечении больных применяли аминалон, пирацетам, актовегин, церебролизин, милдронат, кортексин, сомазину, L-лизина эсцинат, циннаризин, винпоцетин, вазилип, кардиомагнил, аспекард, троксевазин. Кроме того, при необходимости назначали гипотензивные препараты, препараты для лечения сахарного диабета. Следует указать, что больным ІІ группы обычно приходилось назначать более активное и более длительное лечение, чем больным І группы.
Наблюдая в динамике за больными обеих групп, мы отметили, что больные ІІ группы чаще, чем больные І группы, поступали повторно (в течение 1 года) в неврологическое отделение в состоянии декомпенсации дисциркуляторной энцефалопатии.
Полученные нами результаты могут быть использованы при диагностике, лечении и профилактике декомпенсации дисциркуляторной энцефалопатии.
1. Кадыков А.С., Манвелов Л.С., Шахпаронова Н.В. Хронические сосудистые заболевания головного мозга (Дисциркуляторная энцефалопатия). — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 224 с.
2. Кадыков А.С., Черникова Л.А., Шахпаронова Н.В. Реабилитация неврологических больных. — М.: МЕДпресс-информ, 2009. — 560 с.
3. Нервові хвороби / С.М. Віничук, Є.Г. Дубенко, Є.Л. Мачерет та ін. / За ред. С.М. Віничука, Є.Г. Дубенка. — К.: Здоров’я, 2001. — 696 с.
4. Руководство по неврологии по Адамсу и Виктору / Морис Виктор, Алан Х. Роппер. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. — 680 с.