Журнал «Медицина неотложных состояний» 2 (49) 2013
Вернуться к номеру
Сравнение ранней и поздней тромболитической терапии у пациентов с тромбоэмболией легочной артерии высокого риска
Авторы: Амосова Е.Н.1, Прудкий И.В.1, Кацитадзе И.Ю.1, Горда И.И.1, Безродный А.Б.1, Герула О.М.2,
Сыченко Ю.А.1, Горопко Е.Ю.1, Кирилова А.В.1, 1 Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, г. Киев, 2 Александровская клиническая больница, г. Киев
Рубрики: Семейная медицина/Терапия, Медицина неотложных состояний, Кардиология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Цель: сравнить эффективность тромболитической терапии у пациентов с тромбоэмболией легочной артерии (ТЭЛА) высокого риска в первые сутки от эпизода заболевания и у пациентов с поздней госпитализацией (3и — 10е сутки).
Материалы и методы
Ретроспективно обработаны истории болезни 56 пациентов, госпитализированных в отделение кардиологической реанимации Александровской клинической больницы города Киева с диагнозом «острая ТЭЛА высокого риска» за период с 2006 по 2012 год. Из них 30 мужчин (54 %) и 26 женщин (46 %). Средний возраст 60,43 ± 3,03 года. Пациенты были разделены на 2 группы в зависимости от времени появления признаков ТЭЛА и госпитализации. Первая группа (Гр. 1) включала 30 пациентов, которые были госпитализированы в течение 1х суток от эпизода ТЭЛА. Во вторую группу (Гр. 2) было включено 26 пациентов, госпитализированных в промежуток с 3х по 10е сутки от эпизода ТЭЛА. Группы между собой не отличались по полу, возрасту, массе тела, сопутствующей патологии (нарушения функции почек, печени, сахарный диабет отсутствовали). Пациентам обеих групп после постановки диагноза ТЭЛА высокого риска была проведена тромболитическая терапия (ТЛТ) препаратом альтеплаза (актилизе) по схеме: 10 мг в/в болюсно в течение 1–2 минут, 90 мг — в/в инфузия в течение 2 часов (общая доза 100 мг). Все пациенты получали похожую антикоагулянтную терапию (эноксапарин в дозе 1 мг/кг каждые 12 ч в течение 10 дней с последующим переходом на варфарин под конторолем МНО). Пациенты обеих групп обследовались трижды: в день поступления (Д 0) перед тромболитической терапией, на 1е сутки после тромболизиса (Д 1) и при выписке — в среднем на 15е сутки (Д 15).
У пациентов обеих групп наблюдали статистически значимые изменения следующих показателей: увеличение SpO2, Ps, КДИ, КСИ, САД, а также уменьшение ПЖ, СДЛА, НПВ на 1е сутки (Д 1) ТЛТ по сравнению с поступлением (Д 0) достоверно произошло у пациентов обеих групп.
У пациентов Гр. 1 статистически значимо уменьшились ПЖ, НПВ, снизилось СДЛА, выросла SpO2 по сравнению с пациентами Гр. 2 на 1е сутки (Д 1), что сохранялось и на 15й день (Д 15).
Ps, КДИ, КСИ, САД у пациентов Гр. 1 имели тенденцию к увеличению по сравнению с Гр. 2 на 1е сутки (Д 1).
В обеих группах отмечалась тенденция к увеличению SpO2, Ps, КДИ, КСИ, САД, а также уменьшение ПЖ, СДЛА, НПВ на момент выписки (Д 15) в сравнении с 1ми сутками (Д 1).
Выводы
1. Эффективность тромболитической терапии у пациентов Гр. 1 статистически значимо выше, чем у пациентов Гр. 2 с более поздней госпитализацией (3и — 10е сутки).
2. С учетом уменьшения признаков острой правожелудочковой недостаточности (размер ПЖ, НПВ, снижение СДЛА, увеличение SpO2), отсутствия четких критериев эффективности ТЛТ при ТЭЛА высокого риска, уменьшение ПЖ и снижение СДЛА остаются простыми и достоверными показателями эффективности ТЛТ у пациентов с ТЭЛА высокого риска, которым проводится лечение вне катетеризационной лаборатории.