Журнал «Медицина неотложных состояний» 2 (49) 2013
Вернуться к номеру
Опыт оказания консультативной помощи и проведения медицинской эвакуации детей, находящихся в критических состояниях
Авторы: Москаленко С.В., Малеев А.А., Гриненко Д.В., Моисеев А.М., Шайда В.А.,
Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького
Областная детская клиническая больница, г. Донецк
Рубрики: Медицина неотложных состояний
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Одной из составляющих проблемы оказания адекватной помощи детям, находящимся в критических состояниях, является отсутствие необходимого оборудования или специалистов соответствующей квалификации в медицинском учреждении по месту нахождения пациента. Организованная на уровне областных медучреждений структура в виде центра экстренной медицинской помощи позволяет улучшить качество диагностики и лечения детей с угрожающими жизни состояниями.
Целью статьи является обобщение 10летнего опыта работы выездной реанимационной бригады коммунального лечебнопрофилактического учреждения «Областная детская клиническая больница» (ОДКБ) г. Донецка.
Материалы и методы
В период 2003–2012 гг. было осуществлено 1773 выезда бригады врачейанестезиологов в стационары Донецкой области. Проведен анализ качества оказания консультативной и лечебной помощи детям с соматической, хирургической и инфекционной патологией.
Результаты
Из проведенных 1773 выездов эвакуация из местных стационаров в лечебные учреждения областного центра была осуществлена в 92,5 % случаев. Результатом 109 вызовов было оказание только консультативной помощи, а в 24 случаях фатальный исход происходил до эвакуации. Рациональная организация работы реанимационной бригады позволила избежать летальных исходов во время транспортировки и практически исключить их в ближайшее время после эвакуации детей.
В Донецкой области хорошо развита сеть автомобильных дорог, что дает возможность добраться из областного центра к самому отдаленному стационару максимум за 2 часа, а в среднем за 45–70 минут. Это позволяет активно использовать для нужд санитарной авиации наземный транспорт, который в отличие от воздушного в меньшей степени зависит от погодных условий и наличия оборудованных мест парковки.
Организация работы отделения интенсивной терапии ОДКБ построена таким образом, что один из дежурных врачейанестезиологов может в любое время суток выехать из стационара на вызов в сопровождении медицинской сестры. Наиболее оптимальным в плане обоснованности вызова стал следующий алгоритм действий. Если в местном стационаре есть больной, который требует консультативной помощи и/или эвакуации в областной центр по мнению дежурного врача, последний связывается в круглосуточном телефонном режиме непосредственно с врачом отделения интенсивной терапии ОДКБ. На основании полученной в результате подробного опроса информации детский анестезиолог принимает решение о необходимости и обоснованности выезда бригады. И в любом случае дает рекомендации по дальнейшему обследованию и лечению ребенка в местном стационаре. При необходимости телефонные консультации повторяются несколько раз.
Абсолютным приоритетом необходимо признать выезды к пациентам в возрасте до 1 года, учитывая их выраженную морфофункциональную незрелость и склонность к быстрому развитию генерализованных патологических реакций. Дежурный анестезиолог также определяется с необходимостью привлечения к консультативной помощи врачей смежных специальностей (педиатр, хирург, инфекционист).
Существуют ситуации, когда непосредственно в текущий момент угрозы для жизни ребенка нет, однако высока вероятность усиления тяжести состояния (например, отравление грибами). В таких случаях при отсутствии нарушений витальных функций рационально осуществлять эвакуацию в лечебное учреждение санитарным транспортом местного стационара в сопровождении медицинского персонала. Это позволяет ликвидировать пролонгацию госпитализации в стационар, где будет оказываться специализированная помощь.
Выезд реанимационной бригады осуществляется врачоманестезиологом первой или высшей квалификационной категории и медицинской сестрой отделения интенсивной терапии на специально оборудованном санитарном автомобиле с запасом сжиженного кислорода, медикаментов и инструментария. Объем и качественный состав аптечки, аппаратуры и расходных материалов необходимо подвергать коррекции перед каждым выездом с учетом особенности возраста и патологии пациента.
При наличии грубых нарушений витальных функций у ребенка в стационаре, где нет отделения интенсивной терапии, его быстрая эвакуация в ближайшее лечебное учреждение с наличием такого отделения не является задачей детского анестезиолога. Прежде всего необходимо стабилизировать состояние больного, чтобы убедиться в его возможности перенести транспортировку, а затем производить эвакуацию. Мы разделяем мнение наших коллег [1], что полноценная помощь может быть оказана только в специализированных педиатрических центрах.
Клиницисты справедливо считают, что этап транспортировки является одним из самых сложных как для пациента, так и для медицинского персонала, обеспечивающего эвакуацию. По степени риска и возможности развития внезапных осложнений, материальным и временным затратам, психологическому напряжению больного и медперсонала она сопоставима с оперативным вмешательством [2]. Общепринято мнение, что транспортировка никогда не улучшает состояние больного. Тем не менее в интересах пациента эвакуация должна быть осуществлена в максимально щадящем режиме и в кратчайшие сроки.
По данным американских специалистов [3], 85 % летальных исходов транспортируемых больных наступает в результате нарушения венозного доступа, экстубации трахеи у интубированных больных и внезапного окончания запасов кислорода. В процессе подготовки к эвакуации из местного стационара всегда следует обеспечить адекватный сосудистый доступ. В случае невозможности катетеризации периферических вен приходится катетеризировать центральные вены (подключичную, яремную, бедренную).
При необходимости проведения инфузионной терапии во время транспортировки весьма затруднителен гравитационный капельный способ, прежде всего изза тряски автомобиля при движении. Оптимально проводить внутривенные вливания с помощью инфузионного насоса, а у детей младшего возраста — шприцевой помпы. Особенность эвакуации больных хирургического профиля заключалась в том, что почти в 80 % случаев период транспортировки приобретал вид предоперационной подготовки.
Сотрудниками кафедры детской хирургии, анестезиологии и интенсивной терапии ДонНМУ имени М. Горького периодически проводятся тренинги с врачамианестезиологами и медицинскими сестрами выездной реанимационной бригады для совершенствования их знаний и умений. На базе отделения интенсивной терапии ОДКБ регулярно проходят стажировку на рабочем месте врачи местных стационаров, что позволяет улучшить качество оказания неотложной помощи детям области.
Выводы
1. Круглосуточная возможность консультации в телефонном режиме со специалистами областного лечебного учреждения позволяет оптимизировать тактику лечения больных в местном стационаре.
2. Вопрос о выезде реанимационной бригады и необходимости дополнительного привлечения специалистов решает детский анестезиолог.
3. Выезд реанимационной бригады к пациентам в возрасте до 1 года приоритетен.
4. Эвакуацию из местного стационара следует проводить только после стабилизации состояния больного.
5. Во время транспортировки оптимально проводить внутривенные вливания с помощью инфузионного насоса.
6. Рациональная организация работы реанимационной бригады позволила избежать летальных исходов во время транспортировки и снизить их число в ближайшее время после эвакуации.
1. Вольный И.Ф., Михайлик Ю.Г., Балатанова Е.А., Пешков Ю.В. Особенности реанимационноанестезиологического обеспечения детей на догоспитальном этапе // Медицина неотложных состояний. — 2005. — № 1. — С. 6364.
2. Durbin C.G., Doorley P.A. Managing Intrahospital Transport and Mechanical Ventilation in the PACU // Crit. Care Med. — 1998. — Vol. 21. — P. 411432.
3. Reynolds H.N., Habashi N.M., Cottingham C.A., Frawley P.M., McCunn M. Interhospital transport of the adult mechanically ventilated patient // Respir. Care Clin. N. Am. — 2002. — Vol. 8. — P. 3750.