Журнал «Здоровье ребенка» 3 (46) 2013
Вернуться к номеру
От редактора
Рубрики: Педиатрия/Неонатология
Разделы: От первого лица
Версия для печати
Пишу колонку в преддверии Международного дня защиты детей — даты, важной и значимой не только для нас, профессионально посвятивших себя защите подрастающего поколения. Для каждого родителя, независимо от успешности и неуспешности, степени образованности, культуры и достатка, нет дня и часа, когда бы он не думал о своих детях. Ведь они для нас — самое важное в жизни, они — наше продолжение, наше будущее…
Этот праздник — один из старейших международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году в Женеве, на Всемирной конференции, посвященной вопросам благополучия детей. И назывался он тогда подругому — Международный день детей (International Children’s Day). Но Вторая мировая война, вырвавшая из жизни миллионы людей, нанесла страшный удар по детям — голод, болезни, многочисленные смерти и даже «медицинские» эксперименты над малышами. С содроганием читаешь многие свидетельства о нечеловеческих страданиях всех жертв войны, но нельзя без боли в сердце читать о несчастьях, постигших в эти годы детей как в нашей стране, так и во всем мире …
Поэтому в 1949 году в Париже состоялся Всемирный конгресс женщин, на котором прозвучала клятва о безустанной борьбе за обеспечение прочных гарантий счастья детей. Тогда и изменили название праздника, введя в него новую и очень важную для мира задачу — «защита детей». И через год, в 1950 году, 1 июня отмечали Международный день защиты детей.
Главная идея праздника — обратить внимание общества на то, что крайне необходимо детям, их права, потребности, качество жизни и… ЗДОРОВЬЕ! Именно здоровье детей, младенческая смертность являются сегодня главенствующими в определении статуса стран, уровня их экономического и, что весьма важно, социального развития, оптимальности состояния общественных взаимоотношений. А как у нас, в Украине, в стране, где живем мы, растут наши дети и внуки? Нужно ли добавлять к первоначальному названию праздника слово «защита»? Или это было актуальным только для того времени, когда в мире бушевала война?
Сухие официальные факты, представляемые многими инстанциями — Министерством здравоохранения, Государственной службой по делам молодежи и спорта, Советом национальной безопасности и президентом Украины, свидетельствуют, что в нашей стране состояние здоровья, качество жизни детей серьезно тревожат общество. Да, у нас снизилась и продолжает снижаться младенческая смертность, но Save the Сhildren, международная организация, занимающаяся защитой прав детей по всему миру, опубликовала ежегодный рейтинг стран, где лучше всего быть матерью. Эксперты, размещающие страны в рейтинге «Индекс материнства», опираются на данные Всемирной организации здравоохранения по пяти основным показателям относительно каждой страны, в т.ч. уровню смертности рожениц и детской смертности. В очередном рейтинге — «Спасем детей», в котором экспертами были проанализированы данные по 176 странам, на первом месте находится Финляндия, на последнем — Демократическая Республика Конго. Украина разделила 74е место с Алжиром и Сальвадором с показателями немногим лучше, чем у Ирана, ШриЛанки и Монголии.
«…За последние 10 лет заболеваемость детей школьного возраста возросла на 27 %... Если в первых классах насчитывается более 30 % детей, имеющих хронические заболевания, то к пятому классу этот процент возрастает до 50, а к девятому — до 64». В подростковом возрасте относительно здоровыми считаются 6–10 % юношей и девушек!!! На фоне этого в Украине официально зарегистрировано более 700 тыс. алкогользависимых граждан, а 7 из 10 подростков пьют пиво. Дальше — хуже: «…45 % юношей и 35 % девушек курят, более 65 % — злоупотребляют алкоголем…» К. Красовский, руководитель сектора контроля за табаком Украинского института стратегических исследований МЗ Украины, обнародовал данные, что по детскому алкоголизму — в возрасте от 14 до 16 лет — Украина занимает 3е место в Европе, а 13 % молодых украинцев признаются в пристрастии и к легким наркотикам. В то же время лишь у 35–45 % опрошенных суточный режим питания был близок к рекомендованному, 35 % не употребляют овощи и фрукты или едят эти продукты 1 раз в неделю; 50 % практикуют физическую активность не более 1 часа в неделю, но зато на просмотр телепередач 75 % юных украинцев тратят ежедневно до 4 часов, а за компьютером до трех часов в день проводит 65–90 % наших детей…»
И это официальные данные, полученные официальными структурами при анкетировании и опросах большого количества детей и подростков и их родителей.
Что же происходит с нашим обществом, которое теряет свое будущее? Создается такое впечатление, что обрушившийся на нас ком новых идеологий, технологий, ценностей и взглядов ввел нас в ступор, заставил нас метаться, а многих лишил трезвого взгляда на жизнь. Почему мы потеряли «пионеров — всем ребятам пример...»? Где детские походы, сборы макулатуры, собрания, единая, в конце концов, форма. И тут дело не в идеологии, а в воспитательных технологиях. Мы ушли от них, а в Европе и Северной Америке их наблюдаешь повсеместно — и одинаковая школьная форма, и речевки, и совместные путешествия, соревнования… А где наши дворовые футбольные команды с битвами до ночи «двор на двор, улица на улицу», наши турники и теннисные столы во дворах, где школьные спортивные секции или кружки в Домах пионеров и школьников?..
Конечно, интересы сегодня, и не только детские, изменились, но… Не поверите, а я свидетель, что в очень развитых странах Запада в офисах микрорайонов (по нашему, в ЖЭКах) сегодня сплошь и рядом создаются для взрослых и детей… клубы по интересам — вроде кройки и шитья, кулинарии, песни и пляски и многие другие, и в них собираются вместе от мала до велика и получают от этого удовольствие! А еще в каждом микрорайоне — масса площадок с прекрасными спортивными снарядами, которые имеются у нас только в «очень платных» клубах.
И куда ж податься нашему ребенку? А выбор мал: за «комп» — и в игралкистрелялки…
Что же всетаки предполагают делать структуры Государственной службы молодежи и спорта или Министерства по делам молодежи? Ну хотя бы какие у них планы, в чем они видят свою работу? Создается впечатление, что детям, да и их родителям, они не советники и не помощники. Вот каждый и разбирается в этом самостоятельно, как может…
Да, воспитываем мы своих детей не очень… И здоровье детей Украины стремительно ухудшается. Поэтому очень нужны новые подходы, новая идеология воспитания подрастающего поколения, а также реформы в его медицинском обеспечении. Реформы в здравоохранении уже начались, и, как и должно быть при любом начинании, проявились их плюсы и минусы. Не проводя анализ, хочется сказать о том, что для нас, педиатров, особенно важно. Быть ли нам попрежнему приближенными к детям — здоровым и больным — или становиться консультантами у врачей общего профиля? Их еще называют «семейными» врачами. Судя по тому, что выпускников педиатрических факультетов в подавляющем большинстве случаев направляют в интернатуру по специальности «врач общей практики», а в дальнейшем на эту же должность, да и уже работающих педиатров срочно переучивают в «семейников», скорее всего, нас ждет второй вариант — быть консультантом, как у них, «на Западе». При этом появляются первые тревожные признаки ухудшения в работе педиатрической службы. Так, стало значительно труднее организовывать «ургентство» в детских стационарах — участковые педиатры уже сотрудники других медицинских предприятий — амбулаторий по оказанию первичной помощи, и их дежурства по ночам — это совместительство в учреждении второго уровня. Появились и другие организационные проблемы, которые нужно решать, и решать продуманно.
Да, сегодня принято копировать западные ценности и западные подходы к жизни. И в них, вне сомнения, много рационального, что необходимо внедрить в нашу жизнь, в том числе и в сфере здравоохранения. Но за рубежом никогда не было единой службы охраны материнства и детства, комплексно осуществляющей медикосоциальное обеспечение здоровья детского населения. А у нас такая служба формировалась десятилетиями. И работала!!! По моему глубокому убеждению, слепое копирование зарубежного опыта неоправданно. Смею утверждать: подготовка врачейпедиатров на специальных факультетах — одно из крупнейших достижений отечественной медицинской мысли, весомый вклад в мировую систему медицинского образования. Многие зарубежные коллеги придерживаются такого же мнения. Следует заметить, что в большем числе европейских стран первичную врачебную помощь детям в последние годы уже чаще оказывают врачипедиатры, т.е. явно просматривается тенденция к оказанию первичной медицинской помощи детям по советской модели детского здравоохранения. А мы студентовпедиатров «специализируем» во врачей общей практики…
И хотя в Министерстве здравоохранения убеждают, что насильно никого из педиатров переучивать не будут, в это верится с трудом. «…Мы предлагаем на врачей-педиатров с большим стажем работы, слишком пенсионного или предпенсионного возраста не давить, не принуждать переквалифицироваться в семейного врача. Таких врачей стоит оставить врачамипедиатрамиконсультантами, которые работают на втором уровне предоставления медицинской помощи (в районных центрах, районных поликлиниках). Врачипедиатры сохраняются. Доступность к педиатрам будет сохранена. Как и к акушерам-гинекологам», — заверяет министр здравоохранения Раиса Васильевна Богатырева.
Министр отмечает, что в переходном периоде необходимо обеспечить функционирование в амбулаториях смешанных коллективов, где работает и семейный врач, и врачпедиатр, который может приезжать на консультацию (а может и работать), и акушергинеколог, такая практика хорошо прижилась в Ровенской, Днепропетровской областях. Но выиграет ли от такой реформы медицинское обеспечение детского населения в условиях, когда первичную медицинскую помощь детям будет оказывать врач общей практики, а не специально подготовленный для этого врачпедиатр? Жизнь покажет. И не дай Бог платить за наши ошибки здоровьем наших детей!
Главный редактор, профессор
Е.И. Юлиш