Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkraineNeuroGlobal


UkraineNeuroGlobal

Международный неврологический журнал 3 (65) 2014

Вернуться к номеру

Возможности современной реабилитации детей, перенесших критическое состояние

Авторы: Евтушенко С.К., Кутякова Е.И., Омельяненко А.А., Евтушенко О.С., Казарян Н.Э. - Донецкий областной детский клинический центр нейрореабилитации

Рубрики: Неврология

Разделы: Медицинские форумы

Версия для печати

Статья опубликована на с. 148-149

Актуальность. Восстановление утраченных моторных, когнитивных и речевой функций у пациентов, перенесших критическое состояние, является наболевшей проблемой в современной неврологии. Это категория тяжелейших больных. Апаллический синдром (АС) является одним из непредсказуемых исходов разнообразных тяжелых (травматических или нетравматических) повреждений головного мозга, развивающихся примерно у 10 % больных после продолжительной комы.

Материалы методы. В течение последних 12 лет в центре пролечено 17 детей в возрасте 11–17 лет и 5 взрослых пациентов (22–29 лет), которые впервые поступили на лечение в детском возрасте. Из них 10 детей с последствиями тяжелых форм энцефалита и 7 детей и 5 взрослых с последствиями тяжелых черепно-мозговых травм. Была применена методика лечения и реабилитации последствий апаллического синдрома у детей, разработанная проф. С.К. Евтушенко и доц. А.А. Омельяненко (методические рекомендации 2001 г.), включающая использование медикаментозных и немедикаментозных средств.

Пациенты поступают на реабилитацию спустя 3–6 месяцев и позже с момента выхода из комы, как правило, из реанимационного отделения, имея грубый неврологический дефект в виде ограничения контакта, глубокого тетрапареза вплоть до плегии, единичных судорожных пароксизмов, бульбарных расстройств. Нередко больные поступают в центр с назогастральным зондом из-за нарушения глотания. Реабилитация таких больных индивидуальна и зависит от ведущего неврологического дефицита. Все пациенты при первичном поступлении проходят обязательное обследование: электроэнцефалокартирование, что позволяет при необходимости методом фотостимуляции «навязывать» больному утраченный возрастной ритм мозга, ультразвуковое допплеровское исследование сосудов шеи и головного мозга, выявляющее нарушение кровотока в бассейне той или иной церебральной артерии, электронейромиография, показывающая степень повреждения нейромышечного аппарата конечностей, эхокардиография с электрокардиографией, определяющие уровень трофических нарушений в миокарде. Реабилитация пациентов, перенесших критическое состояние, начинается с постоянной сенсорной стимуляции, раннего формирования вертикальной позы с использованием ортопедических укладок. Ежедневные сеансы синглетно-кислородной терапии в сочетании с краниопунктурой (зоны речи I, II, III, зона равновесия, зона ощущения передвижения, зона торможения гиперкинезов, Т20, Т21 и т.д.) на фоне внутримышечного введения вазоактивных препаратов (1% раствора никотиновой кислоты в нарастающей дозировке либо актовегина) дают эффект углубления сознания и формирования предвестников речи. Занятия с логопедом позволяют уменьшить имеющуюся спастичность языка, что способствует появлению активной речи. Использование в процессе реабилитации медикаментозных средств (ноотропных (цереброкурин, дельталицин), вазоактивных (актовегин, никотиновая кислота), седативных (гамалате В6, пантокальцин)) вызывает положительную динамику в неврологическом статусе пациентов уже к концу 1-й недели лечения. Проведение диспортовых блокад снижает риск развития контрактур в паретичных конечностях и дает возможность активной тренировки двигательных навыков. 5 пациентов наряду с лечением в центре проходили сеансы транскраниальной магнитной ритмической стимуляции, что оказало значительный эффект в восстановлении двигательных (возрастание двигательной активности, мышечной силы в паретичных конечностях, снижение степени спастичности) и когнитивных (возрастание скорости сенсомоторных реакций) нарушений, а также вызвало гемодинамические сдвиги в виде увеличения скорости кровотока в бассейне внутренней сонной артерии.

Результаты. Положительная динамика разной степени выраженности отмечалась после 1-го курса реабилитации, что проявлялось в увеличении концентрации внимания, улучшении эмоционального фона, появлении мимических реакций и предвестников речи, снижении спастичности мышц паретичных конечностей и возобновлении двигательных навыков. 6 из 22 больных поступили на первичный реабилитационный цикл с назогастральным зондом, от которого к концу курса лечения удалось отказаться 5 пациентам вследствие появления стойкого глотательного рефлекса. У 9 (40,9 %) пациентов спустя 1,5–2 года с начала реабилитации сформировались стойкие моторные навыки в виде появления самостоятельной ходьбы, тонких точных движений в кистях. Восстановление нарушенных (утраченных) когнитивных и речевой функций происходило в течение более длительного периода (3–5 лет). Повторные (каждые 3–6 месяцев) курсы восстановительного лечения усиливали достигнутый эффект.

Выводы. Таким образом, проведение многокурсовой стимулирующей полимодальной традиционной и нетрадиционной терапии улучшает прогноз для восстановления утраченных моторной, речевой и когнитивных функций.



Вернуться к номеру