Газета «Новости медицины и фармации» 17 (513) 2014
Вернуться к номеру
Ученые и врачи евреи: вклад в мировую медицину
Авторы: Илья Никберг - доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания, Сидней, Австралия
Разделы: История медицины
Версия для печати
Статья опубликована на с. 24-28 (Мир)
На всех этапах многовековой истории становления и формирования человечества забота о сохранении здоровья отдельной личности и популяции в целом являлась и является одним из приоритетов социальной структуры общества. Как свидетельствуют документальные источники и археологические находки, уже в древних Египте, Индии, Китае, Ассиро–Вавилонии, а затем в Древней Греции и Риме зародились основы эмпирической медицины. Еще в те времена, не располагая научными знаниями о физиологии человека и причинах различных заболеваний, основываясь лишь на практическом опыте, люди овладели довольно обширной совокупностью приемов лечения травм и некоторых заболеваний с помощью доступных им средств и методов. Потребовались, однако, многие годы Античности, Средневековья, зарождения капитализма и новейшей истории человеческого общества, пока не сформировалась современная научная медицина.
Значительный вклад в создание ее научных основ и становление современной лечебной и профилактической помощи внесли ученые и врачи — евреи. Этот процесс изначально был тесно связан с религиозными воззрениями евреев и основывался на них. Не случайно первые ограничения и рекомендации медицинского характера, предписывавшиеся евреям, являлись составными элементами их образа жизни, регламентированного законами иудейской религии.
Будучи тесно связанной с медициной Древнего Египта и других стран Древнего мира и заимствовав у них немало полезных практических рекомендаций, медицина евреев и формирование врачебного сословия изначально имели существенные отличия.
В странах Древнего мира носителями медицинских знаний, применявшими их в практике, как правило, были жрецы (период так называемой жреческой медицины). И хотя в ней применялись заимствованные из народной медицины некоторые рациональные приемы диагностики и лечения болезней, носители храмовой медицины весьма часто использовали в качестве ведущего метода лечения языческие магические обряды и мистические приемы.
В отличие от них, евреи изначально отмежевались от плена магических представлений о происхождении болезней и способах их лечения. Будучи приверженцами первой в мире монотеистической религии, они рассматривали жизнь человека и его здоровье как богоданные, ниспосланные единым Богом. В древнееврейском сообществе появляется отдельная группа лиц (врачей), являвшая собой отдельную профессиональную категорию населения. Начиная с древних времен обычай прибегать к услугам врачей является распространенной традицией еврейского населения. О выделении врачебного дела в самостоятельную (отличную от жреческой помощи) отрасль жизни свидетельствует и то, что слово «врач» встречается уже в первой книге Ветхого Завета. А во времена Второго храма престиж врачебной деятельности иллюстрируют слова одной из заповедей: «Почитай врача и уважай его, он поможет тебе в час нужды. Если заболел, сын мой, помолись Богу, чтобы он излечил тебя. А затем вручай в руки врача жизнь твою, ибо и он от Бога, и не отошли его, пока не излечишься». Показательно, что в самом Иерусалимском Храме была должность врача, призванного лечить священников. То, что медико–профилактические аспекты всегда занимали существенное место в традициях многих поколений евреев, в значительной мере обусловлено ролью и значением, которые они имели в истоках и основополагающих документах иудейской религии. Свидетельства этого имеются в книгах «Бытие», «Левит» и др. В них приводятся многочисленные анатомические названия различных органов и их заболеваний. В Библии содержатся упоминания о таких заболеваниях человека, как сердечные, туберкулез, кожные, болезни желудка, раны, их осложнения и мн. др. В числе применявшихся в древнем еврейском врачевании приемов и методов лечения можно упомянуть: применение шин при переломах костей, уход за ранами, за кожей при септических поражениях, акушерская помощь, лечение болезней сердца, желудка, туберкулеза и др. Широко применялись в лечении лекарственные растения, масла, бальзамы, обмывания, солнечное облучение и другие природные факторы.
Профессионализм врачебного сословия выражался и в том, что именно с медицинских позиций, а не языческих верований оценивались многие заболевания и состояния человека. Примером тому может быть эпилепсия, больных которой в древнем мире жрецы рассматривали как одержимых злыми чарами. Знали еврейские врачи и о наследственном характере (как передающейся мальчикам через женщин) гемофилии. Постулат иудаизма о приоритетности человеческой жизни нашел свое отражение и в отношении к сохранению ее при врожденных уродствах (у греков, римлян и некоторых других народов родившихся с такими уродствами нередко просто уничтожали).
Учитывая наличие в Библии многочисленных (как прямых, так и косвенных) лечебных и профилактических предписаний медицинского характера (в Талмуде, например, приводится свыше 300 таких предписаний), можно сказать, что в каком-то смысле она является и первым учебником здорового образа жизни.
Врачи-евреи строго соблюдали провозглашенные Торой моральные принципы медицины. Не случайно авторами большинства дошедших до нас средневековых руководств по деонтологии были евреи. В широко известном своде правил еврейской национальной жизни («Кицур Шулхан Арух») изложены многочисленные регламентации поведения врача и соблюдения правил здорового образа жизни. В частности, в нем говорится: «Забота о здоровье своего тела входит в общую задачу служения Богу. Поэтому еврей обязан избегать всего, что может повредить его здоровью, и прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать и укреплять свое здоровье».
Не вдаваясь в описание и оценку многочисленных требований иудейских традиций в сфере питания (кашрут), отметим, однако, что современные диетологи-нутрициологи единодушны в признании физиолого-гигиенической рациональности большинства из этих требований.
Уже с момента зарождения еврейской медицины твердо сохранялся провозглашенный религиозными документами принцип приоритетности человеческой жизни, во имя которого разрешалось нарушать другие религиозные заповеди, в т.ч. святость субботы. Примечательно, что ни в исходных, ни в современных воззрениях иудейской религии нет запрета и на оказание медицинской помощи в субботу неевреям. В недавнем (19.12.2011uvidim464969) послании духовного раввина Овадьи Иосефа по этому поводу говорится, что еврейские врачи должны оказывать помощь неевреям, даже если при этом приходится нарушать правила субботы.
В подтверждение действенности этого постулата можно привести и показательный пример из новейшей истории. Следуя своему врачебному долгу и руководствуясь постулатом иудейской религии («окажи медицинскую помощь и врагу своему»), Лео Скурни, военный врач-еврей, служивший в финской армии, проявил личное мужество и профессионализм в оказании такой помощи большой группе раненых немецких солдат и организовал эвакуацию из окружения полевого госпиталя. Был награжден немецким Железным Крестом, но от награды отказался, мотивируя отказ своим еврейским происхождением.
Основополагающим постулатом еврейской религии является понимание взаимодействия двух основных элементов сущности человека — тела и духа. Такое понимание поясняет и одну из еврейских традиций — обязательность заботы о личном здоровье и его сохранении. Забота о здоровье своего тела рассматривается как один из обязательных элементов веры в Бога и служения ему.
Большое внимание медицина евреев уделяет вопросам деонтологии и этики. В частности, строго регламентируется обязанность сохранения врачебной тайны, если ее соблюдение не влечет за собой опасность для других людей. Однозначно осуждаются как греховные гомосексуализм и другие половые извращения.
Вопрос о полноте информированности больного о его диагнозе и состоянии в медицине евреев решается неоднозначно. Считается, что если объективная информация о них может ухудшить психическое и физическое состояние больного, то сообщать ему диагноз заболевания не следует. Но больной имеет право знать истинное положение дел. Поэтому в ситуациях, когда такая осведомленность необходима больному для заблаговременного планирования и завершения его важных жизненных дел, завещательных распоряжений и т.п., сообщение диагноза и прогноза заболевания допустимо. Но при этом надо учитывать индивидуальные психологические особенности пациента и однозначно исходить из того, что сообщение ему правды не должно повлечь необратимых отрицательных последствий для его психического и физического состояния. Категорически не допускается правдиво озвучивать больному безнадежно отрицательный прогноз и особенно срок оставшейся жизни.
Вопрос об эвтаназии является чрезвычайно сложной этической проблемой современного общества. Иудаизм отвергает активную эвтаназию, рассматривая ее как акт убийства человека. Отношение к пассивной эвтаназии более терпимое, и в отдельных случаях допускается отказ от применения искусственных средств для поддержания жизни безнадежно больного в состоянии «растения» (вспомним недавний пример с болезнью и смертью бывшего премьер-министра Израиля генерала Шарона).
Жестокие крестовые походы и межфеодальные войны, мракобесие, ужасы инквизиции, кровопролитный религиозный антагонизм, низкая санитарная культура и бытовая антисанитария, разрушительные эпидемии чумы и оспы Средних веков оставили неизгладимый тягостный след в исторической памяти многих поколений. На этом фоне ярким проявлением человеческого духа и гения являются жизнь и деятельность средневековых мыслителей, ученых, писателей, художников, врачей, внесших огромный вклад в общечеловеческую культуру, оставивших неизгладимый и поныне сохраняющий свое значение след в истории благодарного человечества. На смену культуре античных стран в период раннего Средневековья пришла арабская культура, возникшая в VII веке и достигшая своего расцвета в ХI–ХII веках. Расцвет этой культуры в значительной мере связан с жизнью и деятельностью еврейских мыслителей и ученых, тесно сотрудничавших в тот период с арабами и писавшими на арабском языке. Благодаря их трудам был заложен научный фундамент еврейской философии и медицины, оказавший большое влияние на последующее развитие общемировой культуры. Достижения медицины античных стран (греческой, римской, египетской, индийской и др.) были обобщены в написанном на иврите труде «Книга Асафа-врача», предположительно созданной в конце IХ — начале Х века. В этой книге содержатся разделы по физиологии, сведения о болезнях различных органов тела, противоядиях, информация о лекарственных растениях, советы по гигиене и др. В IX–X веках появляется написанный на иврите трактат «Мораль врачей». Сохранились сведения о нескольких десятках врачей-евреев, особо проявивших себя во времена Средневековья. Это Исхак бен Амрам, Раббан Аль Табари, Абу Мансур, Исаак бен Соломон Израэли, Али Ибн-Раббан, Аматус Лузитанский и мн. другие. В ряду известных исторических личностей этого периода достойное место принадлежит выдающемуся еврейскому мыслителю, врачу и просветителю Рамбаму (ребейн Моше бен Маймон), в арабском мире — Абу Имран Муса бен Маймун, в России и европейских странах — Моисей Египетский, Моисей бен Маймонид (1135–1204). Благодаря врачебной деятельности и научным трудам он стал своеобразным связующим звеном между прошлым и будущим, заложив современные основы лечебной и профилактической медицины. Особо следует отметить, что на формирование медицинских познаний Маймонида весьма определяющее влияние оказала многолетняя работа по изучению Торы, Талмуда и созданию «Мишна Торы». По сути дела, Маймонид был первым, кто успешно попытался научно обобщить медицинские положения и рекомендации еврейской религии в специальной светской литературе.
Философско-теологической основой соблюдения здорового образа жизни стало его высказывание: «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает путь зла и быть грешником — у него есть и такая возможность». Говоря о наслаждениях (еде, питье, женщинах, одежде, роскошном жилье, драгоценностях и т.п.), Маймонид указывает, что все эти наслаждения «суета и пустое» и стремление к ним оправданно лишь ради здорового тела. Будучи весьма известным и почитаемым практическим врачом, Маймонид написал и ряд медицинских произведений: «О гигиене (сборник советов относительно здорового образа жизни)», «Об астме», «О ядах и противоядиях» и ряд других. Одним из основных медицинских произведений Маймонида являются написанные в 1187–1190 гг. «Поучения Моисея» («Пирке Моше»). Книга содержит 25 глав, в числе которых: сведения по анатомии человека и о функциях отдельных органов, жидкостях и крови, пульсе, моче, различных заболеваниях, кровопусканиях, слабительных, женских болезнях, хирургических болезнях, лекарствах и др. Особое внимание Маймонид обращает на необходимость дифференцированной оценки симптомов и жалоб, указывая, что одни и те же симптомы у различных людей могут иметь разное диагностическое и прогностическое значение. Вопросам профилактической медицины посвящены главы «О физических упражнениях», «О бане», «О пище и питье» и др. Этим же вопросам посвящен популярный медицинский труд Маймонида «Трактат по гигиене». В этом произведении Маймонид рассказывает о значении чистого воздуха, воды, гигиене пищевых продуктов и правильном питании, физической культуре, половой жизни, потреблении вина и других вопросах. Вторая глава «Трактата» является прообразом современных рекомендаций по вторичной профилактике, т.е. рекомендаций относительно особенностей образа жизни и восстановления здоровья при заболеваниях, предотвращения их осложнений. Особое внимание при этом обращается на использование природных средств, рассказывается об их значении для здорового и больного человека. В двухтомном трактате «О ядах и противоядиях» даются рекомендации по предотвращению отравлений ядами, попадающими в организм с пищей, и лечению таких отравлений, перечисляются ядовитые растения. В трактате упоминаются методы, ставшие классическими и сохраняющие свое значение и поныне, — высасывание яда из места укуса, перевязывание выше этого места, меры защиты лица, осуществляющего высасывание (полоскание рта вином, оливковым маслом), применение отсасывающих банок, прием рвотных средств. Маймонид был противником одномоментного применения большого количества разных лекарств, считая, что при лечении больного надо обходиться их самым необходимым минимумом, и подчеркивал роль разумного использования природных факторов, питания и физической нагрузки в целях лечения и профилактики.Он отвергал лечебное действие амулетов и заклинаний, считая их находящимися на грани идолопоклонства, и допускал их использование исключительно в случаях, когда они могут успокоить безнадежно больных и их родственников.
В уже упоминавшемся «Трактате об астме» он указывает на то, что врач нужен не только при болезни, но и для наблюдения за здоровыми: «Лишь глупцы думают, что врач необходим только во время болезни и никогда больше». Врачебная работа, как указывал Маймонид, включает наблюдение за тремя группами людей. Первая — здоровые; это наиболее важная часть работы врача — научить здоровых людей сохранять здоровье. Вторая — это больные люди, здесь цель врача — возвращение утраченного здоровья. Третья группа — ослабленные и пожилые люди, выздоравливающие. По отношению к ним задача врача состоит в организации ухода и создании благоприятных условий для достойной жизни.
Маймонида считают автором «Врачебной клятвы-молитвы» (по мнению отдельных исследователей, современный текст ее, опубликованный в 1793 г., принадлежит другу И. Канта, философу и врачу Маркусу Герцу (1747–1803)). В ней содержатся, например, такие обязательства: «Я готов посвятить себя обязанностям моей профессии. Помоги мне, Всемогущий Бог, в этой работе делать добро людям, потому что без твоей помощи не добиться успеха», «Дай силу моему телу и духу, чтобы я всегда был готов помочь и бедным и богатым, плохим и хорошим, врагу как другу», «Не позволяй отвлекать мое внимание от постели больного, сделай так, чтобы мои пациенты имели уверенность во мне и следовали моим рецептам и моему совету», «Не дай мне напасть на мысль, что я знаю достаточно. Дай мне силы, радость и стремление узнавать больше каждый день».
Маймонид указывал, что «постоянное чтение медицинских книг крайне необходимо, ибо ты должен знать, какие затруднения испытывает каждый, кто сохранил в душе страх Божий и любовь к истине и кто не собирается утверждать ничего, если тому нет должных доказательств».
В эпоху Среднековья, начиная уже с IV века, профессиональная работа врачей-евреев и их медицинское образование резко ограничивались, вплоть до прямого запрета евреям врачевать христиан, а последним обращаться к евреям за медицинской помощью. Следствием подобных запретов были многочисленные, инспирируемые обвинения врачей-евреев в сознательном причинении вреда христианам, кровавые еврейские погромы во время эпидемии чумы в Европе (1348–1349). Характеризуя жизнь евреев в период Средневековья, Говард Фаст справедливо упоминает и о том, что «большую опасность для врачей-евреев также представляли вспышки эпидемий: средневековая Европа пережила массовый психоз — панический страх перед евреем, отравляющим колодцы». В 1348 г. в Вене был казнен еврейский врач, обвиненный в том, что заразил город чумой.
Тем более знаменательно, что, вопреки распространяемым в христианских массах обвинениям евреев, вера в профессионализм врачей–евреев была очень высокой. Примером тому является довольно распространенная практика привлечения их в качестве личных врачей в семьи монархов. Евреями были придворные врачи римских пап Юлия II, Юлия III, Павла III, Климента III, Иннокентия I, короля Арагона Альфонса V, императора Людовика Благочестивого, английского короля Генриха IV и др.
Несмотря на запрет лечения христиан, во многих немецких городах муниципальными врачами были евреи. Непосредственным было еврейское участие в расцвете медицинской школы Салернского университета (так называемая Община Гиппократа) в IX–XII вв. и знаменитой медицинской школы в Монпелье, в которых преподавали и евреи, и некоторое время преподавание велось на иврите.
Одной из наиболее загадочных фигур в истории человечества вот уже более 5 веков остается известный французский прорицатель, еврей по происхождению Мишель Нострадамус (1503–1566). Его предки служили лекарями при дворах Рене Доброго и герцога Калабрийского. Будучи успешным врачом и фармацевтом, Нострадамус прославился публикацией в 1555 году своего астрологического альманаха и последовавших изданий «Центурий» с 970 катренами — четверостишиями, предсказывавшими грядущие события мировой истории (сохранились только катрены событий до 2300 года).
В последующем многие из этих предсказаний произошли в реальности, и в указанные сроки. Значительный вклад евреев в медицину Средневековья отмечен многими историками этой эпохи. Не случайно знаменитый философ Роджер Бэкон считал даже, что для полноценного овладения врачебными знаниями необходимо умение понимать религиозную и медицинскую литературу, написанную на иврите.
Последовавшие за мрачным периодом Средневековья социально-политические и экономические изменения в Европе, на появление которых существенно повлияла Великая французская революция, положительно отразились на правовом статусе евреев в европейских странах. Существенно более доступным стало получение евреями медицинского образования, научной и врачебной деятельности. И хотя антисемитизм разной степени выраженности не исчез (как не исчез он и в наше время), в целом возможности евреев в этих сферах профессиональной деятельности заметно возросли.
Эмпирическая медицина Древнего мира и Средневековья ушла в прошлое, наступила эпоха научной экспериментальной медицины, ставшая основой современного врачевания. В становление и расцвет этой эпохи огромный вклад внесли ученые и врачи евреи. Обо всех их достижениях невозможно рассказать в рамках журнальной статьи. Ограничимся лишь ссылками на некоторых ученых и врачей, оставивших наиболее заметный след в истории современной медицины. К ним, в частности, относятся: Л. Гершфельд (создатель классического атласа нервной системы), Ф. Генле (фундаментально описал анатомию почки, открыл «петли Генле» в почечных клубочках), Г. Швальбе (автор классического руководства по анатомии), Ю. Конгейм (впервые применил замораживание гистологических препаратов), Г. Глуге (создатель атласа патологической анатомии), Н. Цунц (основополагающие труды по обмену веществ и газовому обмену), С. Штриккер (создатель микротома), Г. Мункт (определение локализации в коре головного мозга функциональных центров), О. Либрейх (открыл наркотическое и анестезирующее действие хлоралгидрата и хлорэтила, дезинфицирующее действие формалина), Л. Левин (изучил побочные действия лекарственных веществ и отравления ими), Г. Леви (применил микроскоп в патологоанатомических исследованиях), П. Эрлих (прижизненная окраска тканей и микробов метиленовой синькой, фундаментальные работы по вакцинации, один из основоположников химиотерапии, создатель противосифилитического средства сальварсана, лауреат Нобелевской премии), Г. Сенатор (первым предложил салициловый натр при лечении ревматизма), Оскар Минковский (наступление сахарного мочеизнурения после удаления поджелудочной железы), М. Гейтлер (один из основоположников современной кардиологии), М. Ромберг, Л. Минор (методы диагностики неврологических заболеваний), Д. Израэль (операции на почках), Р. Либрейх (изобрел офтальмоскоп), П. Цвейфель (издал учебник оперативной гинекологии), А. Нейссер (открыл возбудителя гонореи), А. Вейксельбаум (открыл менингококк), С. Флекснер (открыл дизентерийную палочку), Ч. Ломброзо (учение об антропологическом типе уголовных преступников), С. Ковнер (история древней и средневековой медицины), Зигмунд Фрейд (основоположник психоанализа), К. Функ (один из основателей витаминологии) и многие другие.
История жизни евреев в дореволюционной России (а насчитывает она гораздо более 200 лет) сложна, противоречива, зачастую изобилует антисемитскими домыслами и обвинениями. В полной мере сказанное относится и к истории жизни и профессиональной деятельности в России врачей-евреев.
В отличие от Средневекового периода Западной Европы, присутствие врачей-евреев в этот период в России было несопоставимо меньшим. Сохранились сведения о врачах-евреях, приглашавшихся из зарубежных стран. Предполагается, что первым таким врачом был приехавший в 1490 г. Москву из Италии Мистро Леон (Жидовин), лейб-медик царя Ивана III. При царском дворе с 1657 г. служил врач-еврей Стефан Гаден (Данило Жидовинов). Оба эти врача были казнены по различным обвинениям медицинского плана. Длительное время штаб-лекарем Семеновского полка был еврей Абрам Энс (первая половина ХVIII века), врачом морского кадетского корпуса при Екатерине II был Мендель Лев. Незначительное количество врачей-евреев сохранялось довольно долго. Несколько облегчился допуск евреев к врачебной работе при Екатерине II. Те из них, кто получил медицинское образование за границей и дополнительно сдал экзамен в Медико-хирургической академии (Петербург), приобретали право на частную практику либо получали назначения на государственную службу (в т.ч. военно-медицинскую). Есть сведения о враче Григории Рапопорте, в 1818 году получившем высочайший подарок за «искусное лечение глазных болезней». По данным на 1828 год, на государственной службе в гражданских медицинских учреждениях и приватно работали около 20 врачей-евреев. Они работали в Киеве, Умани, Ковеле, Брест-Литовске, Бердичеве и других городах, преимущественно Юго-Западного края. Однако в этом же году возбуждается вопрос о непринятии евреев на государственную службу. Правда, четкого решения он не получил, в частности потому, что в ответ на запрос по этому поводу гражданский генерал штаб-лекарь высказался так: «...исключение их из службы при настоящем недостатке во врачах по гражданскому ведомству не может быть без затруднения относительно исправления медицинских обязанностей по занимаемым ими ныне местам». В 1835 г. евреям, получившим степень доктора, предоставляется право поступления на государственную службу, в т.ч. в Москве и Санкт-Петербурге (но в каждом отдельном случае с высочайшего разрешения).
В 1863 г. несколько евреев было среди выпускников Медико-хирургической академии (существовала 5% норма для поступающих в нее евреев). В 1824 г. эту академию окончил уроженец Житомира крещеный еврей А. Бланк (дед В.И. Ленина по материнской линии).
В конце ХIХ — начале ХХ века в России появляются и первые медики-ученые, получившие высшее образование в Российских университетах и Медико-хирургической академии. Среди них были Р. Кулишер (известен своими трудами по военно-санитарному делу), В. Португалов (один из основателей санитарной службы и земской медицины), И. Бертенсон (инициатор создания первой школы для медицинских сестер), Л. Гиршман (создатель первой кафедры офтальмологии и первой глазной клиники (ныне — НИИ глазных болезней его имени)), получивший высочайший подарок за «искусное лечение глазных болезней», основатель первой оториноларингологической клиники С. Штерн и др. В 1863 г., когда в числе выпускников Медико-хирургической академии были евреи, обучавшиеся бесплатно, возник вопрос об их праве занимать военно-медицинские должности. В мае 1865 г. было принято постановление, разрешающее принимать врачей-евреев (вне зависимости от наличия у них ученой степени) как на военно-медицинскую службу, так и на службу в других министерствах. Следует отметить, что значительное число военных врачей-евреев принимали участие в обороне Севастополя и в Русско-турецкой войне. В Крымской войне (1854–1856) из числа сражавшихся в Русской армии евреев только во время обороны Севастополя погибли около 500 человек. Есть данные и о военных врачах евреях, среди них в литературе упоминается Л. Пинскер. Ряд из них были награждены «за труды по прекращению тифозной эпидемии в войсках действующей армии» и другие заслуги. С началом Русско-японской войны врачи-евреи были в значительном числе привлечены к службе в военных округах и действующей армии. Так, только в Одесском военном округе из 152 призванных из запаса врачей евреями были 75, в Киевском из 76 — 47.
В связи с общим реакционным настроением 1880-х и позднейших годов евреи стали встречать препятствия к поступлению на городскую и земскую службу. По официальным данным, в 1887 г. на долю евреев в общем количестве врачей приходилось 1077 (6,2 %). Около трех тысяч врачей-евреев было в русской армии в период русско-японской войны 1904–1905 гг.
Несмотря на возрастание количества и роли врачей-евреев в оказании медицинской помощи населению дореволюционной России, всевозможные антисемитские домыслы и обвинения не прекращались. Поразительно, но встречаются они и в наше время. Чего стоят только эти выдержки из статьи «Иудейские врачи: убийцы в законе», опубликованной в декабре 2011 года (http://radio-nasledie.ru/news/news_1297083439.html):
«Человеконенавидящие, свинские тора и талмуд не только запрещают спасать неевреев от смерти, но и просто обязывают жидовинов использовать медицину для их уничтожения.
Огромный, каждодневный и ежечасный урон наносят человечеству шнобеленосые убийцы в белых халатах».
«Но самое ужасающее — иудеи никогда и ни с кем из «гоев» не поделились способами спасения. Приютившие этих извергов люди погибали в конвульсиях и стонах, но крысолюди не протянули им руку помощи: они праздновали в своем сердце массовую гибель хозяев земли. По отношению к европейцам это страшное преступление и дружное предательство со стороны всего еврейского народа, уже за одно это ему во веки веков не будет прощения».
«Так, на операционном столе был зарезаны жидами-хирургами нарком обороны М. Фрунзе, генеральный конструктор космических кораблей С. Королев и многие другие выдающиеся люди».
В цитируемой статье подобных высказываний десятки.
Гонения, ограничения в получении высшего образования, научном росте и профессиональном трудоустройстве зачастую побуждали к эмиграции за пределы России многих ученых. Можно привести массу примеров того, как такие молодые (и не очень) люди приобретали за рубежом возможность творческого роста, становились знаменитыми учеными, нобелевскими лауреатами. В их числе были:
Мечников Илья Ильич (1845–1916). Автор основополагающих исследований явления фагоцитоза, причин старения, эпидемиологии кишечных и других распространенных инфекционных заболеваний. Будучи уже известным ученым, И.И. Мечников (еврей по матери) эмигрировал во Францию, где стал одним из ведущих сотрудников Пастеровского института, заместителем его директора. За фундаментальные открытия в сфере иммунологии в 1908 году вместе с немецким ученым (евреем по вероисповеданию) Паулем Эрилихом удостоен Нобелевской премии.
Безредка Александр Михайлович (1870–1940). Сын еврейского писателя, активно сотрудничал с еврейскими организациями и печатными изданиями. По окончании Новориссийского университета хотел продолжить образование, но не был принят в российские университеты (Московский и Киевский Св. Владимира), что побудило его переехать во Францию. Будучи еще студентом, работал под руководством И.И. Мечникова, совместно с ним написал несколько научных статей по вопросам фагоцитоза, иммунологии, методов вакцинации, профилактики анафилактического шока и др. Впоследствии получил профессорское звание и заменил Мечникова на посту заместителя директора Пастеровского института.
Минковский Оскар (1858–1931). Родился в еврейской семье в Литве. Врачебный диплом получил в Кенигсберге, куда переехала семья. Впоследствии стал профессором в университетах Беслау, Страсбурга и Кельна. Как свидетельствуют его биографы, несмотря на переход в христианство, из-за своего еврейского происхождения испытывал трудности в служебном росте. Известный терапевт-клиницист. Вошел в историю медицины открытием роли поджелудочной железы в заболевании сахарным диабетом (1888–1889). Приглашался (1923) ля консультирования больного В.И. Ленина. В память о заслугах О. Минковского в исследовании причин диабета Европейской диабетической ассоциацией учреждена медаль его имени.
Хавкин Владимир Аронович (1860–1930). Как и А.М. Безредка, окончил Новориссийский университет, некоторое время работал в Одессе (заведовал Зоологическим музеем), затем уехал из России, сотрудничал с И.И. Мечниковым. Особую известность ему принесли создание вакцины против холеры (в 1892 г. испытал ее на себе) и чумы и многолетняя работа (до 1915 года) по борьбе с этими заболеваниями в Индии. Основал в Бомбее бактериологическую лабораторию, впоследствии преобразованную в научно-исследовательский институт (поныне носит имя Хавкина). Отмечен премией Парижской медицинской академии, был принят и награжден королевой Великобритании. Завещал около 300 тысяч долларов на нужды еврейского образования. Его архив сохраняется в Еврейском университете Иерусалима.
Цион Илья Фаддеевич (1842–1912). Выходец из России, окончил Берлинский университет, по возвращении из которого работал с основоположником российской физиологической науки И.М. Сеченовым, преподавал в Медико-хирургической академии, привлек к научной работе И.П. Павлова, выполнившего под его руководством свое первое исследование по физиологии поджелудочной железы. Однако (считается, что из-за его еврейского происхождения) И.Ф. Цион не был утвержден руководителем кафедры физиологии. В 1875 г. по приглашению крупнейшего ученого-физиолога Клода Бернара переезжает в Париж, где продолжает научную работу.
Зельман Ваксман. Родился в Украине, г. Прилуки, в 1888 г. Окончил гимназию в Одессе. В 1911 г. переехал в США, где получил университетское образование и работал до конца жизни (1973 г.). Крупнейший микробиолог. Основным научно-практическим достижением З. Ваксмана и его сотрудников явилось открытие антибиотика стрептомицина (первого антибиотика, эффективного при лечении туберкулеза и нашедшего широкое применение в борьбе против бактерий, устойчивых к сульфаниламидным препаратам). В 1952 г. удостоен Нобелевской премии.
Джонас Солк (1914–1995). Известный американский вирусолог, выходец из семьи русско-еврейских эмигрантов. Создатель получившей широкое практическое применение первой в мире вакцины против полиомиелита, положившей конец одному из тяжелейших и распространеннейших заболеваний. За выдающиеся заслуги был награжден золотой медалью Конгресса США, президентской медалью «За свободу», орденом Почетного легиона (Франция). До конца жизни поддерживал тесные научные связи с израильскими коллегами, был почетным доктором Иерусалимского (и многих других) университета.
В течение примерно трех десятилетий после Октябрьской революции, устранившей регламентированные государством национальные преграды в жизни общества, социальные условия в СССР значительно расширили возможности и роль евреев в научной медицине и практическом здравоохранении. Доля специалистов-евреев в системе здравоохранения СССР была весьма высока. Подавляющее большинство из них положительно проявили себя во всех областях лечебной и профилактической медицины, пользовались большим авторитетом и уважением населения. Из числа наиболее известных своим научным и практическим вкладом ученых и врачей евреев в CCCР в первую очередь упомянем следующих:
Физиологи и патофизиологи: Л. Штерн, Е. Лондон (1868–1939), Д. Альперн (1894–1968), М. Маршак (1894–1977), Е. Бабский (1902–1973), А. Гурвич (1874–1954) и др.
Биохимики: Б. Збарский (1885–1954), А. Браунштейн (1902–1986), Д. Фердман (1903–1970), С. Лейтес (1899–1972).
Фармакологи: А. Черкес (1889–1968), М. Машковский (1908–2000), М. Беленький.
Онкологи: Л. Зильбер, Л. Шабад и ряд других ученых.
Клиницисты терапевтического профиля: М. Вовси, М. Губергриц (1886–1951), В. Коган-Ясный (1889–1958), Н. Шерешевский (1885–1961), И. Кассирский (1898–1971), А. Фрумкин (1907–1962), Е. Авербух (1900–1985, умер в Израиле), Е. Вотчал, М.М. Губергриц, З. Водынский, Е. Гельштейн.
Клиницисты хирургического профиля: Н. Гурвич (1871–1960), В. Левит (1883–1961), Г. Илизаров (1921–1992).
Гигиенисты: З. Френкель (1869–1960), Н. Вигдорчик (1874–1954), С. Черкинский (1897–1980), Р. Габович (1909–2003, умер в Израиле).
Среди медиков-евреев бывшего СССР были и получившие международное признание.
К ним, в частности, относятся академик АН СССР Лина Штерн, академик АМН СССР Лев Зильбер (создатель учения о роли вирусов в возникновении онкологической патологии), академик АМН Леон Шабад (один из основоположников экспериментальной онкологии. Разработал учение о канцерогенных химических веществах, их распространении в окружающей среде и роли в возникновении онкологических заболеваний легких и других органов. За выдающуюся работу по изучению причин рака и борьбе с ним в 1962 г. был награжден специальной премией Организации Объединенных наций), крупный ученый-фармаколог Михаил Машковский (автор двухтомника «Лекарственные средства», выдержавшего несколько переизданий и пользовавшегося большим спросом), выдающийся ученый-терапевт Иосиф Кассирский, новатор-ортопед Гавриил Илизаров и др.
В многовековой истории, изобиловавшей гонениями, погромами и убийствами еврейского населения в странах Европы, период Второй мировой войны занимает особо трагическое место. Холокост, с его 6 миллионами целенаправленно умерщвленных евреев, навсегда останется кровоточащей раной в памяти не только исповедующих иудаизм, но и всего цивилизованного человечества. В этой войне инициатору и основному исполнителю Холокоста, немецкому фашизму, помимо СССР противостояли страны антигитлеровской коалиции — США, Англия, Франция. Но основные тяготы войны и решающая роль в победе над фашистской Германией выпали на долю Советского Союза. В рядах Советской Армии (СА) и различных ее служб были выходцы из всех республик, входивших в те годы в состав СССР, представители всех национальностей, живших на его территории.
В действующей армии и в тыловых военных госпиталях самоотверженно трудилось и большое количество военных медиков-евреев. В те годы трудно было найти военный госпиталь или другое военно-медицинское учреждение, в персонале которого, начиная от санитарок и заканчивая руководителями учреждений, в большом количестве не были бы представлены лица еврейской национальности. Не случайно 27 врачей-евреев в годы войны получили звание генерала медицинской службы. И если крупнейшим достижением военной медицины СА было излечение и возврат в строй более 75 % раненых и больных, то в этом и немалая заслуга хирургов, терапевтов и других врачей-евреев Значительную часть медицинских работников в действующей армии на фронтах ВОВ составляли евреи. Старшим из них по воинскому званию и стажу работы в качестве военного медика был генерал-лейтенант Александр Евсеевич Песис (1893–1954). Он последовательно возглавлял военно-санитарные управления Северо-Западного, Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов, 1-го Дальневосточного фронта. Широко известна многолетняя плодотворная научная и практическая деятельность заместителя главного хирурга Красной (Советской) Армии, выдающегося хирурга, ученого и педагога, профессора, заслуженного деятеля науки, генерал-майора медицинской службы Владимира Семеновича Левита (1883–1961).
Военно-медицинские службы ряда фронтов и армий возглавляли генералы и полковники:
Верховский Давид Наумович (Ленинградский фронт), Гурвич Михаил Михайлович (3-й Белорусский фронт), Песис Александр Евсеевич (Волховский фронт), Ицкин Маис Семенович (Брянский фронт), Ставицкий Иосиф Исаакович (4-й Украинский фронт, до этого 57-я Сталинградская армия), Шаманский Модест Абрамович (Северо-Западный, затем 3-й Прибалтийский фронт), Мойжес Лазарь Моисеевич (Северо-Кавказский фронт), Соколовский Давид Григорьевич (Приморская армия), Баудер Владимир Робертович (ВВС Балтийского флота), Ратгауз Лев Григорьевич (Военно-санитарное управление ВВC), А.И. Гольштейн (1-я танковая армия), Р.В. Элькин (13-я воздушная армия), М.Г. Ройтман (база «Ханко»), М.З. Зеликов (военно–морские базы Одессы и Севастополя), полковник Петр Моисеевич Бялик (1893–1986), начальник военно-санитарного управления Киевского военного округа, затем начальник военно-санитарного управления Юго-Западного фронта и др. Справедливость требует вспомнить и военных врачей, попавших в жернова сталинских репрессий в довоенное время. Среди них — бывший начальник военно-санитарного управления Киевского особого военного округа, затем народный комиссар здравоохранения Украины Соломон Ильич Канторович, сменивший его на должности начальника военно-санитарного управления военного округа врач 1-го ранга Натан Самуилович Кантер. С.И. Канторович был расстрелян в 1937 г., последующая судьба Н.С. Кантера, арестованного в новогоднюю ночь 1938 г., осталась неизвестной.
Ведущую роль в оказании медицинской помощи пострадавшим в военных действиях играли врачи-хирурги. Однако как во фронтовых, так и в тыловых госпиталях помощь им и заболевшим оказывали и врачи-терапевты. Главным терапевтом СА был профессор, генерал-майор М.С. Вовси.
В числе ведущих военных терапевтов были полковник М.Л. Мордкович (Юго-Западный фронт), Б.А. Залкинд (Северо-Западный фронт), Д.Н. Яновский (3-й Украинский фронт), М.А. Яновский (Черноморский флот), армейские терапевты и консультанты госпиталей профессора Н.Б. Щупак, А.И. Франкфурт, М.М. Губергриц, Г.И. Бурчинский, А.А. Айзенберг.
Неизвестно точное их число, но врачи, фельдшеры и санитарки евреи были и в рядах партизанских соединений и отрядов специального назначения в тылу немецких войск. Одним из них был молодой врач Альберт Вениаминович Цессарский (1920–2010). Он был (1942–1944) начальником медицинской службы и хирургом знаменитого партизанского отряда «Победители», которым командовал легендарный разведчик Д.Н. Медведев (Цессарскому довелось лично его оперировать). После тяжелого ранения и комиссования по инвалидности вплоть до 1960 года А. Цессарский работал санитарным врачом в Москве и занимался писательской деятельностью.
Особо следует сказать о Ефиме Анатольевиче Дыскине, который пришел в военную медицину, уже будучи Героем Советского Союза. Это звание он получил (посмертно, т.к. ошибочно считался погибшим) за героический подвиг, когда, будучи рядовым-артиллеристом, в тяжелом бою на Волоколамском шоссе под Москвой уничтожил 7 вражеских танков. Свидетелем этого боя был маршал Г.М. Жуков, лично представивший Е.А. Дыскина к высокой награде. Вот слова Жукова о Дыскине: «Всем известны имена панфиловцев, Зои Космодемьянской и других бесстрашных воинов, ставших легендарными, гордостью нашего народа. В один ряд с ними я поставил бы подвиг рядового наводчика орудия 694-го артиллерийского противотанкового полка Ефима Дыскина». Вероятно, будет уместно привести выдержку из стихотворения, посвященного А. Дыскину:
И получив четвертое раненье,
Сквозь свет, что был туманен и багров,
Увидел он в какое-то мгновенье
Перед собою семь стальных костров.
— Живи, Ефим, ты вырос храбрым малым,
Тебе всего-то восемнадцать лет.
Не знал Ефим, что станет генералом,
Назло смертям, сказав им твердо «нет».
...Мы иногда о прошлом забываем,
Но не забудет он огонь и дым.
И падает у пушки мальчик Хаим —
Семь танков догорают перед ним...
Еще продолжая лечиться в госпитале, он становится курсантом военно-медицинского училища, уже после войны оканчивает Военно-медицинскую академию и проходит в ней путь от рядового врача до известного ученого, профессора, генерал-майора медицинской службы, начальника одной из кафедр академии.
Печальной оказалась судьба многих врачей-евреев, погибших на территориях, оккупированных немецко-фашистскими войсками. Навечно в благодарной памяти человечества останутся жизнь и подвиг выдающегося польского врача и педагога Януша Корчака (Эрша Хенрика Гольдшмита).
Родился он в Варшаве (1878 г.), учился в русской гимназии. Получив медицинское образование (1903), всю последующую жизнь посвятил врачебной и педагогической работе с детьми (в 1904–1905 гг. в качестве военного врача участвовал в Русско-японской войне). Основал в Варшаве Дом сирот. После оккупации Польши, в 1940 году, отклонив предложения оставить его на свободе, вместе с воспитанниками Дома сирот (примерно 200 человек) и своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886–1942) был перемещен в Варшавское гетто. С ними же, в последний момент вновь отказавшись от свободы, в 1942 г. он погиб в газовой камере концлагеря Треблинки.
Минц Зеев Вольф (Владимир Михайлович (1872–1945)). Родился в Даугавпилсе (Латвия). Окончил Дерптский университет. После одногодичной стажировки в Германии работал в России. Был доцентом, затем профессором Московского университета, возглавлял хирургическое отделение Главного московского военного госпиталя. Лечил В. Ленина после покушения на него в 1918 г. В 1920 году возвратился в Латвию, где долгие годы работал ведущим хирургом в Риге. В период немецкой оккупации был помещен в Рижское гетто, создал там больницу. Депортирован в Бухенвальдский концлагерь, где скончался в 1945 г. от истощения.
Обобщим наш краткий очерк о роли евреев в формировании современной медицины. От первых примитивных приемов лечения травм и заболеваний, основанных на эмпирических наблюдениях и языческих представлениях, медицина прошла многовековой путь, превратившись в одну из важнейших научно-практических отраслей современной цивилизации.
Как свидетельствует история этой эволюции, значительный вклад в нее и в становление современной медицины внесли ученые и врачи евреи. Наиболее значимыми составляющими этого вклада явились следующие:
— Основанное на принципах иудейской религии положение о примате здоровья человека в его жизни.
— Обязанность каждого человека заботиться о своем и окружающих здоровье, в особых случаях даже тогда, когда оказание неотложной медицинской помощи сопряжено с нарушением религиозных правил повседневной жизни, в частности с нарушением требований поведения в день Святой Субботы.
— В отличие от практики многих стран античного мира, оговорена обязанность сохранения жизни и ухода за детьми с врожденными уродствами развития.
— Заложены основы гигиены как самостоятельной отрасли медицины и вторичной профилактики хронических заболеваний.
— Осуждено обращение за медицинской помощью к случайным лицам и шарлатанам и оговорена обязанность обращаться за такой помощью только к врачам-профессионалам.
— В практику врачевания и повседневной жизни человека введено понятие «здоровый образ жизни» и разработаны конкретные базовые рекомендации его соблюдения.
— Обоснована и внедрена система деонтологических правил общения врача с больным и его родными, требования к захоронению умерших.
— Однозначно осуждаются и отвергаются как греховные нетрадиционные виды сексуальной ориентации и сексуального поведения, при этом проявляется терпимость к жизни их носителей как членов общества.
— Учеными и врачами евреями (или в сотрудничестве с ними) сделаны выдающиеся научные открытия, позволившие радикально улучшить оказание медицинской помощи при ряде заболеваний (выявлена роль поджелудочной железы в возникновении диабета, создана противохолерная вакцина, изучена роль гематоэнцефалического барьера, выявлена роль канцерогенных веществ и вирусов в возникновении онкологических заболеваний, созданы препараты для лечения полиомиелита и туберкулеза (стрептомицина), открыто значение фагоцитоза, разработаны и широко внедрены в практику новые методы диагностики и лечения различных терапевтических, хирургических и других заболеваний и мн. другое.
— Строго оговорена необходимость регулярного повышения врачами своей профессиональной квалификации, поощряется обращение за советом и помощью к более опытным коллегам.
Весомым объективным свидетельством выдающегося вклада евреев в мировую медицину является их доля среди лауреатов Нобелевской премии. Из почти 200 нобелевских лауреатов в номинации «Физиология и медицина» евреи составляют более 27 % (т.е. более чем каждый четвертый). В числе наиболее известных нобелевских лауреатов по физиологии и медицине были И. Мечников и П. Эрлих (оба в 1908 г.), О. Варбург (1931), З. Ваксман (1952), Х. Кребс (1953), А. Корнберг (1959), А. Львов (1965), Д. Аксельрод (1970), Р. Леви-Мольтанчини (1986) и ряд других. С прискорбием восприняла мировая общественность известие о кончине (30 сентября 2011 г.) после тяжелой болезни (рак поджелудочной железы) канадско-американского ученого еврейского происхождения, действительного члена Национальной академии наук США Ральфа Штейнмана (1943–2011). Он скончался буквально за несколько часов до принятия Нобелевским комитетом решения о его награждении. И хотя устав премии не разрешает посмертного награждения ею, в данном случае комитет единогласно решил нарушить это правило. Вместе со своими коллегами Брюсом Бетлером и Жюлем Хоффманом он награжден Нобелевской премией за открытие механизма активации врожденного иммунитета.
В прошлом нобелевскими лауреатами были этнические евреи, жившие в разных странах мира. Теперь можно с удовлетворением констатировать, что в последние годы демонстрируют свои весомые достижения и жители Израиля. Так, в 2004 г. Нобелевской премии за открытие «маркера смерти белков» были удостоены ученые из Хайфы Авраам Гершко и Аарон Цехановер. В 2009 г. первой израильтянкой — нобелевским лауреатом за фундаментальные исследования механизма переноса генетической информации стала профессор Ада Йонат из института Вейцмана.
И в завершение нашей статьи упомянем и о том, что в числе трех нобелевских лауреатов 2013 г. по физиологии и медицине было два ученых еврейского происхождения из США (Джеймс Ротман и Рэнди Шекман).
Однако перед медицинской наукой и практикой здравоохранения продолжают стоять новые и весьма важные задачи. В их числе выявление причин, создание методов эффективного излечения и профилактики онкологических, эндокринных (диабет), сердечно-сосудистых, генетических, психических и ряда других заболеваний, формирование научно обоснованных правил здорового образа жизни в условиях современной научно-технической революции и другие. Можно не сомневаться в том, что, как это было и в прежние времена, достойный и новаторский вклад в решение этих задач в интересах всего человечества внесут и ученые и медики евреи нынешнего и последующих поколений.