Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 9 (621) 2017

Вернуться к номеру

Истоки современной неврологии

Авторы: Сиделковский Алексей Леонович, - директор клиники современной неврологии «Аксимед», кандидат медицинских наук, врач-невролог высшей категории
Догузов Василий Дмитриевич - заведующий научно-методическим отделом Национального музея медицины Украины МЗ Украины, координатор EAMHMS по Центральной и Восточной Европе

Рубрики: Неврология

Разделы: История медицины

Версия для печати

Предисловие

Авторы книги «Этюды истории классической неврологии» Сиделковский А.Л. — директор клиники современной неврологии «Аксимед» и Догузов В.Д. — заведующий научно-методическим отделом Национального музея медицины Украины решили приоткрыть занавес уникальной книги, посвященной истории молодой науки с древними корнями — неврологии. Данное издание позволяет проследить основные ветви развития этой отрасли медицины, преемственность и взаимопроникновение научных школ и направлений.
Биографические и исторические эссе в сочетании с уникальным иллюстративным материалом и нередко малоизвестными историческими фактами позволяют читателю заглянуть в увлекательную историю изучения нервной системы.

Цюрихский университет

Высшая школа в Швейцарии на протяжении веков славится не только качеством обучения, но и достаточно демократическим подходом. Например, Цюрихский университет, официально открытый в 1833 году, считается первым в Европе университетом, основанным независимо от воли каких‑либо владетелей или Церкви. Отсюда и свобода от догматизма и давления, столь важная в научном поиске. Появился университет в результате объединения вокруг философского факультета трех уже существовавших учреждений: теологического колледжа Каролинума, осно–ванного еще в начале XVI века, колледжа медицины и колледжа права. На медицинском факультете изначально было две кафедры, преподавались анатомия, физиология, патология, терапия, хирургия, офтальмология, фармакология и акушерство. Уже за первые сто лет было защищено около 3000 диссертаций.
Примечательно, что именно здесь, в Цюрихе, в 1840‑е годы была офици–ально открыта дорога в науку для женщин. В 1867 появилась первая женщина — доктор медицины. Ею стала Надежда Суслова, автор статьи «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического раздражения», позже работавшая в Крыму.
В университете преподавали такие ученые, как анатомы Фридрих Генле и Альберт фон Кёлликер, физиолог Адольф Евгений Фик, психиатр Эдуард Гитциг, антрополог Рудольф Мартин и великий физик Альберт Эйнштейн. Среди других блистают имена нобелевских лауреатов Пауля Каррера, исследователя витаминов, Леопольда Ружички, синтезировавшего стероиды, Рольфа Цинкернагеля, изучавшего иммунитет и заложившего основы для противораковых вакцин. Для истории неврологии важна также фигура лауреата Нобелевской премии 1949 года по физиологии и медицине Вальтера Рудольфа Гесса, установившего роль промежуточного мозга в регуляции вегетативной нервной системы.
Огюст Форель (1848–1931)
Грани таланта этого ученого настолько необычны, что и противоречия в его взглядах не кажутся столь непонятными. Огюст Анри Форель появился на свет в Швейцарии, в городе Морж. Мать всячески оберегала его, в том числе и от общения со сверстниками, в результате чего ребенок погрузился в созерцание природы.
Уже будучи студентом-медиком, Форель написал книгу «Муравьи Швейцарии». Всего им было описано 1863 новых вида муравьев мира, что является абсолютным рекордом в мирмекологии.
Восхищенный Дарвином, Форель сравнивал социальных насекомых с человеком. Последний год учебы увлеченный психиатрией студент провел под руководством Теодора Мейнерта в Вене. Диссертацию он посвятил изучению зрительного бугра. За пять последующих лет, проведенных в Мюнхене у профессора Бернхарда фон Гуддена, Форель проявил себя как наблюдательный экспериментатор, заполнив многие белые пятна в отношении тройничного, блуждающего и подъязычного нерва и гипоталамуса, им были описаны так называемые поля Фореля и перекресты Фореля.
В качестве директора цюрихской лечебницы для душевнобольных он отличался нетерпимостью к злоупотреблениям и беспорядку. В то же время ученый самостоятельно пришел к постулатам нейронной теории, а увлекшись гипнозом и психотерапией, быстро преуспел в их применении.
Стремясь к улучшению человечества, Огюст Форель мечтал о едином мире, учреждал общества трезвости, изучал теорию полов, боролся против проституции и был пацифистом. Был он и проповедником евгеники, впоследствии столь сильно скомпрометировавшей себя.
Эдуард Гитциг (1838–1907)
Эдуард Гитциг родился в Берлине, медицинское образование получал сначала в родном городе, а затем в Вюрцбурге. Особое влияние на студента оказали Карл Вестфаль, Эмиль Дюбуа-Реймон, Моритц Ромберг и Рудольф Вирхов.
После получения докторской степени в 1862 году Гитциг работал в Берлинском гарнизонном госпитале. Здесь он увлекся гальванотерапией и даже разработал собственные модели аппаратов для лечения неврологических больных. Неожиданно для себя доктор столкнулся с возникновением непроизвольных движений глаз у пациентов при стимуляции определенных зон головы. Продолжая двигаться в этом направлении, в дуэте с Густавом Фритчем Гитциг провел серию опытов по раздражению гальваническим током участков коры головного мозга собаки. Их относительно простые опыты стали свидетельством как раздражимости коры током, так и локализации двигательных центров, породив множество продолжателей.
Эдуард Гитциг проверял и степень влияния эфира, яда кураре и морфина на возбудимость моторных центров. Известен он и как военный врач, описавший ряд случаев из казуистики травм мозга. С Цюрихом его жизнь была связана с 1875 года, когда он стал профессором психиатрии в местном университете, а завершил карьеру в Галле, где проработал долгие годы.
Иоганн Фридрих Горнер (1831–1886)
История неврологии знает немало примеров, когда важные для нее открытия были сделаны представителями других специальностей. Так произошло и с офтальмологом Иоганном Фридрихом Горнером. Его родители ушли из жизни в то время, когда он учился в Цюрихском университете, он остался на попечении деда.
Результаты лечения глазного заболевания одной из пациенток –Горнера были столь успешны, что она впоследствии дала согласие на брак талантливого доктора со своей дочерью, восемнадцатилетней Луизой Хенггелер.
После выпуска Горнер отправился в научное турне. Оно включало в себя посещение Вены, Праги, Берлина и Парижа. Он учился у Альбрехта фон Грефе и Франциска Дондерса и познакомился с Полем Брока.
В Цюрихе Горнер открыл частную практику, начал бесплатно читать лекции в университете. Со временем доктор полностью сосредоточился на изучении и преподавании офтальмологии. Он не оставил большого количества печатных работ, считая, что швейцарец должен браться за перо лишь после пятидесяти, когда уже все обдумано и плод созрел. Тем не менее в 1869 году Горнер в работе «Об одной форме птоза» описал триаду симптомов, сопутствующих поражению шейной части симпатического ствола — «синдром Клода Бернара — Горнера».
 
А в 1873 году произошло сразу два важных события — Горнер открыл свою частную клинику и стал полным профессором Цюрихского университета, чтобы до конца жизни отдавать себя науке и пациентам.
Фридрих Голль (1829–1903)
Еще один уроженец Швейцарии, Фридрих Голль был как анатомом, изу–чавшим нервную систему, так и фармакологом. Выпускник Вюрцбургского и Цюрихского университетов, он пришел в мир науки по стопам таких именитых учителей, как Альберт Келликер и Карл Людвиг. Важную роль сыграла и поездка в Париж, где под руководством Клода Бернара и Шарля Броун-Секара он приобщился к изучению строения спинного мозга.
Вернувшись в Цюрих, Голль совмещал частную практику с углубленным изучением нейроанатомии. Получив степень по частной патологии и фармакологии, он возглавил преподавание поликлиники в Цюрихском университете, здесь же с 1885 по 1901 преподавал фармакологию.
Описание тонкого пучка (fasciculus gracilis), которому было присвоено имя Голля, было сделано в 1868 году. Место окончания тонкого пучка, ядро на дорсальной поверхности продолговатого мозга, было названо ядром Голля. Им же были описаны волокна в мозжечке, идущие от ядер к червю.
Фридрих Голль был увлеченным альпинистом. Пропагандируя красоты и курорты кантона Граубюнден, он выпустил специальную книгу-путеводитель по ним.
Признанный исследователь и врач-практик, десять лет он возглавлял врачебное общество кан–тона Цюрих.

Университет Женевы

Как и Цюрихский университет, университет Женевы является плодом швейцарской Реформации. Основы его были заложены в 1559 году непо–средственно Жаном Кальвином, одной из главных фигур европейского протестантизма. Изначально это были школа права и богословская семинария, на –основе которых родилась крупнейшая по числу студентов высшая школа Швейцарии.
Медицинский факультет принадлежит к числу молодых — он был открыт лишь в 1876 году, в этот же период университет официально стал светским учре–ждением. История факультета короткая, но насыщенная событиями и именами. Здесь работали первая женщина-профессор в Женеве Лина Штерн, одна из открывателей гематоэнцефалического барьера и жертва сталинских репрессий, а также физиолог Мориц Шифф, предтеча учения о нервной трофике. Начиная с 1981 года территориально факультет располагается в комплексе Университетского медицинского центра. Примечательно, что в числе ведущих специальностей, в изучении и преподавании которых факультет сегодня держит высшую марку, на первом месте упоминается неврология. Также сильны генетика и трансплантология, на которые возлагаются большие надежды и в отношении терапии неврологических заболеваний.
Жан-Луи Прево (1838–1927)
В отличие от своего старшего родственника и полного тезки физиолога Жана-Луи Прево I (1790–1850), известного работами по эмбриологии, герой нашего очерка работал позднее, в то время, когда технический прогресс дал исследователям больше возможностей, но в то же время ставил перед медиками и новые задачи.
Жан-Луи Прево родился в Женеве, отцом его был Гийом Прево, кузен тезки мальчика. Научную школу Жан-Луи прошел в Цюрихе, Берлине и Вене. В Париже Прево был интерном у Альфреда Вульпиана. Совместно с Жюлем Котардом уже в студенческие годы Жан-Луи выпустил публикацию о размягчении мозга. К этому же периоду относятся его самостоятельная работа о детском параличе и диссертация об отклонении, связанном с односторонним поражением мозга, названном впоследствии синдромом Прево. Ученый указал, что при раздражении лобного центра взора больной поворачивает взгляд и голову в противоположную от очага поражения сторону, как бы отворачиваясь от стороны поражения. В случае подавления функции лобного центра взора больной начинает поворачивать голову и взгляд в сторону поражения, но рефлекторно продолжает следить за показываемым ему объектом. Эта особенность стала называться законом Вульпиана — Прево.
В Женеву Прево вернулся после получения докторской степени в 1868 году. Многие результаты, полученные в организованной им лаборатории, публиковались в ежегоднике «Труды лаборатории физиологии в Женеве».
После открытия в Женеве медицинского факультета Прево стал профессором терапии, а после смерти Морица Шиффа возглавил кафедру физиологии. При деятельном участии ученого был создан журнал «Медицинское обозрение французской Швейцарии».
Еще одним важным достижением Прево стала серия работ по изучению действия электрического тока на организм человека. Это был настоящий вызов времени — с распространением электрического транспорта и освещения крайне участились электротравмы. Совместно с младшим коллегой, итальянцем Федерико Баттелли, профессор экспериментально исследовал причины смерти животных при ударе током. Баттелли к тому времени уже получил серьезные знания в старинном Пизанском университете, где его брат был профессором физики. Прево и Баттелли в опытах на собаках сделали вывод, что при остановке сердца и фибрилляции желудочков эта фибрилляция может быть прекращена повторным ударом тока. Таким образом, животные с остановкой сердца были возвращены ими к жизни. Ученые экспериментировали со временем между разрядами и их силой, а также сделали целый ряд ценных выводов, которые впоследствии привели к созданию дефибрилляторов в США. Среди этих заключений было понимание того, что переменный ток более эффективен, чем постоянный, что электрод необходимо накладывать как можно ближе к проекции сердца и что циклы аритмии-дефибрилляции можно вызвать несколько раз, но с постепенным снижением эффективности дефибрилляции. Также было установлено, что срок, в течение которого можно проводить дефибрилляцию, составляет около 15 минут после начала фибрилляции, после чего центральная нервная система получает необратимые повреждения.
Продолжение в следующем номере...


Вернуться к номеру