Продолжение. Начало в № 13, 2016
Сиделковский Алексей Леонович, директор клиники современной неврологии «Аксимед», кандидат медицинских наук, врач-невролог высшей категории |
Догузов Василий Дмитриевич, заведующий научно-методическим отделом Национального музея медицины Украины МЗ Украины, координатор EAMHMS по Центральной и Восточной Европе
|
Мария Борисовна Цукер (1901–1985)
Развитие детской неврологии в бывшем СССР неразрывно связано с именем Марии Борисовны Цукер. Уроженка города Семятичи Гродненской губернии, значительную часть своей жизни она прожила и проработала в Москве. Медицинский факультет Цукер заканчивала в 1925 году в 1‑м МГУ, после чего проработала в нем почти 30 лет в качестве ординатора кафедры нервных болезней, затем ассистента, доцента и, наконец, профессора кафедры. В этот период выходит ее книга «Основы невропатологии детского возраста», тогда же ученой были описаны акрихиновые психозы у детей (1936) и детские обмороки во время плача и смеха.
В последний год жизни И. Сталина, когда была развернута беспрецедентная травля врачей, в особенности еврейского происхождения, Мария Борисовна была рядовым врачом районной поликлиники. После смерти «вождя народов» ее деятельность была связана с НИИ неврологии АМН СССР, где Цукер заведовала поликлиническим отделом.
Еще в 1930 году в Москве был создан Центральный институт усовершенствования врачей (ЦИУВ), у истоков преподавания неврологии в котором стоял М. Маргулис. Цукер стала в ЦИУВ профессором кафедры нервных болезней в 1956 году. Совместно с Е. Шмидтом и Е. Сеппом она была автором классического учебника «Нервные болезни», выдержавшего несколько переизданий, в том числе и за рубежом.
Научная мысль профессора Цукер была обращена к таким вопросам, как менингиты и энцефалиты у детей, внутричерепная родовая травма, роль ревматизма в поражениях нервной системы. Главой организованной под ее руководством кафедры детской неврологии (1965) она оставалась на протяжении девяти лет.
Евгений Константинович Сепп (1878—1957)
С именем Евгения Константиновича Сеппа связаны около тридцати лет в истории кафедры нервных болезней 1-го Московского медицинского института. Выпускник Московского университета, он был среди ближайших учеников профессора В. Рота, под его же руководством прошел путь от ординатора до приват-доцента. Диссертация Евгения Константиновича, защищенная в 1911 году, носила название «О строении и связях переднего двухолмия кролика». Около шести лет Сепп был профессором и директором клиники частного Медицинского института Статкевича и Изачека, на тех же должностях работал затем в Высшей медицинской школе. До 1929 года — профессор во 2-м МГУ. Оттуда он и перешел на кафедру нервных болезней медицинского факультета 1-го МГУ (впоследствии 1‑го ММИ). Хрестоматийными стали фундаментальный, переведенный на многие языки мира труд Евгения Константиновича «История развития нервной системы у позвоночных» и работа «Клинический анализ нервных болезней». Блестящий клиницист, автор новой методологии клинического анализа заболеваний нервной системы, профессор Сепп предложил проведение тщательного анализа симптомов в совокупности с учетом их локализации и патофизиологии.
Если диссертация была посвящена изучению двухолмия,
то одним из основных научных достижений исследователя
признано изучение четверохолмия и описание особого
четверохолмного рефлекса (старт-рефлекса).
С интересом были встречены коллегами и последователями выдвинутые Сеппом оригинальные концепции гемодинамики и ликвородинамики в нервной системе, иерархического строения коры головного мозга с описанием вторичных и третичных корковых полей. Он также предложил новый метод окраски нервной ткани, позволяющий выявлять одновременно нервные клетки и волокна, изучил закономерности распространения инфекции по нервной системе. В литературе также отдельно упоминается приоритет Сеппа в вопросе о важности изучения состояния сонных артерий у больных с сосудистой патологией.
Евгений Владимирович Шмидт (1905–1985)
Евгений Владимирович Шмидт происходил из немецкой дворянской семьи, его отец был преподавателем военного дела в Санкт-Петербурге. Высшее медицинское образование Евгений Шмидт получил на медицинском факультете Московского университета, затем короткое время служил в качестве военного врача и, потом, выездного врача в Москве.
Талант ученого в полной мере раскрылся в клинике нервных болезней 1‑го ММИ, куда он пришел ординатором к Е. Сеппу. Большое влияние на становление Шмидта в науке оказали также Г. Россолимо и Н. Коновалов. Затем были должность ассистента и курсы прозекторов при ЦИУВ, что дало возможность параллельно возглавить работу патологоанатомической лаборатории. Уже в 1940 году Евгений Владимирович в соавторстве с Е. Сеппом и М. Цукер выпускает знаменитый «Учебник нервных болезней». Весомый блок работ Шмидта, в том числе его докторская диссертация, книга о ангиоретикуломах и статьи о карциноматозе мягких мозговых оболочек, посвящен изучению опухолей головного мозга. Научный интерес представляют также его лабораторно и патогистологически подтвержденные наблюдения о связи поражений ЦНС и ряда эндокринных расстройств и изменений показателей крови.
Академик Шмидт пользовался заслуженным признанием: после войны он был заместителем, затем директором НИИ неврологии АМН, был удостоен академических премий имени Н. Бурденко и В. Бехтерева. Последняя была присуждена за монографию «Стеноз и тромбоз мозгового кровообращения», принесшую автору также Государственную премию СССР. Между–народное признание выразилось в избрании Шмидта вице-президентом Всемирной федерации неврологов и директором центра ВОЗ по сосудистым заболеваниям нервной системы.
В 1942 году Шмидт на основе своего опыта военного врача
описывает синдром поражения моторной и премоторной коры
при огнестрельных ранениях черепа — «расщепление пирамидного синдрома».
Также им была подготовлена монография
«Фантом ампутированных».
Николай Васильевич Коновалов (1900–1966)
Николай Коновалов — автор представления о гепатоцеребральных синдромах, обративший внимание на связь поражения печени с патологией нервной системы. Уроженец Санкт-Петербурга, он окончил медицинский факультет Московского университета в 1924 году, затем работал с такими светилами неврологии, как Л. Даркшевич, Е. Сепп и Г. Россолимо, сначала в качестве ординатора и ассистента, а затем и доцента клиники нервных болезней. После непродолжительного руководства кафедрой нервных болезней 3‑го ММИ в течение 12 лет Коновалов трудился научным руководителем нервного отделения больницы им. Н. Семашко Наркомата путей сообщения СССР. Профессором клиники нервных болезней в 1‑м ММИ Николай Васильевич стал в 1941. Около года Коновалов был заместителем директора НИИ неврологии АМН СССР, а уже с 1948 возглавил институт, отдав работе в нем почти 20 лет своей жизни. Четыре года параллельно был главным невропатологом кремлевского Лечсанупра. С 1950 года Коновалов — академик и вице-президент АМН СССР.
Научную славу ему принесли публикации по патофизиологии и патологии мозжечка. Позже вышли весомые работы по боковому амиотрофическому склерозу, полио–миелиту, клещевому энцефалиту, грибковому менингиту, гепатолентикулярной дегенерации (гепатоцеребральной дистрофии или ГЦД). Вклад в изучение клиники, классификацию форм и разработку методов лечения ГЦД был столь велик, что по настоящее время общепринятым является наименование «болезнь Вестфаля — Вильсона — Коновалова».
Впервые в СССР ученый также дал описание туберкулезного менингита и оливопонтоцеребеллярной дегенерации, им же были описаны рефлекс схватывания и симптом опухоли нижнего рога бокового желудочка.
В 1918–1920 годах Николай Коновалов
работал редактором в знаменитом Российском телеграфном агентстве (РОСТА),
в том числе выпускавшем легендарные плакаты «Окна РОСТА».
Александр Моисеевич Вейн (1928–2003)
Александр Моисеевич Вейн на протяжении нескольких десятков лет был одним из ведущих мировых ученых-сомнологов и специалистов по вегетативным нарушениям. –Выпускник 2‑го ММИ им. Н.И. Пирогова, свою практику он начал в Вологде, где за три года успел вырасти из рядового врача до главного врача больницы.
Ординатуру Вейн прошел в московском Центральном институте усовершенствования врачей под руководством академика Н. Гращенкова, его кафедра неврологии тогда размещалась в больнице имени Боткина. Полгода пришлось проработать в отделении нейрохирургии, испытывавшем крайний дефицит врачей. Позже Гращенков пригласил своего ученика в созданную им лабораторию нейрогуморальных регуляций АН СССР. В ней собрался смелый и свободомыслящий коллектив, работавший в том числе с темами, запрещенными в советской науке того периода.
С семилетнего возраста Александр Вейн был страстным болельщиком
московского футбольного клуба «Динамо». Он вспоминал, что на футбол
ходил каждую неделю, как другие ходят в церковь,
чтобы очиститься и «перевести стрелки».
В своей работе Александр Моисеевич реализовал лучшие старые традиции московской неврологической школы — виртуозную диагностику и видение больного в целом. В то же время его можно считать новатором, привносившим в советскую науку передовые экспериментальные методы. Под его руководством впервые в СССР были проведены непрерывные полиграфические записи ночного сна. Среди разрабатываемых тем было обучение, состояние памяти и оценка времени во сне и всевозможные патологии сна. Многочисленные ученики и коллеги и ныне высоко ценят сформулированные Вейном принципы функциональной неврологии — зависимость клинических проявлений от функциональных состояний мозга. В 1970 году часть коллектива во главе с Александром Моисеевичем, уже руководителем лаборатории, переходит в Научно-исследовательский центр при 1‑м ММИ им. И. Сеченова. Здесь ученым был создан новый отдел — патологии вегетативной нервной системы. Позднее, в 1990 году, Вейн возглавил и созданную им кафедру неврологии на факультете послевузовского профобразования. Его детищами также является ряд центров: сомнологический, вегетативной патологии, изучения головной боли. Как научные труды, так и научно-популярные книги и воспоминания прекрасного лектора, академика Вейна, привлекают большую читательскую аудиторию. В память о нем ежегодно проходят «Вейновские чтения». Имя ученого присвоено московской Клинике головной боли и вегетативных расстройств, открытой Александром Моисе–евичем в 1999 году.
Второй московский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Летопись истории университета, как правило, отсчитывают от двух дат. Первая — это учреждение в 1872 году Московских высших женских курсов (МВЖК), а вторая — 1906 год, когда согласно новому уставу на курсах был открыт медицинский факультет. Уже в 1910 году на базе Голицынского корпуса 1‑й Градской больницы была открыта кафедра нервных болезней, во главе которой встал профессор Л. Минор.
Коренные преобразования произо–шли после 1917 года, когда МВЖК стали –Московским женским университетом, а затем — 2‑м Московским государственным университетом. В 1930 году медицинский факультет был выделен в отдельный вуз под именем 2‑го Московского ММИ. Тридцатые годы также ознаменовались многократными изменениями в структуре факультетов. Во время войны 2‑й ММИ три года работал в эвакуации в городе Омске. В 1946 институт был наименован в честь И. Сталина.
Имя великого хирурга Николая Пирогова институт получил к своему 50‑летнему юбилею. Что примечательно, в 1991, с преобразованием вуза в Российский государственный медицинский университет, это имя было утрачено и возвращено лишь в 2008 по итогам конференции сотрудников университета. Ныне это Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. Пирогова.
За годы, прошедшие со дня появления кафедры нервных болезней, через нее прошли многие именитые ученые: неврологи, нейрохирурги, специалисты по медицинской генетике. Эти направления и сформировали сегодняшнее название кафедры, о некоторых наиболее ярких представителях которой и пойдет речь в этом разделе.
Лазарь Соломонович Минор (1855–1942)
В отличие от своего отца, раввина и публициста Соломона Минора, Лазарь (Элиэзер) выбрал своей специальностью врачевание скорее тел, чем душ. Обучение на медицинском факультете Московского университета было завершено Лазарем Соломоновичем в 1879 году, однако он остался совершенствоваться в клинике нервных болезней А. Кожевникова, параллельно вел исследовательскую работу и в лаборатории у А. Бабухина. Первым весомым плодом этой научной деятельности стала диссертация «О значении полосатого тела», которую Минор защитил в 1882 году. Продолжил работу в Московском университете он приват-доцентом (с 1884). В то же время Лазарь Соломонович консультировал больных в Яузской больнице. В 1892 году им была впервые описана центральная гематомиелия, также ученым было дано описание синдрома эпиконуса, при поражении которого Минор указывал на возникающий паралич перонеальных мышц при сохранности коленных рефлексов. Начиная с 1910 года главным местом работы Лазаря Соломоновича стали Московские высшие женские курсы, где Минор был профессором и директором клиники нервных болезней.
Проходя революционные, в прямом и переносном смысле, преобразования вместе с этим учреждением, профессор продолжал работу и в составе медицинского факультета 2‑го Московского государственного университета и 2‑го Московского медицинского института. Среди наиболее ярких представителей его научной школы блистали имена А. Гринштейна, М. Кроля и В. Крамера. Во многом благодаря усилиям профессора Минора, было создано Московское общество невропатологов и психиатров. Важными направлениями его деятельности были борьба с алкоголизмом и курением, включая создание специализированных лечебниц, а также изучение наследственных патологий (эссенциальный тремор Минора).
Михаил Борисович Кроль (1879–1939)
Выдающийся белорусский ученый, член-корреспондент АН СССР Михаил Борисович Кроль родился в Минске. Медицину он изучал в Московском университете, где, все больше склоняясь к занятию неврологией, уже на четвертом курсе опубликовал работу «О центральной гематомиелии без изменения позвоночника». Врачебная практика Кроля началась в амбулатории и в отделении неврологии Яузской больницы. С Мос–ковскими высшими женскими курсами Кроль сотрудничал уже с 1906 года, впоследствии став ассистентом и доцентом кафедры нервных болезней. В 1936 году Кроль высказал предположение, что описываемая еще в старой литературе «электрическая хорея», сопровождаемая мышечными сокращениями и затем общими судорогами, на деле являлась одной из форм эпидемического энцефалита. Последующая серия исследований Михаила Борисовича в области афазии и апраксии нашла свое воплощение в докторской диссертации, защищенной в 1918 году. В 1921 ученый встал у истоков Белорусского государственного университета, возглавил здесь кафедру нервных болезней и медицинский факультет — будущий Минский медицинский институт, директором которого он был в 1930–1932. Профессором была создана и неврологическая клиника, выросшая в Белорусский государственный институт физиотерапии под его руко–водством.
Автор многих популярных руководств по неврологии и сотрудник ряда журналов, в конце жизни Михаил Кроль вернулся в Москву, где возглавил кафедру нервных болезней во 2‑м ММИ, руководил профильной клиникой в ВИЭМ, Кремлевской больницей и Московским обществом невропатологов и психиатров.
Александр Михайлович Гринштейн (1881–1959)
Преемник Михаила Борисовича Кроля по кафедре нервных болезней 2‑го Московского медицинского института, Александр Гринштейн олицетворяет собой двадцатилетний период в ее истории. Выпускник Московского университета, по неврологии он специализировался у профессоров Л. Минора и В. Рота, диссертацию на степень доктора медицины в 1910 году подготовил по теме анатомии базальных ганглиев. Три года, вплоть до 1924, Александр Михайлович руководил кафедрой нервных болезней в Воронеже. По воспоминаниям А. Вейна, ученика Александра Михайловича, лекции профессора, несмотря на отсутствие «орнамента», отличались своей глубиной, логикой и давали ощущение масштаба личности лектора. В 1924 году Гринштейн был переведен в Харьков, где принял участие в создании Украинского психоневрологического института. Отдав учреждению 15 лет своей жизни, профессор вернулся в Москву, сменив ушедшего из жизни М. Кроля. Из перечня 135 работ ученого можно выделить такие направления, как физиология и общая патология нервной системы, эпилепсия, профессиональные патологии, в частности в военном деле, сосудистые патологии головного мозга. Особое место занимает вышедший в 1946 году труд Гринштейна «Пути и центры нервной системы». Два его раздела были посвящены анатомии двигательных и сенсорных систем, а также висцеральной (вегетативной нервной) системе. Попав под «каток» сталинского «дела врачей» вместе с супругой, одним из ведущих неврологов Кремлевской больницы Ниной Алексеевной Поповой, профессор не утратил доверия преданных коллег и впоследствии вернулся к преподаванию.
Николай Кириллович Боголепов (1900–1980)
Академик Николай Кириллович Боголепов остался в истории медицины как новатор, сторонник узкой специализации неврологов, включая кардионеврологическое, нейро–реанимационное, нейрогериатрическое и другие направления. Его жизнь была связана со многими учреждениями науки и образования. Высшей школой для Николая Кирилловича был Московский университет (тогда 1‑й МГУ), медицинский факультет которого он окончил в 1926 году. После ординатуры он работал научным сотрудником Института экспертизы трудоспособности, где позже был и руководителем неврологического отделения. В систему образования он вернулся в 1935 ассистентом кафедры нервных болезней 3‑го Московского мединститута. С 1958 года профессор Боголепов возглавлял кафедру нервных болезней 2‑го ММИ.
Значительная часть его работ находится в русле изучения патологии мозгового кровообращения, коматозных состояний и расстройств движений при поражениях ЦНС, вопросов диагностики и методологии в неврологии. Симптомы Боголепова, описанные ученым, включают в себя симптом гипотонии век и симптом ротированной стопы. Наряду с этим Боголепов известен как прекрасный лектор, клиницист и талантливый организатор. Будучи беспартийным, да еще и сыном священника, он все же удостоился Сталинской премии (за монографию «Коматозные состояния»), был главным невропатологом, затем консультантом 4‑го управления Минздрава. В 1969 году Н. Боголепов был избран академиком АН СССР.