Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» Гастроэнтерология (239) 2008 (тематический номер)

Вернуться к номеру

Эффективность применения препарата Нейровитан в комплексном лечении больных с заболеваниями органов пищеварения

Авторы: Н.В. ДРАГОМИРЕЦКАЯ, д.м.н., профессор, И.Б. ЗАБОЛОТНАЯ, к.м.н., А.Н. ИЖА, Украинский НИИ медицинской реабилитации и курортологии, г. Одесса

Рубрики: Гастроэнтерология, Неврология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати

В структуре патологии органов пищеварения ведущее место занимают хронические диффузные поражения печени, а именно хронические гепатиты различной этиологии (вирусные, токсические, алкогольные), и заболевания кишечника — хронический колит и синдром раздраженного кишечника (СРК). Как правило, в клинике указанных заболеваний в той или иной степени выраженности присутствуют психастенический синдром и психоэмоциональные расстройства: общая слабость, быстрая утомляемость, головные боли, плаксивость, раздражительность, нарушения формулы сна, депрессия, различные фобии [2, 3, 5, 7].

Витамины в лечении заболеваний органов пищеварения играют важную биологическую роль не только как общефизиологический фактор, благоприятствующий выздоровлению, но и как лечебные средства, обладающие разнообразными фармакодинамическими действиями. Являясь средством метаболической терапии, витаминные препараты восполняют незаменимые компоненты питания, стимулируют адаптационно-компенсаторные механизмы, ослабляют выраженность различных патологических процессов, таких как гипоксия, воспаление, активация перекисного окисления липидов и др.

Витамины группы В давно применяются как средства патогенетической терапии при заболеваниях печени и кишечника. Целесообразность назначения витаминов группы В при заболеваниях печени обусловлена их дефицитом при хронических поражениях печени вирусной и токсической этиологии. При этом установлен дисбаланс витаминов, проявляющийся резким снижением в организме больных витаминов С, РР, В12, В6 [2, 7].

Витамины группы В улучшают обмен в печеночных клетках, а именно процессы декарбоксилирования и переаминирования, транспорт водорода и образование АТФ в митохондриях [6, 7]. Они регулируют обмен белка, стимулируя белковосинтетическую функцию печени на уровне ДНК, РНК и элонгации полипептидной цепи, а также углеводный обмен, способствуя синтезу АТФ и устранению гипоксии, что также сопровождается повышением резистентности гепатоцитов, ускорением регенераторных процессов в паренхиме печени и улучшением ее детоксической функции. Все вышеописанные эффекты препятствуют инициации и развитию процессов фибротизации в печеночной паренхиме — важного фактора в прогрессировании заболеваний печени любой этиологии [2].

Применение витаминов группы В при заболеваниях кишечника направлено прежде всего на коррекцию дисбиоза кишечника — ведущего клинико-лабораторного синдрома, сопровождающего хронические заболевания тонкой и толстой кишок, в частности хронического неязвенного колита и СРК [4, 8].

Нарушение ассоциативных микробных связей при дисбиозе кишечника приводит к угнетению синтеза витаминов группы В, что вносит свой вклад в клинические проявления заболеваний кишечника, сопровождающихся дисбиозами.

Назначение витаминов группы В для успешной коррекции дисбиоза обусловлено их участием в метаболизме кишечной микрофлоры, биосинтезе таких нейромедиаторов, как ацетилхолин, серотонин (ответственные за психоэмоциональную сферу, формирование кратко- и долговременной памяти), γ-аминомасляная кислота (ГАМК). ГАМК — основной медиатор, участвующий в процессах центрального торможения, она улучшает динамику нервных процессов в головном мозге, повышает продуктивность мышления, улучшает память. Кроме того, бактериальная ГАМК оказывает влияние на моторно-эвакуаторную деятельность толстой кишки, регуляцию мышечного тонуса. Снижение ее выработки микробиотой и поступления в нервную ткань толстой кишки способствует развитию СРК [4]. Кроме того, при СРК, а также при длительном и выраженном течении хронического неязвенного колита огромное значение имеют психастенический синдром и психоэмоциональные реакции, трудно поддающиеся коррекции при применении стандартной базисной терапии (селективные кишечные спазмолитики, противовоспалительные средства, седативные препараты).

С учетом вышеизложенного наше внимание привлек препарат Нейровитан производства фирмы «Аль-Хикма Фармасьютикалз» (Иордания), представляющий собой сбалансированный комплекс витаминов группы В. Нейровитан содержит в одной таблетке: октотиамин (субстанция витамина В1 и тиоктовой кислоты) — 25 мг, пиридоксина гидрохлорид (витамин В6) — 40 мг, рибофлавин (витамин В2) — 2,5 мг и цианокобаламин (витамин В12) — 0,25 мг. В состав Нейровитана входят также вспомогательные вещества: крахмал, целлюлоза микрокристаллическая, кремния диоксид коллоидный, магния стеарат, тальк очищенный, желатин, титана диоксид, сахароза, парафин твердый и др.

До настоящего времени Нейровитан использовали преимущественно в психиатрической, неврологической практике, при лечении синдрома хронической усталости, в педиатрии [1].

Целью данной работы явилось изучение эффективности препарата Нейровитан в комплексном лечении больных хроническими гепатитами различной этиологии, хроническим неязвенным колитом и с синдромом раздраженного кишечника.

Материалы и методы исследования

Исследования проводились сотрудниками отдела гастроэнтерологии Украинского НИИ медицинской реабилитации и курортологии в поликлинике вышеуказанного института.

Под наблюдением находились 48 больных в возрасте от 21 года до 68 лет с хроническими диффузными заболеваниями печени. Из них 27 лиц составили основную группу (15 больных с диагнозом хронического вирусного гепатита С (ХВГС) с умеренной активностью в фазе репликации, 7 пациентов с алкогольной болезнью печени, 5 — с лекарственным гепатитом). Больным ХВГС стандартная противовирусная терапия была противопоказана. Данные пациенты на фоне базисной терапии получали препарат Нейровитан по 1 таблетке 3 раза в день. Группой сравнения являлась репрезентативная группа (21 человек), получавшая базисный комплекс лечения (силимаринсодержащие препараты, урсодезоксихолевая кислота). Длительность лечения составила 30 дней.

Возраст больных с подтвержденной патологией кишечника (57 человек), составил 26–59 лет. Из них в основную группу вошли 35 лиц (19 больных СРК и 16 пациентов с хроническим неязвенным колитом), получавшие на фоне базисной терапии препарат Нейровитан по 1 таблетке 3 раза в день. Группа контроля была представлена 22 больными с аналогичной патологией, получавшими только базисный комплекс лечения (спазмолитики, сорбенты, пре- и пробиотики, ферменты поджелудочной железы). Пациенты этой группы были сопоставимы по полу, возрасту и распределению по нозологическим формам заболеваний. Длительность лечения также составила 30 дней.

Для подтверждения диагноза пациентам с заболеваниями печени проводили расширенное биохимическое исследование крови (билирубин, АлАТ, АсАТ, гамма-глутамилтранспептидаза, щелочная фосфатаза, тимоловая проба, холестерин, β-липопротеиды, триглицериды), маркеров вирусных гепатитов (HbsAg, aнти-HCV, HCV-РНК), УЗИ печени и поджелудочной железы. Пациентам с заболеваниями кишечника выполняли копрограмму и бактериологическое исследование кала на дисбиоз.

Всем больным в динамике до и после лечения проводили общеклинические исследования крови и мочи, биохимическое исследование крови, бактериологическое исследование кала.

До лечения в группе больных с патологией печени преобладали психастенические и психоэмоциональные расстройства, которые проявлялись общей слабостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью, плаксивостью, депрессией, головными болями, нарушением сна. Такие расстройства различной степени выраженности были выявлены у 95,8 % опрошенных лиц, преимущественно у больных гепатитами вирусной и алкогольной этиологии. Проявления диспептического синдрома регистрировались в 81,25 % случаев, отличались разнообразием и были представлены тяжестью в эпигастральной области после еды, тошнотой натощак и после приема пищи, отрыжкой, горечью и сухостью во рту, вздутием живота.

Болевой синдром был выражен несколько меньше (64,6 % лиц). Так, в 35,4 % наблюдений боли различной степени выраженности в правом подреберье были связаны преимущественно с увеличением печени (на 2–4 см), а у части больных (29,2 %) — с сопутствующей билиарной дисфункцией.

До лечения активность АлАТ составляла 2,78 ± 0,32 ммоль/(ч·л), АсАТ — 1,06 ± 0,23 ммоль/(ч·л). Состояние пигментного обмена характеризовалось повышением уровня билирубина у большей части пациентов (68,75 %), в среднем до 32,84 ± 3,67 мкмоль/л, преимущественно за счет непрямой фракции. Показатель тимолового помутнения превосходил норму в 100 % случаев и составлял 7,92 ± 2,56 ед. SH.

Проведенное лечение характеризовалось положительной динамикой течения заболевания в обеих группах. Между тем в основной группе результаты терапии были более убедительными. Прежде всего это касалось клинического течения заболевания. Так, больные основной группы уже на 6–9-й день лечения отмечали уменьшение общей слабости, утомляемости, улучшение сна, настроения, в то время как в группе контроля эти изменения наступали в среднем на 4,8 дня позже. К концу лечения различия между группами имели достоверный характер (р < 0,05). Сходной была картина регресса явлений диспепсии, что характеризовалось в основной группе в сравнении с группой контроля более быстрым (на 4,6 дня) и значительным уменьшением (р < 0,05) жалоб на тошноту, горечь и сухость во рту, вздутие живота.

Динамика болевого синдрома была сопоставимой в обеих группах. Так, после лечения жалобы на боли слабой интенсивности предъявляли 29,6 и 33,3 % пациентов основной и контрольной групп соответственно.

При анализе функционального состояния печени обращало на себя внимание более существенное снижение показателей АлАТ и АсАТ в основной группе, чем в группе контроля, хотя различия между группами не были статистически значимыми (р > 0,05). Так, в группе больных, принимавших Нейровитан, активность АлАТ к концу курса лечения составляла 1,92 ± 0,14 ммоль/(ч·л) (р < 0,02), АсАТ — 0,81 ± 0,11 ммоль (ч·л) (р < 0,05). В то же время в группе контроля достоверной была только динамика АлАТ (р < 0,05), а изменение активности АсАТ характеризовалось только тенденцией к снижению показателя (р > 0,05).

Достоверное восстановление нарушенных показателей пигментного обмена и тимоловой пробы наблюдалось в обеих группах больных и существенно не различалось между собой. В частности, уровень общего билирубина снизился до 19,64 ± 2,34 мкмоль/л у больных основной группы и до 20,97 ± 2,49 мкмоль/л в группе сравнения. Показатели тимоловой пробы к концу курса лечения составляли 4,97 ± 2,08 и 5,12 ± 2,12 ед. SH в основной и контрольной группах соответственно.

Таким образом, Нейровитан является эффективным дополнением к базисному комплексу лечения больных ХВГС, хроническим алкогольным и лекарственным гепатитами, положительно влияя на клиническое течение заболевания и показатели синдрома цитолиза.

В группе пациентов с патологией кишечника болевой синдром и синдром кишечной диспепсии встречались одинаково часто. Так, жалобы на боли по ходу кишечника различной интенсивности предъявляли 75,4 % лиц. При пальпации отмечалась болезненность различных отделов кишечника в 87,7 % наблюдений. Проявления кишечной диспепсии в виде вздутия живота, метеоризма, урчания и переливания в животе отмечались у 79 % больных. Нарушение пассажа кишечного содержимого в виде запоров зарегистрировано у 49,2 % обследованных, склонность к поносам отмечали 36,8 % пациентов.

Часть пациентов (42,1 %) предъявляла жалобы на раздражительность, эмоциональную лабильность, головные боли, чувство усталости, нарушение сна; отмечалась склонность к депрессии, тревожно-фобическим расстройствам.

Следует также отметить, что 28,1 % больных при детальном опросе свидетельствовали о наличии у них ангулярного стоматита, выпадения волос, ломкости ногтей, сухости кожных покровов, хотя они не связывали эти проявления с основным заболеванием.

Анализ микробного пейзажа кишечника продемонстрировал наличие дисбиоза различной степени выраженности в 100 % случаев. При этом у 71,9 % лиц встречались проявления дисбиоза, характерные для ІІ–ІІІ степени (снижение уровня бифидо- и лактобактерий, качественное и количественное изменение эшерихий, увеличение популяционного уровня условно-патогенных и патогенных микроорганизмов).

Проведенное лечение сопровождалось значительным уменьшением или ликвидацией болевого синдрома и синдрома кишечной диспепсии в 97,1 % случаев в основной группе против 90,9 % наблюдений в группе контроля. Данные показатели не являются статистически значимыми, однако в группе больных, дополнительно принимавших Нейровитан, нивелирование данных клинических синдромов наблюдалось в среднем на 4,9 дня раньше, чем в группе сравнения.

Следует отметить, что восстановление пассажа кишечного содержимого наблюдалось в обеих группах больных в большинстве случаев и существенно не отличалось между группами к концу курса лечения.

Обращает на себя внимание факт значительного улучшения психоэмоциональной сферы у больных, принимавших Нейровитан. Так, пациенты уже на 10–14-й день лечения отмечали улучшение настроения, уменьшение утомляемости, вялости. Исчезли жалобы, связанные с тревожно-фобическими реакциями. Нужно отметить, что в группе сравнения, несмотря на положительную динамику болевого и диспептического синдромов, данные признаки были выражены в меньшей степени. Более чем у трети больных наблюдали существенное улучшение состояния кожи (исчезновение сухости, уменьшение или исчезновение угревой сыпи), прекращение усиленного выпадения волос, улучшение их внешнего вида.

Проведенное лечение существенно повлияло на состояние микробиоты в обеих группах. Причем улучшение микробного пейзажа кишечника было более значимым у лиц, принимавших Нейровитан (62,86 против 36,36 % пациентов). Нормализация результатов исследования кала на дисбиоз зарегистрирована у 22,9 % пациентов основной группы и у 18,2 % лиц группы сравнения. Полученные данные подтверждают более выраженную положительную динамику относительно ликвидации патологического процесса в основной группе, что свидетельствует о целесообразности применения Нейровитана у данной категории больных.

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что препарат Нейровитан в комплексной терапии хронических гепатитов различной этиологии, хронического неязвенного колита и СРК является эффективным, а его применение патогенетически обоснованно.

Выводы

1. Применение Нейровитана в комплексной терапии больных хроническими диффузными заболеваниями печени приводит к значительному, более быстрому устранению основных клинических симптомов, прежде всего психастенических и психоэмоциональных расстройств, диспептического и болевого синдромов, по сравнению с группой контроля.

2. Под влиянием комплексной терапии с применением Нейровитана у больных хроническими заболеваниями печени вирусного, алкогольного и лекарственного происхождения улучшается функциональное состояние печени, прежде всего в виде значительного уменьшения выраженности цитолиза.

3. Дополнительное назначение Нейровитана к базисному комплексу лечения больным хроническим колитом и СРК способствует значительному улучшению психоэмоциональной сферы пациентов, уменьшению выраженности и исчезновению болевого и диспептического синдромов.

4. Повышение эффективности лечения больных хроническим колитом и СРК за счет включения Нейровитана в комплекс базисной терапии обусловлено значительным улучшением качественного и количественного состава кишечной микрофлоры.


Список литературы

1. Волошина Н.П., Григорова І.А., Богданова І.В. Використання препарату «Нейровітан» в сучасних схемах лікування неврологічних захворювань: Метод. рекоменд. — К., 2003. — 20 с.

2. Дегтярева И.И. Клиническая гастроэнтерология: Руководство для врачей. — М.: Мед. информ. агентство, 2004. — 624 с.

3. Дзяк Г.В., Залевський В.І., Степанов Ю.М. Функціональні захворювання кишечника. — Дніпропетровськ: ПП «Ліра ЛТД», 2004. — 199 с.

4. Дисбиоз кишечника. Руководство по диагностике и лечению / Под ред. проф. Е.И. Ткаченко, проф. А.Н. Суворова. — СПб.: СпецЛит, 2007. — 238 с.

5. Клиническая гастроэнтерология / Под ред. Н.В. Харченко. — К.: Здоров'я, 2000. — 445 с.

6. Компендиум 2005. Лекарственные препараты / Под ред. В.Н. Коваленко, А.П. Викторова. — К.: Морион, 2004. — 1460 с.

7. Подымова С.Д. Болезни печени. Руководство для врачей. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1998. — 704 с.

8. Фадєєнко Г.Д., Кушнір І.Е. Дисбіотичні порушення кишечнику та шляхи їх корекції // Сучасна гастроентерологія. — 2006. — № 2. — С. 30-34.


Вернуться к номеру