Газета «Новости медицины и фармации» 18(259) 2008
Вернуться к номеру
Комплексное лечение больных с аллергическим компонентом развития заболеваний
Авторы: А.Д. ДЮДЮН, Н.Н. НОЛИОН, В.К. ЗАХАРОВ, Д.Г. БАШМАКОВ, Днепропетровская государственная медицинская академия
Рубрики: Аллергология , Дерматология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
В последнее время аллергические заболевания все чаще привлекают внимание врачей разных специальностей. Несмотря на то, что аллергические заболевания известны человечеству с древних времен, проблемы, связанные с вопросами диагностики, терапии и профилактики, остаются весьма актуальными. Аллергические заболевания по своей распространенности занимают третье место после сердечно-сосудистых и онкологических, а в некоторых экологически неблагоприятных регионах земного шара выходят на первое место. Аллергические заболевания называют болезнями цивилизации, мотивируя это тем, что в высокоразвитых странах процент страдающих аллергией значительно выше, чем в развивающихся и слаборазвитых странах. Это связано со значительным загрязнением окружающей среды отходами промышленного производства, неблагоприятными социальными условиями, ростом потребления различных лекарственных препаратов, интенсивным использованием средств дезинфекции, пестицидов и гербицидов, изменением качества питания с использованием генетически измененных продуктов. Все перечисленное создает условия высоких аллергических нагрузок на макроорганизм [1, 2].
Согласно статистическим данным многих стран мира, от 10 до 30 % населения, проживающего в регионах с высокоразвитым экономическим потенциалом, страдают аллергическими заболеваниями. В странах СНГ распространенность аллергических заболеваний колеблется от 15 до 35 %. Аллергические заболевания в настоящее время стали важной медико-социальной проблемой. Это обусловлено значительной распространенностью аллергических болезней с неуклонным ростом заболеваемости, более тяжелым течением патологических состояний, что, в свою очередь, приводит к росту уровня временной нетрудоспособности, снижению качества жизни и часто — к инвалидизации пациентов. Экономические затраты на лечение и диспансеризацию больных с аллергическими заболеваниями достаточно высоки и определяются не только непосредственно затратами на лечение пациентов, но и теми затратами, которые требуются для купирования осложнений, вызванных различными инфекционными агентами [2–4].
Аллергические состояния, как правило, возникают у лиц наиболее молодого, трудоспособного возраста, приводя к снижению уровня здоровья населения, принося значительный социально-экономический ущерб [2, 3].
Понятие «аллергия» было предложено в 1906 году австрийским педиатром Clemens von Pirquet для определения состояния патологических реакций организма на воздействие различных веществ. Указанные патологические состояния развиваются в ответ на контакт с соответствующим аллергеном и характеризуются образованием антител, сенсибилизированием лимфоцитов и продукцией медиаторов аллергического компонента воспаления.
Аллергены принято делить на две группы: экзоаллергены, попадающие в организм извне, и эндоаллергены, образующиеся в самом организме. Эндоаллергены — измененные под воздействием различных факторов (вирусы, бактерии и другие агенты) клетки организма человека или их компоненты (тиреоглобулин щитовидной железы, миелин мышечных волокон, хрусталик глаза и др.), приводящие к сенсибилизации лимфоцитов и выработке антител. В условиях патологического состояния происходит нарушение физиологической изоляции формирующихся чужеродных компонентов с образованием эндоаллергенов и развитием системных аутоаллергических состояний или заболеваний. Экзогенные аллергены подразделяются на инфекционные и неинфекционные [2–4].
Несмотря на множество аллергенов, аллергическими заболеваниями страдает лишь определенный процент населения, что обусловлено, с одной стороны, степенью аллергенной агрессивности воздействующих факторов, а с другой — измененной реактивностью организма, которая, как правило, связана с генетической предрасположенностью макроорганизма к аллергическим реакциям.
Классические аллергические заболевания протекают с полным комплексом иммунологических механизмов патологических реакций. Однако существует много заболеваний, в патогенезе которых аллергические реакции участвуют как обязательный компонент формирования основного патологического процесса. Аллергические реакции принимают участие в виде вторичных или сопутствующих механизмов в патогенезе очень многих заболеваний. Среди них в первую очередь следует назвать большое количество инфекционных болезней.
Первый контакт макроорганизма с аллергеном обеспечивает сенсибилизацию лимфоцитов с дальнейшей выработкой и накоплением специфических антител. В результате этого возникает сенсибилизация организма к специфическому аллергену. Повторный контакт со специфическим аллергеном приводит к активизации сенсибилизированных лимфоцитов и выработке биологически активных веществ, которые обеспечивают формирование клинических проявлений аллергических реакций (гиперемия кожи и другие кожные высыпания, чувство жара и зуда, головная боль, затруднение дыхания и др.) [2–5].
Для проведения патогенетически обоснованной терапии всегда важно установить основной, ведущий механизм аллергических реакций. Наиболее понятны механизмы формирования аллергических реакций I типа, которые лежат в основе истинных аллергических заболеваний, таких как поллиноз, анафилактический шок, крапивница, отек Квинке, контактно-аллергический, атопический дерматиты и др. [4–6].
Планируемое лечение должно быть комплексным, индивидуальным и этапным. Принципы лечения аллергических заболеваний включают элиминацию аллергена как фактора сенсибилизации; использование средств, подавляющих клинические проявления аллергических реакций без учета характеристики конкретного аллергена; проведение специфической гипосенсибилизации или иммунотерапии. Элиминация аллергенов возможна не всегда. Однако в тех случаях, когда этого удается добиться, терапевтическая эффективность обычно бывает наиболее выраженной и длительной. К примеру, все инфекционно-зависимые аллергические заболевания на первом этапе требуют санации очагов хронической инфекции [5, 8].
Проведению неспецифической гипосенсибилизации способствует использование средств, оказывающих преимущественное влияние на патобиохимическую фазу аллергической реакции. Прежде всего это относится к антигистаминным препаратам, которые блокируют H1-рецепторы, защищая организм больного от избыточного выброса биологически активных веществ [7–9].
В современной клинической практике широко используются антигистаминные препараты — блокаторы Н1-гистаминовых рецепторов нескольких поколений. Выбор антигистаминного препарата, способ и доза его введения зависят от возраста больного, стадии развития и степени тяжести заболевания [6, 9].
Антигистаминные препараты первого поколения характеризуются низкой селективностью и продолжительностью действия от 4 до 12 часов, что ограничивает диапазон их применения. Препараты нового поколения имеют продолжительность антигистаминного действия от 18 до 24 часов после однократного приема, не обладают побочными центральным, холинолитическим и седативным эффектами, не проникают через гематоэнцефалический барьер, что расширило возможности использования их у беременных, детей и лиц, профессия которых требует повышенного внимания и активности. Клинический опыт применения антигистаминных препаратов 2-го поколения подтвердил их высокую эффективность и безопасность[7–9].
Постоянный поиск новых подходов к лечению больных с аллергическими заболеваниями заключается в попытке создания новых лекарственных средств, воздействующих на различные звенья аллергического каскада иммунной реакции. На аптечном рынке Украины появился новый антигистаминный препарат Фрибрис (дезлоратадин) производства «Мили Хелскере Лимитед» (Великобритания).
В своей работе мы поставили задачу определить эффективность комплексного лечения больных аллергодерматозами с применением Фрибриса.
Материалы и методы
Клинико-лабораторное обследование и динамическое наблюдение за 79 больными старше 12 лет включали общеклиническое обследование, лечение больных и анализ полученных результатов.
Под нашим наблюдением находились 27 больных атопическим дерматитом, 16 — фотодерматозами, 16 — экземой и 20 — аллергическим дерматитом. В возникновении и развитии этих заболеваний важную роль играет сенсибилизация макроорганизма к различным аллергенам.
В комплексное лечение наблюдаемых больных в качестве селективного антигистаминного препарата включали Фрибрис в виде таблеток, который назначали больным старше 12 лет по 5 мг (1 таблетка) 1 раз в сутки в течение 12–14 дней.
Фрибрис (дезлоратадин) — новый антигистаминный препарат, преемник лоратадина, который, блокируя Н1-гистаминовые рецепторы, оказывает противоаллергическое и противовоспалительное действие. Фрибрис является конкурентным антагонистом Н1-рецепторов и по антигистаминной активности в 10–50 раз превосходит лоратадин, терфенадин, фексофенадин и другие антигистаминные препараты. Более выраженная селективность Фрибриса обусловлена высоким сродством его к H1-гистаминовым рецепторам и низким — к Н2-гистаминовым и мускариновым рецепторам, которое в 15–50 раз меньше, чем к Н1-рецепторам.
Фрибрис в терапевтических концентрациях ингибирует экспрессию молекул адгезии, выработку и выделение медиаторов воспаления и цитокинов, факторов хемотаксиса эозинофилов. Выраженные антиаллергические и противовоспалительные свойства Фрибриса обусловливают его уникальную клиническую эффективность. Влияние на широкий спектр воспалительных медиаторов позволяет эффективно использовать Фрибрис при лечении как острых аллергических реакций, так и хронических аллергических заболеваний на системном уровне. Фрибрис не проникает через гематоэнцефалический барьер, не оказывает седативного действия и не угнетает психомоторные функции, не потенцирует действие алкоголя. Фрибрис можно представить как неседативный антигистаминный препарат, лишенный как антимускаринового, так и антихолинергического эффектов. Фрибрис имеет исключительный по сравнению с другими антигистаминными препаратами профиль безопасности, не вызывает удлинение интервала QT и не влияет на другие параметры сердечной проводимости как в качестве монотерапии в высоких дозах, так и в сочетании с кетоконазолом или эритромицином. Фрибрис не вызывает значимых побочных воздействий на желудочно-кишечный комплекс. Препарат можно применять независимо от приема пищи, в любое удобное для пациента время. Прием антацидных средств не влияет на абсорбцию препарата. Поскольку Фрибрис (дезлоратадин) является активным метаболитом, его выраженный терапевтический эффект при различных аллергических состояниях наблюдается сразу после всасывания препарата из желудочно-кишечного тракта.
В комплексное лечение больных фотодерматозами включали солнцезащитные средства SPF 50+ производства дерматологической лаборатории Урьяж, которые обеспечивали комплексную фильтрацию ультрафиолетовых лучей UVA и UVB. Солнцезащитные средства наносили на участки кожи, которые подвергаются воздействию солнечных лучей.
Результаты исследования
Больные атопическим дерматитом (АД) предъявляли жалобы на зуд в очагах поражения, выраженную сухость кожных покровов. Очаги поражения у наблюдаемых нами больных с АД в основном локализовались на коже верхней части тела: лице, шее, туловище до пояса, верхних конечностях. На верхних конечностях поражалась кожа экстензорных поверхностей и кистей. В очагах поражения преобладали папулезные высыпания, лихенификация, экскориации и корочки.
У больных фотодерматозами очаги поражения локализовались на незащищенных одеждой участках кожного покрова: лице, области шеи, декольте, верхних и нижних конечностях. У двух больных с солнечной крапивницей морфологические элементы были представлены волдырями, которые локализовалась на коже лица, шеи, декольте, наружной поверхности предплечий и кистей.
У больного с актинической экземой в очаге поражения на фоне гиперемии наблюдались микровезикуляция, мокнутие, эрозии с формированием корочек.
Пациенты с солнечным дерматитом имели распространенные пятнистые и папулезные высыпания на коже лица, декольте, предплечий и плеч, передней поверхности голеней и кистей.
У больной с полиморфным фотодерматозом в очагах поражения определялись уртикарные элементы и папулы розового цвета с мелкочешуйчатым шелушением, которые располагались на гиперемированной коже щек и подбородка. Практически все больные фотодерматозами предъявляли субъективные жалобы на зуд и жжение различной степени интенсивности.
Больные экземой предъявляли жалобы на различные высыпания, которые сопровождались зудом и чувством жжения. У больных экземой в очагах поражения имел место полиморфизм высыпаний, который проявлялся гиперемией кожи, папулезными высыпаниями, микровезикуляцией, мокнутием, корочками и экскориацией.
Больные аллергическим дерматитом предъявляли жалобы на чувство жжения, жара и зуда в очагах высыпания. В очагах поражения были выражены гиперемия, отек, папулезные и единичные мелкопузырные высыпания.
Комплексное лечение больных с применением селективного антигистаминного препарата Фрибрис позволило добиться значительного уменьшения или полного купирования субъективных ощущений на 2–4-е сутки проводимой терапии. Клинические проявления воспаления в виде гиперемии, отечности, микровезикуляции, лихенификации в очагах поражения разрешались на 2–4-й день лечения. Через 2 недели комплексного лечения у наблюдаемых нами больных было отмечено клиническое разрешение папул, гиперемии, лихенификации у 69 больных, значительное улучшение — у 8, улучшение — у 2. На месте папулезных высыпаний сохранялась легкая гиперпигментация в 18 случаях и гипопигментация — в 8.
Больным фотодерматозами, у которых отмечается повышенная чувствительность к солнечным лучам, назначали фотозащитные кремы SPF 50+ Урьяж перед выходом на улицу во время комплексного лечения, что способствовало купированию острых воспалительных явлений, а дальнейшее применение фотозащиты обеспечивало профилактику фотодерматозов у наблюдаемых нами больных.
Анализ результатов проводимого лечения наблюдаемых нами больных, у которых аллергический компонент в возникновении и развитии заболевания имеет главенствующее значение, показал, что применение препарата Фрибрис дает хорошую терапевтическую антигистаминную эффективность. Во время приема препарата Фрибрис каких-либо побочных реакций, требующих отмены препарата или назначения дополнительно корригирующей терапии, не наблюдалось.
Таким образом, на основании полученных нами наблюдений можно сделать следующее заключение. Селективный антигистаминный препарат Фрибрис (дезлоратадин) производства «Мили Хелскере Лимитед» (Великобритания) является высокоэффективным средством для лечения больных с аллергическим компонентом в возникновении и развитии заболеваний. Его применение способствует обратному развитию симптомов заболеваний и повышению качества жизни пациентов. Высокая степень безопасности и хорошая переносимость препарата Фрибрис обеспечивают новый уровень в лечении больных с аллергическим компонентом заболевания, обеспечивая выраженную клиническую эффективность.
Выводы
Клиническое наблюдение за эффективностью, переносимостью и безопасностью применения современного селективного антигистаминного препарата Фрибрис в лечении больных с аллергическим компонентом заболеваний позволяет сделать следующие заключения:
1) новый противоаллергический препарат Фрибрис (дезлоратадин) имеет уникальный профиль выраженной антиаллергической и противовоспалительной активности в сочетании со способностью к выраженной высокоселективной блокаде Н 1 -гистаминовых рецепторов;
2) препарат Фрибрис наряду с антигистаминным действием блокирует многие другие медиаторы воспаления, участвующие в развитии системных аллергических состояний, тем самым оказывая выраженное противоаллергическое и противовоспалительное действие;
3) Фрибрис (дезлоратадин) по фармакологической активности превосходит другие препараты своей группы;
4) немаловажным достоинством препарата Фрибрис является отсутствие специальных предосторожностей и удобная схема применения — один раз в сутки с длительным терапевтическим эффектом, что является комплайентным для больных;
5) безопасный фармакологический профиль препарата Фрибрис (отсутствие седативного, негативного воздействия на работу сердца даже при условии совместного применения с препаратами, блокирующими цитохром P450), высокий противоаллергический эффект позволяют рекомендовать его для лечения пациентов с различными аллергическими заболеваниями.
1. Ласица О.Л., Ласица Т.С., Недельская С.М. Алергія дитячого віку. — К.: Книга плюс, 2004. — 368 с.
2. Феденко Ф.Е. Современные представления о крапивнице // Проблемы медицины. — 2001. — № 7–8. — С. 15-19.
3. DuBuske L. Secondgeneration antihistamies: the risk of ventricular arrhythmias // Clin. Ther. — 1999. — 21 (2). — 281-285.
4. Lipworth B., Jackson C. Safety of inhaled and intranasal corticosteroids: lessons for the new millenium // Drug Saf. — 2000. — 23. — 11-33.
5. Кочергин Н.Г. Атопический дерматит: современные аспекты патогенеза и терапии // Рус. мед. журнал. — 2004. — Т. 12, № 18. — С. 1076-1081.
6. Agraval D.K. Pharmacology and clinical efficacy о f desloratadine as an antiallergic and antiinflamatory drug // Exp. Invest. Drugs. — 2001. — 10 (3). — P. 547-560.
7. Anthes J., Richard C., West R. et al. Functional characteristics of desloratadine and other anhistamines in human VI receptors // Allergy. — 2000. — 55 (suppl. 63). — S279 (Abstract 994).
8. Henz B. The pharmacological profile of desloratadie: a review // Allergy. — 2001. — 56 (suppl. 65). — 713.
9. Gupta S., Banfield C., Kantesaria B. et al. Pharmacokinetic and safety profile of desloratadine and fexofenadine when coadministered with azithromycin: a randomized, placebocontrolled, parallelgroup study // Clin. Ther. — 2001. — 23 (3). — 451 - 466.