Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря
Зала синя Зала жовта

Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря
Зала синя Зала жовта

Газета «Новости медицины и фармации» 18(259) 2008

Вернуться к номеру

«Не так страшны в Украине ГМО, как отсутствие информации»

Актуальная тема проблем и перспектив использования в Украине генетически модифицированных организмов была в центре внимания участников мастер-класса для ведущих СМИ Украины, который был проведен под эгидой Украинской академии аграрных наук в Ялте.

На вопросы корреспондентов ответил вице-президент Украинской академии аграрных наук, академик Анатолий Николаевич Головко.

— Тема использования в Украине генетически модифицированных организмов и растений назрела очень давно. Каково отношение официальной науки к вопросам использования ГМО в нашей стране?

— Тема не просто назрела, она перезрела. Дело в том, что мы упустили очень много времени напрасно и до сих пор не сформировали мнение государства по отношению к этой проблеме. И на сегодняшний день имеем в связи с этим много нерешенных и запущенных вопросов.

Что я имею в виду? К примеру, первое постановление Кабинета Министров Украины, которое регламентировало порядок оборота ГМО в нашей стране, было принято еще в 1998 году. Однако оно в силу различных причин так и не стало действенным механизмом в разрешении этих вопросов. В 2007 году Верховной Радой Украины был принят Закон «О государственной системе биобезопасности при создании, исследовании, транспортировании и использовании ГМО».

Однако закон также не имеет прямого действия. Поэтому все эти вопросы остаются в правовом вакууме. К чему это приводит? В первую очередь к тому, что сегодня, по неофициальным данным, до 40 % сои, которая выращивается в Украине, является генно-модифицированной.

— А почему это стало возможным?

— Потому что закон из-за отсутствия подзаконных актов не действует. Не проводится и регистрация сортов. А те сорта, которые ввозятся, регистрируются как обычные, а не генно-модифицированные. Тем самым проблема усугубляется. И в первую очередь речь идет об экономической безопасности государства.

На сегодняшний день, если говорить о растениеводстве, порядка 70–80 % сортов, которые выращиваются в Украине, — это наша, отечественная селекция.

Безусловно, если мы говорим о сортах, полученных с помощью генной инженерии, они имеют преимущество. Это касается и урожайности, и устойчивости к возбудителям заболеваний растений. Естественно, что ГМО-сорта будут вытеснять сорта традиционные. И это приведет к экономическим проблемам. Для того чтобы этого не произошло, необходимо сформировать государственную политику и создать необходимую нормативную базу. Без создания правовой основы эти процессы будут усугубляться.

— А что касается маркировки продукции, содержащей ГМО?

— Отношение к этой теме неоднозначное: кто-то за, кто-то против. В мире также нет однозначного ответа на этот вопрос. Одни страны внедряют маркировку продукции, другие такой маркировки не проводят. Лично мое мнение, как потребителя, — маркировку производить необходимо. Человек должен иметь право знать, какую именно продукцию он потребляет, особенно в условиях, когда нет четкой доказательной базы, что это безвредно для его организма, я имею в виду использование ГМО.

— Украине, по вашему мнению, необходимо развивать собственные разработки по линии ГМО или все-таки перенимать зарубежный опыт?

— Если мы говорим об украинской науке, то другого выхода нет, кроме как развивать свои собственные направления. Поэтому говорить о целесообразности или нецелесообразности проведения этих исследований не приходится. Для этого необходимо создать действенную нормативно-правовую базу.

Если мы отмечаем, что защищаем отечественные биотехнологии, тогда необходимо будет создать на каком-то этапе временный барьер именно для импортных сортов, а не сырья или продукции. Этот временной промежуток даст возможность развиваться нашей науке, исходя из местных условий, тем более, что передовые международные научные центры готовы обсуждать условия сотрудничества. Но это будет уже совместный продукт украинских и зарубежных ученых.

— Анатолий Николаевич, простых людей пугает аббревиатура «ГМО». Речь о том, что нет достоверной информации о том, что это такое и как эти продукты могут повлиять на организм человека. Общественное мнение сформировано резко негативно об их использовании.

— Все эти страхи как раз и базируются на отсутствии информации. Мы понимаем, что и у представителей СМИ нет в первую очередь базовых знаний по теме генетически модифицированных организмов. Проведением в Ялте мастер-класса на тему «Генетически модифицированные организмы: проблемы и перспективы их использования в Украине», в работе которого приняли участие представители научных кругов и журналисты, мы как раз и пытались донести объективную и непредвзятую информацию по вопросам ГМО.

Это большой прогресс, поскольку к использованию новых технологий люди всегда относятся с недоверием. Но мы должны понять, что новые технологии остановить невозможно. Есть определенные риски, но они минимальны. Будущее как раз в развитии новых технологий, в том числе и в области генной инженерии.

Продовольственная проблема, которая стоит перед мировым сообществом, становится все более актуальной с каждым годом.

Необходимо учитывать и такой момент, как противостояние между биотехнологическими компаниями и предприятиями, производящими гербициды, пестициды и удобрения. Понятно, что между ними идет и будет идти информационная война. Возможно, что те «страшилки», которые продуцируются в СМИ, и являются элементами этой войны.



Вернуться к номеру