Международный эндокринологический журнал 4(16) 2008
Вернуться к номеру
По материалам научных источников
Рубрики: Эндокринология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Функциональный гипотиреоз центрального генеза у пожилых пациентов
Sell M.A., Schott M., Tharandt L. et al.
Aging Clin. Exp. Res. — 2008 Jun. — 20 (3). — 207-10.
Введение и цели исследования. Предыдущие исследования показали, что концентрация свободного тироксина и базального уровня тиреотропного гормона уменьшается с возрастом. Один из возможных механизмов данного явления — снижение гормональной активности щитовидной железы как следствие уменьшенной концентрации тиреотропного гормона и периферической 5-дейодиназы и усиления активности обратного 3,5,3-трийодтиронина в связи с заболеваниями других органов и систем. Однако проверка гипофизарного резерва приводит к противоречащим результатам, что нечасто учитывается при проведении исследований.
Методы. Мы исследовали возрастные изменения ответной реакции тиреотропного гормона на тиреолиберин. Исследование проводилось на группе людей из 387 человек в возрасте от 13 до 100 лет. Заболевания щитовидной железы исключались по результатам УЗИ, лабораторным исследованиям концентрации свободного тироксина, свободного трийодтиронина, тиреотропного гормона, в связи с отсутствием антител к тироидной пероксидазе.
Результаты. Уровень свободного тироксина практически не изменялся в ходе исследования. Но наблюдалось снижение уровня свободного трийодтиронина и тиреотропного гормона у пожилых пациентов. Ответная реакция тиреотропина на тиреолиберин притуплялась у пожилых пациентов, особенно у мужчин.
Выводы. Доказано, что снижение уровня тиреоидных гормонов с возрастом связано со снижением уровня тиреотропного гормона вследствие нарушенного функционирования гипофиза.
Оценка побочных реакций организма при монотерапии сахароснижающими пероральными препаратами у пациентов в реальных условиях: ретроспективное когортное исследование
Asche C.V., McAdam-Marx C., Shane-McWhorter L. et al.
Drugs Aging. — 2008. — 25 (7). — 611-22.
Введение и задачи. Оценить и сравнить вероятность развития осложнений при приеме метформина, препаратов сульфонилмочевины и тиазолидиндионов у гериатрических пациентов в обычных медицинских учреждениях.
Методы. Отбор гериатрических пациентов проводился при помощи электронной медицинской картотеки за период с 1996 до 2005 гг. Критерии отбора: сахарный диабет 2-го типа, возраст 65 лет и более, отсутствие ранее терапии пероральными сахароснижающими медикаментами. Исследование испытуемых проводилось в течение 395 дней от начала приема метформина, препаратов сульфонилмочевины или тиазолидиндионов. Побочные реакции, возникающие в ответ на введение препаратов, изучали на протяжении всего периода наблюдения, причем оценивание риска их развития производили с учетом разных исходных состояний пациентов.
Результаты. Было обследовано и изучено 5438 пациентов (средний возраст составил 73,2 (± 5,08) года; из них 56,1 % женщин). За период наблюдения было зарегистрировано 8,3 % осложнений вследствие приема метформина, 13,9 % — препаратов сульфонилмочевины, 19,8 % — тиазолидиндионов. Соотношение шансов для пациентов, принимавших препараты сульфонилмочевины, составило 1,74 (95 % доверительный интервал: 1,41; 2,13), а для пациентов, принимавших тиазолидиндионы, — 2,86 (95 % доверительный интервал: 2,23; 3,65). Таким образом, показатели, стандартизованные по исходным демографическим различиям и сопутствующим заболеваниям, подтвердили, что у пациентов, получавших препараты сульфонилмочевины и тиазолидиндионы, чаще развивались осложнения, чем у пациентов, принимавших метформин.
В среднем период развития осложнений вследствие приема метформина составил 175 дней. Побочные реакции на препараты сульфонилмочевины и тиазолидиндионы развиваются через более продолжительное время — 192 дня и 201 день соответственно.
Наиболее частые осложнения: абдоминальные боли как побочная реакция на метформин, прибавка в весе более чем на 4,5 кг в связи с приемом препаратов сульфонилмочевины (63,2 %) и тиазолидиндионов (68,2 %). Гипогликемия наблюдалась у пациентов, принимавших препараты сульфонилмочевины и тиазолидиндионы, в 2,6 и 2,2 % случаев соответственно.
Обсуждение и выводы. На препараты сульфонилмочевины, метформин и тиазолидиндионы у гериатрических пациентов наблюдались побочные реакции. Но показатели частоты их развития, полученные в ходе данного исследования, отличаются от таковых клинических исследований, в частности, относительно прибавки в весе и гипогликемии.
При монотерапии метформином частота встречаемости лактат-ацидоза выше, чем это указано в клинических исследованиях; данные по частоте возникновения абдоминальной боли как побочной реакции совпадают с таковыми клинических исследований; тошнота, рвота и диспепсия как побочные реакции развивались реже по сравнению с клиническими исследованиями.
При монотерапии препаратами сульфонилмочевины частота прибавки в весе совпадает с данными клинических исследований, но гипогликемические осложнения, головокружения и головные боли как побочные реакции организма на медикамент встречались реже, чем в клинических исследованиях.
Осложнения при монотерапии тиазолидиндионами в целом встречались чаще, чем это указано в клинических исследованиях. Однако частота случаев прибавки в весе и повышения уровня печеночных ферментов совпадает с данными клинических исследований, но уровень развития гипогликемических осложнений и отеков ниже указанного в клинических исследованиях.
Кроме того, что отличаются данные о побочных эффектах, полученные в ходе клинических исследований и исследований в реальных условиях, при сравнении необходимо также учитывать этиологию диабета и физиологический ответ организма пожилого человека на гипогликемию.
Уровень свободного тестостерона и его влияние на клинические проявления у пожилых мужчин
Yavuz B.B., Ozkayar N., Halil M. et al.
Aging Clin. Exp. Res. — 2008 Jun. — 20 (3). — 201-6.
Введение и цели. Процесс старения у мужчин сопровождается снижением уровня тестостерона, а доказательства клинических проявлений низкого уровня тестостерона противоречивы.
Целью нашего исследования является изучение возрастного снижения концентрации тестостерона и соответствующих этому состоянию клинических проявлений: эректильной дисфункции, простатита, когнитивных функций, уровня активности в повседневной жизни, депрессии и остеопороза.
Методы. 120 мужчин прошли полное гериатрическое обследование, включавшее определение уровня общего и свободного тестостерона, состояние здоровья оценивалось по гериатрической шкале оценки (GAS), также применялся международный индекс эректильной функции (IIEF) и международная шкала оценки простатических симптомов (IPSS), проводилось определение минеральной плотности костной ткани.
Результаты. Средний возраст пациентов составил 73,8 ± 5,92 года. Доказано, что с возрастом уровень общего и свободного тестостерона значительно уменьшается (р = 0,021). Нарушения эректильной функции, определенные по шкале IIEF, и симптомы простатита, выявленные по шкале IPSS, достоверно обусловлены низким уровнем свободного тестостерона (r = 0,66; p < 0,001 и r = –0,23; p = 0,016 соответственно).
Не было выявлено достоверных различий между группами с низким и нормальным уровнем тестостерона по другим лабораторным показателям, степени ожирения, выраженности остеопороза, когнитивным нарушениям, уровню активности в повседневной жизни и кардиоваскулярным заболеваниям.
Вывод. Возрастное снижение уровня свободного тестостерона может являться причиной эректильной дисфункции и развития простатита у пожилых мужчин.
Применение ситаглиптина в клинической практике: новый подход в лечении сахарного диабета 2-го типа
Florentin M., Liberopoulos E.N., Mikhailidis D.P. et al.
Expert Opin. Pharmacother. — 2008 Jul. — 9 (10). — 1705-20.
Введение. Ситаглиптин — новый препарат для лечения сахарного диабета. Может назначаться как при комбинированном лечении с метформином или тиазолидиндионами, так и в качестве монотерапии.
Цель. Обзор клинических исследований с целью определить профиль безопасности и эффективности ситаглиптина, его взаимодействие с другими лекарственными средствами.
Методы. Соответствующие статьи, опубликованные до мая 2008 года, были отобраны при помощи поисковой системы PubMed .
Результаты и выводы. Применение ситаглиптина в качестве монотерапии либо в комбинации с другими сахароснижающими препаратами безопасно и эффективно снижает уровень глюкозы в крови. Однако наблюдаются незначительные побочные эффекты со стороны желудочно-кишечного тракта, иногда — развитие гипогликемического состояния. Заметного влияния на вес пациентов отмечено не было.
Ситаглиптин — безопасное альтернативное или вспомогательное лекарственное средство для лечения пациентов с сахарным диабетом 2-го типа, когда изменение образа жизни и/или текущая пероральная сахароснижающая терапия не позволяет достичь рекомендованного уровня гликозилированного гемоглобина.
Исследование влияния терапии метформином на уровень гамма-глутамилтрансаминазы и аланин-аминотрансферазы у женщин с ожирением и синдромом поликистозно измененных яичников на протяжении 8 месяцев
Preiss D., Sattar N., Harborne L. et al.
Int. J. Clin. Pract. — 2008 Jun 19.
Введение. Среди женщин с синдромом поликистозно измененных яичников (СПКЯ) наблюдается высокий уровень распространенности неалкогольного стеатогепатита. Небольшие исследования показали, что при лечении метформином данной группы больных наблюдается снижение уровней гамма-глутамилтрансаминазы (АЛТ) и аланин-аминотрансферазы (ГГТ) (косвенных маркеров ожирения печени), а в некоторых случаях наблюдалось улучшение гистологической картины биопсии печени.
Цели. Изучить влияние метформина на снижение концентрации сывороточных ферментов АЛТ и ГГТ у женщин с ожирением и СПКЯ.
Методы. Мы провели вторичный анализ исследования у 82 женщин с ожирением и СПКЯ в возрасте от 22 до 46 лет. Исследование было проведено на базе университетской клиники. Участницы принимали метформин в дозе 1500 или 2550 мг/день в течение 8 месяцев. Измерение антропометрических показателей и забор крови на определение АЛТ, ГГТ, концентрации липидов, лептина, С-реактивного белка, инсулина и глюкозы осуществлялись трижды: перед началом исследования, через 4 месяца исследования и на 8-м месяце исследования.
Результаты. К окончанию исследования осталось 66 участниц. Средний вес, концентрация АЛТ и ГГТ в сыворотке крови снизились: со 100,3 до 96,6 кг (p < 0,0001); с 29,7 до 25,8 ед/л (p = 0,012) и с 21,4 до 16,9 ед/л (p < 0,0001) соответственно. Связь между снижением массы тела и концентрацией АЛТ и ГГТ в сыворотке крови достоверная и не зависит от изменения расчетного индекса инсулинорезистентности НОМА-IR. При исходном среднем уровне АЛТ > 29,7 ед/л наблюдалось достоверное снижение концентрации фермента (р = 0,005). Но у женщин с исходным уровнем АЛТ < 29,7 ед/л концентрация фермента не снизилась, несмотря на такое же снижение массы тела. Также было отмечено, что снижение уровней АЛТ и ГГТ не зависит от дозы метформина. Подобные результаты были получены после изучения группы пациентов, начавших получать лечение.
Выводы. Прием метформина приводит к снижению уровня косвенных маркеров ожирения печени у женщин с ожирением и СПКЯ, что является непрямым свидетельством не только положительного воздействия метформина на уменьшение/предотвращение аккумуляции жировой ткани в печени при СПКЯ, но и его более значительного влияния.