Журнал «Здоровье ребенка» 4(13) 2008
Вернуться к номеру
Врожденные пороки сердца у детей с генными синдромами
Авторы: Г.Э. СУХАРЕВА, Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского, кафедра педиатрии с курсом детских инфекционных болезней, Республиканская детская клиническая больница, г. Симферополь
Рубрики: Кардиология, Педиатрия/Неонатология, Генетика
Разделы: Справочник специалиста
Версия для печати
Проведено наблюдение за 56 детьми в возрасте 0–18 лет с врожденными пороками сердца и ассоциированной наследственной патологией, у 20 из них отмечались генные синдромы. Выявлены особенности течения врожденных пороков сердца и сосудов у больных с наследственными заболеваниями. В представленной работе впервые в отечественной литературе описано поражение сердца у двух детей с синдромом Секкеля. Проведенные исследования доказывают необходимость осмотра детей с врожденными пороками сердца врачом-генетиком и обязательного обследования больных с синдромальной патологией для исключения врожденных аномалий развития сердечно-сосудистой системы.
дети, врожденные пороки сердца, генные синдромы
Наследственность — омнибус, в котором нас сопровождают наши предки; то и дело кто-нибудь из них высовывается оттуда, ошеломляя нас своим появлением.
Оливер Холмс
В Украине врожденные сердечно-сосудистые заболевания у детей представляют собой все более серьезную проблему здравоохранения. С начала 90-х годов частота заболеваний органов кровообращения в детском возрасте возросла в 2,5–3 раза [8]. Одной из задач клинициста является поиск этиологического фактора сердечной патологии. За последние годы произошел существенный пересмотр взглядов на природу патологии сердца. Если до недавнего времени в качестве ведущей причины рассматривалось влияние вирусов на кардиогенез с последующим формированием врожденных пороков сердца (ВПС) или развитием воспаления, то научные исследования последних лет свидетельствуют об огромной роли в формировании различной патологии сердца генетических факторов [1, 3, 4, 6, 9, 13, 15, 20]. Врожденные пороки сердца и сосудов представляют с генетической точки зрения весьма гетерогенную группу, встречаясь либо в изолированном виде, либо входя в состав множественных врожденных пороков развития (МВПР), а также моногенных (аутосомно-доминантных или аутосомно-рецессивных) или хромосомных синдромов [2, 7, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 23].
Заболевания сердечно-сосудистой системы с учетом влияния генетических факторов Н.А. Белоконь [5] подразделила на следующие группы:
1. Сердечно-сосудистая патология при наследственных синдромах.
2. Сердечно-сосудистая патология при хромосомных аномалиях.
3. Семейные заболевания, при которых сердце является единственной (основной) мишенью поражения.
4. Болезни с наследственным предрасположением, при которых наряду с генетическими большое значение имеют факторы влияния среды.
Сопутствующая патология может иметь различное влияние на состояние ребенка, часто определяя прогноз более существенно, чем сам ВПС: различные наследственные заболевания могут значительно осложнять развитие ребенка, затруднять хирургическое лечение порока сердца и приводить к осложнениям в пред- и послеоперационном периоде, а в некоторых случаях даже могут ставить под сомнение целесообразность хирургической коррекции. В частности, кардиохирург должен знать, что при синдроме Холта –— Орама [22] затруднена пункция периферических артерий в связи с патологией лучевой кости и, соответственно, аномальным расположением сосудов. Послеоперационный период синдромов Беквита — Видемана и Ди Джорджи может сопровождаться судорогами гипогликемической и гипокальциемической природы, а также проблемами инфекционного характера и т.д.
Изучение сердечно-сосудистых заболеваний у детей с ассоциированной наследственной патологией является актуальным, так как своевременная диагностика синдромальной патологии, знание этиологии и патогенеза развивающихся специфических осложнений, их профилактика и лечение могут улучшить прогноз и качество жизни пациентов с ВПС.
Цель исследования: выявить особенности течения врожденных пороков сердца и сосудов у больных с генными синдромами.
Нами проведено наблюдение за 56 детьми с ВПС в возрасте 0–18 лет с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и ассоциированной наследственной патологией (у 20 из них отмечались генные синдромы), прошедшими стационарное лечение в отделениях реанимации новорожденных, патологии новорожденных, врожденной и наследственной патологии, кардиоревматологии РДКБ и находящимися на диспансерном учете в Крымском республиканском медико-генетическом центре за период 2001–2007 гг.
Методы исследования: клинические; общие лабораторные методы; ЭКГ в покое и при физической нагрузке в 12 стандартных отведениях; холтеровское мониторирование ЭКГ; рентгенография органов грудной клетки в прямой и боковой проекциях; эхокардиография сердца и магистральных сосудов; пульсоксиметрия; кариотипирование; генеалогический метод; генетические биохимические методы.
Среди генетических синдромов, ассоциированных с поражением сердца, преобладали синдром Марфана — у 4 больных (20 %) (рис. 1, 2), синдромы Нунан (рис. 3, 4), Вильямса (рис. 5, 6), Ивемарка (рис. 16) — по 3 случая (по 15 %), синдромы Секкеля и Корнелии де Ланге (рис. 7) — по 2 случая (по 10 %). В единичных случаях (по 5 %) выявлены синдромы Смита — Лемли — Опитца (рис. 8), Холта — Орама (рис. 9), Крузона.
У всех больных с синдромом Марфана имеется расширение восходящей аорты как признак начинающейся аневризмы аорты. Несмотря на то что в настоящее время нет показаний к хирургическому лечению, дети требуют постоянного контроля кардиолога для проведения своевременного оперативного лечения.
Все дети с синдромом Вильямса были прооперированы: устранены КА, надклапанный стеноз аорты. Однако у 1 ребенка во время операции была диагностирована гипоплазия аорты на большом протяжении, что является противопоказанием для ее устранения. Дети находятся под наблюдением кардиолога.
Мы наблюдали 2 детей с редким синдромом Секкеля, описанным в единичных источниках в зарубежной литературе [21, 24, 25]. Так, M.R. MacDonald et al. описали всего 60 наблюдений данного синдрома на протяжении 40 лет, а поражение сердца при синдроме Секкеля в зарубежной литературе описано лишь в нескольких работах. В наших наблюдениях у больных с синдромом Секкеля была диагностирована прогрессирующая митральная недостаточность, у 1 ребенка — в сочетании с митральным стенозом (рис. 10). Больная умерла в возрасте 18 лет, так как родители отказались от хирургического лечения.
У второго ребенка (рис. 11а) в возрасте 3 месяцев диагностирована недостаточность МК (+). При наблюдении в динамике зафиксировано прогрессирование данных изменений до МК (++) (рис. 12) в возрасте 1 год 8 мес. (рис. 11б). Ребенку будет показано оперативное лечение при дальнейшем прогрессировании митральной недостаточности.
В 2 случаях недифференцированных МВПР проводился синдромальный поиск. В первом случае возникла необходимость синдромального поиска у ребенка 2 лет с ВПС (атриовентрикулярная коммуникация).
У ребенка отмечаются аномалия развития шейных и верхнегрудных позвонков («человек без шеи»), задержка роста (синдром Клиппеля — Фейля). Больной был направлен на хирургическое лечение ВПС (рис. 13).
Во втором случае (рис. 14) ребенку с недифференцированным синдромом в возрасте 6 мес. по жизненным показаниям была проведена хирургическая коррекция ВПС (устранена КА). Результат операции удовлетворительный. В настоящее время ребенок находится под наблюдением окулистов.
Синдром Ивемарка (рис. 16), или синдром гетеротаксии [10, 18], часто сочетается с единственным желудочком сердца (ЕЖС), что нашло свое отражение в классификации ВПС: SV, heterotaxia syndrome (синдром Ivemark's, изометризм, синдром асплении/полисплении).
Все дети с синдромом Ивемарка в наших наблюдениях умерли в неонатальном периоде в связи со сложностью хирургической коррекции ВПС на фоне генетического синдрома.
Таким образом, состояние детей с синдромальной патологией определяется не только тяжестью поражения сердца, различные наследственные заболевания могут приводить к дисфункции других органов и систем, тем самым затруднять терапевтическое и хирургическое лечение порока сердца. Проведенные исследования доказывают необходимость осмотра детей с ВПС врачом-генетиком и обязательного обследования больных с синдромальной патологией для исключения врожденных аномалий развития сердечно-сосудистой системы. Своевременная диагностика наследственного синдрома поможет родителям получить достоверную информацию о прогнозе жизни и развития ребенка, принять адекватное решение о возможности и особенностях его воспитания в семье, узнать генетический риск при повторном деторождении и принять меры дородовой профилактики, а врачам — определить тактику ведения больного, в том числе оценить возможность и, главное, целесообразность проведения кардиохирургической коррекции.
Экономисты и генетики подсчитали, что затраты на проведение своевременной диагностики и коррекции наследственных заболеваний будут в 25 раз меньшими, чем расходы на содержание и лечение людей с наследственной патологией, а также на пособия по инвалидности.
«Если детей с врожденным уродством показать неподготовленным людям, это может произвести страшное впечатление. Подобный прием я бы отнес к числу запрещенных. Но коль есть угроза, лучше показать. Пусть Он и Она знают, что ожидает их потомство», — заметил заведующий отделом Института молекулярной биологии и генетики Национальной академии наук, академик АМН, член-корреспондент НАН Украины, профессор В. Кордюм.
1. Актуальные проблемы перинатальной кардиологии / Таболин В.А., Котлукова Н.П., Симонова Л.В. и др. // Педиатрия. — 2000. — № 5. — С. 13-18.
2. Белозеров Ю.М. Изолированный стеноз легочной артерии как признак наследственного заболевания // Тезисы Всерос. конгресса «Детская кардиология 2002». — М., 2002. — С. 138-142.
3. Белозеров Ю.М., Страхова О.С. Врожденные пороки сердца у детей (генетические и средовые факторы возникновения). — М.: МНИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ, 2002. — 27 с.
4. Белозеров Ю.М., Страхова О.С. Наследственные болезни сердечной мышцы // Нижегородский мед. журн. — 2001. — № 2. — С. 90-93.
5. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1987. — Т. 2. — 480 с.
6. Бокерия Л.А., Гудкова Р.Г. Сердечно-сосудистая хирургия — 2001. Болезни и врожденные аномалии системы кровообращения. — М.: Изд-во НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2002. — 348 с.
7. Бочков Н.П., Лазюк Г.И. Генетика ВПС // Наследственная патология человека / Под ред. Ю.Е. Вельтищева, Н.П. Бочкова. — М., 1992. — Т. 1. — С. 39-40.
8. Волосовец А.П. Современные достижения и проблемы детской кардиоревматологической службы Украины // Здоровье ребенка. — 2006. — № 1. — С. 9-14.
9. Генетические синдромы у детей с ВПС / Левченко Е.Г., Таболин В.А., Котлукова Н.П. и др. // Вестник аритмологии (Материалы конгресса «Детская кардиология 2000»). — 2000. — № 18. — С. 102.
10. Зиньковский М.Ф., Довгань А.М., Сейдаметов Р.Р. Комплексы сложных врожденных пороков сердца, сопровождающие предсердный изомеризм и гетеротаксию внутренних органов // Таврический медико-биологический вестник. — 2007. — Т. 10, № 2. — С. 87‑94.
11. Котлукова Н.П. Кардиоваскулярная патология у новорожденных и детей раннего возраста. Ранняя диагностика, некоторые аспекты патогенеза, организация помощи: Автореф. дис… д-ра.мед.наук — М., 2001. — 57 с.
12. Мутафьян О.А. Врожденные пороки сердца у детей. — СПб.: Невский диалект, 2002. — 331 с.
13. Наследственные болезни сердца у детей / Белозеров Ю.М., Леонтьева И.В., Школьникова М.А. и др. // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. — 1998. — № 1. — С. 18-23 .
14. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование: Атлас-справочник / С.И. Козлова, Н.С. Демикова, Е. Семанова, О.Е. Блинникова. —Изд. 2-е, доп. — М.: Практика, 1996. — 416 с.
15. Современные методы пренатальной диагностики хромосомных заболеваний / В.С. Горин, В.Н. Серов, С.Г. Жабин и др. // Вестн. Рос. ассоц. акушеров-гинекологов. — 2000. — № 3. — С. 47-52.
16. Сухарева Г.Э., Афанасьева Н.А. Наследственные болезни сердца у детей // Таврический медико-биологический вестник. — 2001. — Т. 4, № 3. — С. 61-69.
17. Сухарева Г.Э., Афанасьева Н.А. Частота наследственной патологии у детей с врожденными пороками сердца // Вестник физиотерапии и курортологии. — 2002. — № 1. — С. 28.
18. Сухарева Г.Э. Наш опыт наблюдения и тактика диспансеризации детей с единственным желудочком сердца // Таврический медико-биологический вестник. — 2007. — Т. 10, № 2. — С. 27-33.
19. Харпер П. Практическое медико-генетическое консультирование. — М., 1986. — 230 с.
20. Шарыкин А.С. Врожденные пороки сердца: Руководство для педиатров, кардиологов, неонатологов. — М.: Теремок, 2005. — 384 с.
21. Di Blasi S., Belvedere M., Pintracuda S. Seckel's syndrome: a case report // J. Med. — 1993. — Vol. 24, № 1. — P. 75-96.
22. Holt M., Oram S. Familian heart disease with skeletal malformation // Brit. Heart J. — 1960. — № 2. — Р . 236.
23. McKusick V. Genetics and cardiovascular disease — 1981 // Jap. Circulat. J. — 1982. — Vol. 46. — P. 1-7.
24. Rappen U., von Brenndorff A.I. Cardiac symptoms in 2 patients with Seckel syndrome // Monatsschr. Kinderheilkd. — 1993. — Bd. 141, № 7. — S. 584-586.
25. Ucar B., Killic Z., Dinleyici E.C. Seckel syndrome associated with atrioventricular canal defect: a case report // Clin. Dysmorphol. — 2004. — Vol. 13, № 1. — P. 53-55.