Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Здоровье ребенка» 5(14) 2008

Вернуться к номеру

Внутриклеточное инфицирование и ранний дебют сахарного диабета 1-го типа у детей

Авторы: А.С. СЕНАТОРОВА, Л.Г. ТЕЛЬНОВА, Т.В. ЧАЙЧЕНКО, И.В. СТЕНКОВАЯ, Харьковский национальный медицинский университет, Н.В. ШУЛЬГА, Т.В. ЛУТАЙ, Областная детская клиническая больница, г. Харьков

Рубрики: Педиатрия/Неонатология, Эндокринология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

В статье приведены результаты оценки присутствия внутриклеточного инфицирования у детей в дебюте сахарного диабета 1-го типа в зависимости от наследственной предрасположенности (по данным генеалогического метода) и возраста. Установлено, что наиболее вероятной причиной раннего дебюта сахарного диабета 1-го типа на современном этапе является высокий удельный вес микст-инфицирования внутриклеточными инфекциями. Все дети с отягощенной по сахарному диабету наследственностью должны подлежать обследованию на внутриклеточные инфекции с раннего возраста. Доказано, что проведение специфической противовирусной терапии позволяет снизить дозу экзогенно вводимого инсулина и способствует снижению общей инфекционной заболеваемости.


Ключевые слова

сахарный диабет 1-го типа, дети, внутриклеточные инфекции, наследственность, противовирусная терапия

Сахарный диабет (СД) — группа метаболических заболеваний, характеризующихся гипергликемией, которая является следствием дефектов секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов (ВОЗ, 1999) [5, 11].

В настоящее время сахарный диабет приобрел эпидемический характер, являясь одной из наиболее частых причин инвалидности и смертности. По оценке м еждународного института диабета (Австралия), число больных диабетом во всем мире достигает около 200 млн человек (2,5 %). Каждые 10–15 лет количество больных удваивается [10]. При этом сахарным диабетом страдает 0,024 % всего детского населения мира, ежегодно регистрируется около 65 тысяч новых случаев [11]. По прогнозам, к 2010 году в мире будет порядка 220 млн больных диабетом [10, 12].

На сегодняшний день в Украине насчитывается около 1 млн больных сахарным диабетом, из которых 10–15 % страдают СД 1-го типа, среди них 4,6 % — дети, что на 20 % выше данных статистики за 1999 год [6, 7].

Заболеваемость СД среди детского населения значительно варьирует в разных странах мира. Самая высокая частота СД у детей в возрасте до 15 лет обнаружена в Скандинавских странах. Выделяют два возрастных пика заболевания. Один пик наблюдается в возрасте 10–12 лет, второй, меньший, приходится на 5–7 лет. В течение последних лет, особенно в регионах с повышенной заболеваемостью (Финляндия, Швеция, Дания), отмечена тенденция к более высокой частоте заболевания детей в раннем возрасте (0–5 лет) [9, 10].

В настоящее время не вызывает сомнения наследственная обусловленность СД. Доказательством этому служит факт семейной агрегации диабета: частота заболевания в родословных с отягощенной наследственностью превышает популяционную в 5–7 раз. В семьях детей, больных СД 1-го типа, имеет место эффект накопления генов и отмечается «синдром упреждения»: СД развивается в более молодом возрасте, чем у родителей, и протекает тяжелее [10].

Так называемое омоложение СД, то есть тенденция к более высокой частоте заболевания детей в раннем возрасте, имеет место в последние годы, по данным эндокринологического отделения ОДКБ г. Харькова. Так, за последние 7 лет заболеваемость возросла в 4 раза, причем преимущественно за счет возрастания эпизодов дебюта в раннем возрасте и у подростков.

В общих установочных документах [5, 11], работах ведущих украинских [3, 8], российских [1, 2, 4] и других специалистов в области эндокринологии указывается на связь заболевания с персистенцией внутриклеточных агентов, таких как цитомегаловирус, герпесвирус, вирус кори, вирус Коксаки и др.

Выявление тенденции к более высокой частоте заболевания детей в раннем возрасте, по мировым данным и данным нашей клиники, а также доказанная роль сочетания наследственности и вирусинфицированности в развитии СД 1-го типа у детей явились основой для проведения данного исследования.

Цель исследования — совершенствование диагностики и лечения сахарного диабета 1-го типа у детей.

Задачи исследования

1. Изучить частоту наследственной отягощенности у детей, больных СД 1-го типа, по данным генеалогического анамнеза.

2. Оценить значение внутриклеточного инфицирования в течении заболевания СД 1-го типа у детей.

3. Выявить прогностически значимые факторы в течении СД 1-го типа у детей.

4. Определить новые направления лечения детей, больных СД 1-го типа.

Материал исследования

Обследовано 54 ребенка, находившихся на лечении в эндокринологическом отделении ОДКБ г. Харькова с клиническими проявлениями впервые выявленного сахарного диабета 1-го типа.

Диагноз заболевания устанавливался согласно критериям ВОЗ в соответствии с национальными стандартами [5].

В группе наблюдаемых было 30 мальчиков (55,6 %) и 24 девочки (44,4 %) в возрасте от 11 месяцев до 16 лет.

Методы исследования

При проведении исследования использовались следующие методы: анамнестический, генеалогический, общеклинический, вирусологическое исследование — иммуноферментный метод выявления специфических IgM и IgG к вирусам простого герпеса 1-го типа (ВПГ 1), простого герпеса 2-го типа (ВПГ 2), простого герпеса 6-го типа (ВПГ 6), простого герпеса 8-го типа (ВПГ 8), цитомегаловирусу (ЦМВ), вирусу Эпштейна — Барр (ВЭБ).

Результаты исследования

Анализируя возрастной состав, мы установили, что среди заболевших дети до 3 лет составили 23 % от общего числа, от 3 до 6 лет — 21 %, от 6 до 10 лет — 21 %, старше 10 лет — 35 %. Таким образом, ранний дебют заболевания (до 6 лет) составил 44 %, что согласуется с данными статистики скандинавских стран.

При анализе акушерского анамнеза установлено, что у 33 % матерей отмечалась угроза прерывания беременности, у 28 % — родоразрешение путем операции кесарева сечения. У трети детей имели место гипоксически-травматические воздействия в перинатальном периоде. Обращало на себя внимание раннее искусственное вскармливание у 26 детей (49 %), отягощенный аллергологический анамнез у 16 детей (29 %) в виде дерматоаллергозов на пищевые аллергены и антибиотики.

68 % детей до заболевания СД 1-го типа относились к группе часто длительно болеющих и в дальнейшем, во время пребывания в ОДКБ, все они перенесли интеркуррентные заболевания (ОРВИ, отит, тубоотит, лимфаденит, бронхит, пневмонию).

По данным генеалогического анамнеза, отягощенная наследственность по СД имела место у 44 % детей, причем с одинаковой частотой как по материнской, так и по отцовской линии.

Результаты вирусологического исследования (по данным ИФА) у детей, больных СД 1-го типа, установили отсутствие повышения содержания иммуноглобулинов класса М, но зарегистрировали наличие у 89 % обследованных высокоавидных иммуноглобулинов класса G к вирусу простого герпеса 1, 2, 6-го типов, ЦМВ и ВЭБ.

Для выявления взаимозависимости наследственной предрасположенности (по данным генеалогического анамнеза) и инфицированности внутриклеточными инфекциями у детей в дебюте сахарного диабета 1-го типа обследованные были разделены на две группы относительно наличия или отсутствия фактора наследственной предрасположенности к заболеванию. Частота и характер встречаемости внутриклеточного инфицирования в этих группах представлены в табл. 1.

Как следует из приведенных данных, уровень инфицированности в обеих группах составляет порядка 90 %. При этом установлена наибольшая инфицированность вирусом простого герпеса 1–2-го типов вне зависимости от наследственного фактора и более высокая частота встречаемости цитомегаловирусной инфекции у лиц с наследственной предрасположенностью к сахарному диабету.

Поскольку инфицирование в моноварианте встречалось довольно редко, представляется целесообразным привести удельный вес различных форм внутриклеточного инфицирования у детей, больных СД 1-го типа (табл. 2).

Как видно из табл. 2, признаки микст-инфицирования выявляются у 53 % из общей выборки, причем у детей с наследственной предрасположенностью к СД наиболее значимым является микст-ассоциация ВПГ 1–2 и ЦМВ.

У детей без наследственной предрасположенности к СД практически равнозначимыми являются как моноинфицирование, так и различные микст-формы.

Достоверных отличий в группах относительно инфицированности в зависимости от возраста детей выявлено не было (табл. 3).

Проанализировав зависимость типа инфицированности от возраста обследованных, мы установили достоверное преобладание микст-инфицирования у детей раннего возраста (табл. 4).

Учитывая высокий уровень инфицированности внутриклеточными инфекциями и общей инфекционной заболеваемости у детей в дебюте СД 1-го типа, мы провели специфическое противовирусное лечение виролексом в возрастной дозировке. Следствием проведения специфической противовирусной терапии были достоверно более низкая потребность в экзогенно вводимом инсулине и снижение общеинфекционной заболеваемости в течение следующего календарного года (табл. 5).

Выводы

1. 88,6 % детей, больных СД 1-го типа, являются вирусинфицированными, причем наиболее значимым является инфицирование ВПГ 1–2.

2. Зависимости инфицированности от возраста больных не установлено.

3. У 53 % детей, больных СД 1-го типа, имеют место признаки микст-инфицирования, преобладающего у заболевших в раннем возрасте.

4. Прогностически неблагоприятным в плане реализации заболевания у детей раннего возраста является сочетание отягощенной наследственности по сахарному диабету и герпесвирусного микст-инфицирования, что, собственно, и является наиболее вероятной причиной раннего дебюта СД 1-го типа на современном этапе.

5. Все дети с отягощенной по сахарному диабету наследственностью должны подлежать обследованию на внутриклеточные инфекции с раннего возраста.

6. Проведение специфической противовирусной терапии позволяет снизить дозу экзогенно вводимого инсулина и приводит к снижению общего уровня инфекционной заболеваемости у детей, больных СД 1-го типа.


Список литературы

1. Балаболкин М.И. Эндокринология. — М.: Универсум паблишинг, 1998. — С. 225-330.

2. Дедов И.И. Болезни органов эндокринной системы. — М.: Медицина, 2002.

3. Єфімов А.С. Ендокринологія: Підручник. — К.: Вища школа, 2004. — 94 с.

4. Касаткина Э.П. Сахарный диабет у детей и подростков. — М.: Медицина, 2001. — 242 с.

5. Наказ МОЗ України № 254 від 27.04.2006 «Про затвердження протоколів надання медичної допомоги дітям за спеціальністю «Дитяча ендокринологія».

6. Стан ендокринологічної служби України та перспективи розвитку медичної допомоги хворим з ендокринологічною патологією / Гайдаєв Ю.О., Моісеєнко Р.О., Жданова М.П. та співавт. // Міжнародний ендокринологічний журнал. — 2006. — № 2 (4). — С. 9-14.

7. Показники здоров'я населення та використання ресурсів охорони здоров'я в Україні за 2004–2005 роки. — К., 2006. — 326 с.

8. Посібник з ендокринології / За ред. проф. П.М. Боднара та акад. АПН України С.Д. Максименка. — К.: Здоров'я, 2003. — 186 с.

9. Филиппова Н.В., Будрейко Е.А., Чумак С.А. и др. Сахарный диабет и его осложнения у детей и подростков. — Харьков: Основа, 2005. — 283 с.

10. IDF. Incidence of diabetes. Diabetes Atlas 2006: 2. http://www.eatlas.idf.org/incidence/

11. ISPAD Clinical Practice Consensus Guidelines 2006–2007 // Pediatric Diabetes. — 2006. — 7. — 343-351.

12. King H., Aubert R.E., Herman W.H. Global burden of diabetes, 1995–2025: prevalence, numerical estimates, and projections // Diabetes Care. — 1998. — Vol. 21. — P. 1414-1431.


Вернуться к номеру