Журнал «Здоровье ребенка» 5(14) 2008
Вернуться к номеру
Значение 0,65% раствора натрия хлорида в профилактике и лечении заболеваний полости носа у детей
Авторы: А.П. ВОЛОСОВЕЦ, С.П. КРИВОПУСТОВ, А.И. МОЛОЧЕК, П.М. ПОПИВЧАК, Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, г. Киев, Киевская городская детская клиническая больница № 2
Рубрики: Педиатрия/Неонатология, Оториноларингология
Разделы: Справочник специалиста
Версия для печати
Известно, что нос выполняет ряд важных функций: проведение воздуха, дыхательную, защитную, калориферную, выделительную, всасывательную, резонаторную, обонятельную. Нос первым воспринимает вдыхаемый воздух, который в нем согревается, очищается и увлажняется.
От адекватного функционирования вышеуказанных защитных механизмов слизистой оболочки зависит заболеваемость ребенка. Именно нос является основными воротами острых вирусных воздушно-капельных инфекций у детей. Острый ринит — одно из самых распространенных заболеваний человека и самый частый клинический симптом острого респираторного заболевания.
Так, раздражение слизистой оболочки полости носа способствует гиперпродукции слизи, изменению ее физико-химических свойств. При воспалении вначале она становится более жидкой (что облегчает удаление частиц), а затем более вязкой (создает оптимальные условия по восстановлению слизистой) [2, 7–10].
При остром рините развиваются гиперсекреция и отек слизистой оболочки полости носа, вследствие отека уменьшается просвет носовых ходов, затрудняются носовое дыхание и дренаж параназальных синусов. Создаются условия для активизации потенциально патогенной флоры, а выраженный отек слизистой оболочки носоглотки приводит к обструкции слуховой трубы с возможным последующим возникновением евстахиита и среднего отита.
Особого внимания требуют симптомы острого ринита у новорожденных и грудных детей: у них носовые ходы узкие, и даже небольшой отек слизистой оболочки приводит к затрудненному носовому дыханию, нарушению сосания, сна, общему беспокойству. При этом у детей чаще, чем у взрослых, воспалительный процесс распространяется на носоглотку, слуховую трубу, гортань, трахею, бронхи, легкие.
Вторая актуальная проблема современной педиатрии, детской аллергологии и оториноларингологии — круглогодичный и сезонный аллергический ринит [10]. По данным эпидемиологических исследований, в среднем на планете распространенность аллергического ринита составляет 10–25 %, в Европе — 20–30 %, в 80 % случаев заболевание начинается в возрасте до 20 лет [5].
Вышеизложенное подчеркивает важность оптимизации ухода за слизистой оболочкой полости носа. Биологическое значение слизистых оболочек для поддержания здоровья организма человека переоценить сложно. Они сохраняют постоянство внутренней среды путем тесного взаимодействия эволюционно выработанного комплекса неспецифических и специфических механизмов защиты.
Слизистая оболочка верхних дыхательных путей представляет собой первую линию защиты организма разнообразных патогенных факторов окружающей среды — бактериальных, грибковых, вирусных, промышленных, химических. Вначале защита обеспечивается механизмом колонизационной резистентности, препятствующей закреплению бактерий и других возбудителей на поверхности слизистых оболочек и кожи. К защитным факторам относятся ингибиторы микробной адгезии, биоцидные и биостатические продукты секретов, нормальная микрофлора, работа мерцательного эпителия и др. [1, 3].
Важная особенность слизистых — их увлажненная поверхность. Слизь, которая вырабатывается отдельными клетками и специализированными многоклеточными железами, формирует вязкий слой, который аккумулирует патогены и предотвращает их проникновение внутрь организма. Активно работают механизмы «смывания» — перемещение слизи способствует удалению микроорганизмов. В удалении взвешенных во вдыхаемом воздухе веществ важную роль играет реснитчатый эпителий слизистой оболочки полости носа: при колебании ресничек, направленном от входа в нос к носоглотке, происходит перемещение частичек; более крупные пылевые частицы задерживаются в области преддверия волосками, а если взвешенные в воздухе пылевые частицы все же попадают в полость носа, то удаляются из нее со слизью при чихании или сморкании [1, 3].
В иммунологической защите слизистой оболочки дыхательных путей выделяют несколько линий защиты. Первая линия защиты опосредована специфическими антителами совместно с разнообразными неспецифическими антимикробными защитными факторами, такими как муцин, лизоцим, лактоферрин и др. Активность антител внешних секретов определяется главным образом местно продуцируемыми секреторными SIgA и SIgM. Иммунная регуляция определяется взаимодействием макрофагов, дендритных клеток, эпителиальных клеток, Т- и В-лимфоцитов. Иммунное очищение выполняет задачу распознавания, инактивации, деструкции, обезвреживания и удаления чужеродного антигенного материала, проникшего сквозь эпителий. В норме живой или мертвый антигенный материал, который избежал иммунного исключения и проник через эпителиальный барьер, подвергается быстрому обезвреживанию и удалению [1, 3, 6].
Эта линия защиты от патогенов также подкрепляется неспецифическими механизмами биологического усиления, к которым относятся цитокины, комплемент, естественные киллеры, эозинофилы, нейтрофилы, моноциты/макрофаги, тучные клетки и продуцируемые ими физиологически активные вещества. Слизистая оболочка носа содержит две принципиально разные популяции иммуноцитов: в первой преобладают продуцирующие IgA, представленные в железистых областях, во второй — IgG-продуцирующие клетки, расположенные в строме ниже поверхности эпителия. Первые участвуют в формировании секреторного компонента местного иммунитета, вторые осуществляют реакции иммунного очищения — клиренса [3].
Особенно важно, что вдыхаемый воздух при дыхании носом согревается, очищается и увлажняется. Однако выполнять свою физиологическую роль и предохранять организм от проникновения возбудителей инфекционных заболеваний слизистая полости носа может не всегда. Например, в помещении, где находится грудной ребенок, воздух нередко пересушенный, у младенца пересыхают слизистые оболочки носоглотки, в результате у него закладывает нос, ему трудно дышать, могут возникать трудности с сосанием, повышается риск заболеваний острыми респираторными инфекциями.
У детей, начиная с самого раннего возраста, с целью увлажнения широко используют раствор натрия хлорида. Хорошо себя зарекомендовал Но-Соль в виде назальных капель 0,65% во флаконе по 10 мл и в виде назального спрея 0,65% во флаконе по 15 мл (ОАО «Фармак»).
Известно, что натрия хлорид является эффективным осмотически активным средством. Осмолярность гипотонического раствора натрия хлорида ниже, чем жидкостей тела. В связи с этим введенный в полость носа раствор повышает гидратацию поверхности слизистой оболочки носа и содержимого носовой полости, что способствует увлажнению слизистой оболочки, разжижению густой слизи, размягчению сухих корок в носу и облегчает их удаление.
В принципе необходимо поддержавать нормальную рН слизи полости носа, которая составляет 5,5–6,5; если рН становится больше 6,5, активность ресничек снижается.
Показания для применения Но-Соль в педиатрии очень широкие — он используется для очищения и увлажнения слизистой оболочки полости носа в целях профилактики и в комплексной терапии ринитов различного происхождения; при подготовке к введению в полость носа других лекарственных средств; для устранения сухости слизистой оболочки полости носа; при нахождении в кондиционируемом помещении, в задымленной или запыленной атмосфере.
В каплях Но-Соль применяют у детей, начиная с периода новорожденности; дозирование до 1 года — по 1 капле в каждый носовой ход. Детям в возрасте старше 1 года — по 1–2 капли в каждый носовой ход. Взрослым назначают по 2 капли в каждый носовой ход.
Лекарственную форму Но-Соль в виде спрея не следует применять у детей до 2-летнего возраста. Для детей старше 2 лет спрей дозируют по 1–2 впрыскивания в каждый носовой ход, у взрослых — по 2 впрыскивания в каждый носовой ход.
В литературе известен опыт применения препарата Но-Соль в детской практике (В.В. Синяченко и соавт., 2008). Изучалась эффективность препарата в комплексном лечении переднего сухого ринита у детей, а также в послеоперационном периоде у пациентов, которые перенесли интраназальные оперативные вмешательства (септопластику, подслизистую вазотомию нижних носовых раковин, полипоэтмоидотомию, хемокаустику участка носовой перегородки в зоне Киссельбаха).
У всех пациентов, кроме общеклинического и лабораторного обследования, изучалась транспортная функция мерцательного эпителия (сахариновый тест) и обонятельная функция (по методу В.Г. Воячека). Показано, что у детей с передним сухим ринитом уменьшалось ощущение сухости в носу, уменьшалось количество сухих корок с 3-го дня лечения, а с 7-го дня сухость и наличие корок исчезали у большей части пациентов (21 из 25), улучшалась функция мерцательного эпителия и носовое дыхание [4].
У большинства детей, которые перенесли интраназальные оперативные вмешательства (17 из 20), с 3-го дня отмечалось восстановление носового дыхания, уменьшение выделений из носа, имела место нормализация риноскопической картины, транспортной функции мерцательного эпителия и обонятельной функции носа. Побочных действий лекарственного средства Но-Соль зарегистрировано не было [4].
Нами накоплен собственный клинический опыт применения капель и спрея Но-Соль у детей с острыми ринитами и острыми синуситами на базе Киевской городской детской клинической больницы № 2. В исследование были включены 30 детей. Детям от 6 месяцев до 2 лет применяли капли Но-Соль, от 2 до 15 лет — спрей Но-Соль в возрастной дозировке.
У всех детей уже на 1–2-й день приема препарата отмечали уменьшение ощущения сухости и раздражения в носу. На 3-и — 5-е сутки, в период сгущения секрета, после применения препарата Но-Соль отмечали облегчение выделения секрета. У большей части детей после использования препарата Но-Соль улучшалось носовое дыхание. Но-Соль использовали как в острый период заболевания, так и в период реконвалесценции длительностью 10–14 дней. Побочных явлений при использовании препарата нами не отмечено.
Таким образом, назальные капли и спрей Но-Соль — эффективное и безопасное средство профилактики и лечения ринита, которое должно входить в комплекс мероприятий, рекомендуемых при лечении синусита. Но-Соль улучшает носовое дыхание, способствует механическому удалению слизи. При профилактическом применении препарат снижает риск респираторных заболеваний, что особенно важно в период сезонного повышения заболеваемости.
Но-Соль целесообразно использовать не только в детской оториноларингологической практике. Данный препарат рекомендуется к широкому применению в практике современной педиатрии.
1. Быкова В.П. Слизистая оболочка носа и околоносовых пазух как иммунный барьер верхних дыхательных путей // Рос. ринол. — 1993. — 1. — 40-46.
2. Коровина Н.А., Заплатников А.Л. Острые респираторные вирусные инфекции в амбулаторной практике врача-педиатра. — М., 2005. — 61 с.
3. Рязанцев С.В., Хмельницкая Н.М., Тырнова Е.В. Роль слизистой оболочки в защите ЛОР-органов от потенциально патогенных для организма антигенных факторов // Вестник оториноларингологии. — 2000. — № 3. — С. 60-64.
4. Синяченко В.В., Рубан І.І., Аврамич Д.В., Крапива В.М., Мельник О.В., Кірнос А.І., Ніколаєнко О.В. Досвід застосування препарату «Но-Соль» в дитячому віці // Аптека Галицька. — 2008. — № 3.
5. Ушкалова Е.А. Интраназальные кортикостероиды в терапии аллергического ринита // Трудный пациент. — 2005. — № 6.
6. Brandtzaeg P., Jahnsen F.L., Farstad I.N. et al. Immunobiology and immunopathology of the upper airway mucosa // Folia Otorhinolaryng et Pathol Respiratoriae. — 1996. — 2. — 1-2. — 22-31.
7. Eccles R. Rhinitis as a mechanism of respiratory defence // Eur. Arch. Otorhinolaryng. — 1995. — 252. — Suppl. 1. — 2-7.
8. Igarashi Y., Skoner D.P., Doyle W.J. et al. Analysis of nasal secretions during experimental rhinovirus upper respiratory infections // J. Allergy Clin. Immunol. — 1993. — 92. — 5. — 722-731.
9. Ogra P.L., Welliver R.C., Riepenhoff-Talty M. Local immune response to viral antigens. Human immunity to viruses. — New York: Academic Press, 1983. — 81-99.
10. 21st Congress of European Rhinologic Society (ERS) and 25th International Symposium on Infection and Allergy of the Nose (ISIAN). — Tampere, Finland, 2006 June 11–15. http://www.ers2006isian.com.