Международный неврологический журнал 5(21) 2008
Вернуться к номеру
Сравнительный анализ применения высоких и низких доз Церебролизина у больных резидуальной шизофренией
Авторы: А.Т. ШАМСИЕВ, В.В. КАМИНСКИЙ, Н.И. ХОДЖАЕВА, Кафедра психиатрии и медицинской психологии Ташкентской медицинской академии, Узбекистан
Рубрики: Неврология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Было обследовано 37 больных с резидуальной шизофренией, длительно принимающих нейролептики, с целью оценки когнитивных функций при применении высоких и низких доз Церебролизина. Исследование проводилось в городской клинической психиатрической больнице г. Ташкента. Методы исследования включали клинико-психопатологическое обследование и шкалу общего клинического впечатления. При применении высоких доз Церебролизина у больных 1-й группы отмечалось выраженное улучшение когнитивного функционирования, тогда как во 2-й группе улучшения были менее выраженными. В контрольной группе дефицитарная симптоматика нарастала. Результаты исследования показали, что присоединение Церебролизина к традиционной терапии больных резидуальной шизофренией приводит к существенному улучшению их состояния, а использование высоких доз Церебролизина значительно повышает эффективность лечения.
Церебролизин, резидуальная шизофрения, нарушение когнитивных функций, негативная симптоматика
Введение
Широкое внедрение терапии нейролептиками значительно изменило характер работы психиатрических больниц и позволило пересмотреть существовавшие представления о фатальной неизбежности развития дефекта при шизофрении [1, 2, 9, 11, 14]. Однако развивающиеся в процессе терапии нейролептиками побочные эффекты часто усугубляют течение свойственных самому шизофреническому процессу нарушений. При этом побочные эффекты могут неправильно интерпретироваться как постпсихотическая депрессия, негативные симптомы [3, 7, 12].
В настоящее время можно выделить несколько подходов к улучшению переносимости нейролептической терапии. Одним из наименее изученных подходов к коррекции данного вида нарушений является присоединение к лечению традиционными нейролептиками ноотропных препаратов, которые, по мнению многих авторов [6, 8, 13], не только уменьшают нежелательные явления антипсихотической терапии, но и положительно действуют на интеллектуально-мнестические функции.
Перспективной областью применения ноотропов в больших дозах является шизофрения с преобладанием негативной симптоматики и нарушений когнитивного функционирования, а именно резидуальная (остаточная) шизофрения. Важность проведения таких исследований объясняется современными представлениями о когнитивном дефиците при шизофрении, основу которого, по мнению R.K. Heaton, M. Drexler [15], составляет «статическая» энцефалопатия, связанная с патологией определенных нейроанатомических субстратов, локализованных чаще всего в лобных и височных долях мозга.
До настоящего времени динамика психопатологических расстройств в результате сочетанного применения ноотропов с традиционными нейролептиками у больных шизофренией остается малоизученной. С помощью специальных клинико-психопатологических и патопсихологических методов можно получить наиболее полную картину изменения интеллектуально-мнестических функций при применении высоких доз ноотропов, что позволит в дальнейшем обосновывать их применение у больных резидуальной шизофренией.
В настоящее время единственным препаратом нейропептидной природы, достаточно широко применяемым в психиатрической практике, является Церебролизин [4, 5, 10].
Целью настоящего исследования являлось сравнительное клинико-фармакологическое исследование с оценкой когнитивных функций при применении высоких и низких доз Церебролизина у больных резидуальной шизофренией, длительно принимающих нейролептики. Исследование было выполнено в ГКПБ г. Ташкента.
Материалы и методы исследования
Критериями включения больных в исследование являлись: 1) возраст больных 45–60 лет; 2) диагностика остаточной шизофрении в соответствии с критериями МКБ-10; 3) длительное применение нейролептиков в постоянных дозах; 4) согласие больного на лечение.
Методы исследования включали клинико-психопатологическое обследование, шкалу общего клинического впечатления (CGI). Когнитивные функции оценивались с помощью интеллектуального теста Равена, теста Бушке (кратковременная память), таблицы Шульте (степень и качество концентрации внимания), метода Крепелина (равномерность и темп концентрации внимания).
Всего в исследование было включено 37 больных, большинство из которых были мужского пола (89 %), в возрасте 50–55 лет. Длительность заболевания шизофренией составляла преимущественно 5–10 лет. Все больные имели инвалидность 2-й группы по психическому заболеванию, принимали нейролептики на протяжении всей болезни, а последний год — в неизменных дозах (трифлуоперазин, тиоридазин, галоперидол и др.).
Больные в произвольном порядке распределялись по трем терапевтическим группам: 1-ю группу (17 человек) составили больные, принимавшие высокие дозы Церебролизина (10 мл); 2-ю группу (10 человек) — больные, принимавшие низкие дозы Церебролизина (1 мл); в 3-ю группу (контроль) вошли больные, не принимавшие Церебролизин, — 10 человек.
Длительность исследования — 6 недель — была достаточной для выявления собственно ноотропного действия Церебролизина. Всего проводилось 7 обследований: фоновое, на 3, 7, 14, 21, 30, 42-й день терапии.
Трое больных 1-й группы выбыли из исследования из-за обострения психотической симптоматики на третий день терапии.
Анализ и обсуждение результатов
Степень тяжести болезни до начала лечения по шкале CGI у 80,4 % пациентов соответствовала выраженному, у 19,6 % — умеренно выраженному заболеванию и тяжести психического состояния больных. Анализ эффективности терапии Церебролизином показал, что наиболее выраженная терапевтическая динамика наблюдалась в группе больных, принимавших высокие дозы препарата. Так, к концу терапии у 10 % пациентов этой группы было достигнуто выраженное улучшение, у 73 % — существенное улучшение, и лишь в 17 % случаев — незначительное улучшение. Во 2-й группе больных, принимавших низкие дозы Церебролизина, эффективность терапии была существенно ниже: у 27 % пациентов было достигнуто незначительное улучшение, у 69 % — минимальное, а в 4 % случаев положительной динамики к концу терапии не наблюдалось. В контрольной группе у 90 % больных к концу терапии состояние оставалось без перемен, а у 10 % произошло незначительное ухудшение.
В результате применения Церебролизина значительно улучшались активность и самочувствие больных: они становились более инициативными в отделении, налаживали контакты с другими больными, имели желание продолжить курс лечения. Оценивая переносимость низких и высоких доз Церебролизина, следует отметить, что нежелательные явления при применении высоких доз препарата являлись единичными, а во 2-й группе практически не отмечались. Дозозависимыми побочными эффектами оказались тревога, беспокойство, усиление двигательной активности, сухость во рту, головокружение, тахикардия, причем головокружение чаще возникало у больных, принимавших низкие дозы Церебролизина. В целом следует отметить хорошую переносимость высоких доз Церебролизина. Сравнительный анализ динамики когнитивных функций позволил выявить существенные различия в группах больных, принимавших разные дозы Церебролизина. До начала терапии отмечалось отчетливое снижение всех оцениваемых показателей когнитивного функционирования (интеллекта, внимания, краткосрочной и долгосрочной памяти) во всех группах больных.
Оценка степени и качества концентрации внимания проводилась при использовании таблицы Шульте. В процессе терапии наблюдалось выраженное различие динамики показателя внимания между больными, принимавшими высокие и низкие дозы Церебролизина. Так, при применении высоких доз уже с 7-го дня лечения наблюдалось уменьшение времени выполнения заданий, при назначении низких доз — с 14-го дня. К концу терапии эти показатели уменьшились на 25,5 % в сравнении с фоном в группе высоких доз Церебролизина и на 20 % — в группе низких доз. Динамика степени и качества концентрации внимания представлена в табл. 1.
При анализе количественного показателя внимания по таблице Крепелина наиболее выраженное улучшение отмечалось в группе больных, принимавших высокие дозы Церебролизина: к концу терапии количество запоминаемых слов достигло 10,09 ± 4,2, что было на 35 % выше фоновых данных (7,5 ± 0,7). Улучшение показателя наблюдалось также и во 2-й группе больных, однако оно носило менее выраженный характер: к концу терапии количество правильно выполненных заданий достигло 9,43 ± 0,1, что было на 26 % больше фоновых показателей (7,8 ± 6,7). В контрольной группе больных этот показатель снизился на 13 %. Динамика количественного показателя внимания в процессе терапии высокими, низкими дозами Церебролизина и в контрольной группе представлена в табл. 2.
Динамика качественного показателя внимания была также более выражена при применении высоких доз препарата. В 1-й группе к концу терапии количество ошибок снизилось на 58 %, во 2-й группе — на 42 %.
При оценке краткосрочной памяти к концу терапии наблюдалось увеличение количества воспроизводимых слов в группах больных, принимавших Церебролизин, по сравнению с контрольной группой. Статистически достоверные различия по показателю краткосрочной памяти между группами больных, принимавших высокие и низкие дозы Церебролизина, появлялись уже на 21-й день терапии (р < 0,05). Динамика краткосрочной памяти в процессе терапии Церебролизином в трех группах больных представлена в табл. 3.
Таким образом, присоединение Церебролизина (в низких и высоких дозах) к традиционной нейролептической терапии больных резидуальной шизофренией приводит к существенному улучшению их состояния (в сравнении с контрольной группой пациентов, не принимавших Церебролизин). Использование высоких доз Церебролизина существенно повышает эффективность лечения, о чем свидетельствует оценка всех показателей в настоящем исследовании.
Выводы
1. Повышение эффективности сопровождается более ранней (начиная с 7-го дня терапии) и более выраженной редукцией психопатологической симптоматики, в основном за счет уменьшения негативных расстройств, что приводит к более существенному уменьшению выраженности экстрапирамидных расстройств и к значительному улучшению активности больных.
2. Кроме того, отмечается существенное улучшение когнитивного функционирования больных с восстановлением количественных и качественных показателей внимания (в том числе концентрации внимания), кратковременной памяти, интеллекта.
3. Применение высоких доз Церебролизина больным с резидуальной шизофренией показано в случаях преобладания в клинической картине дефицитарных расстройств с явлениями апатии, адинамии, астении, при выраженных когнитивных нарушениях.
4. При применении высоких доз Церебролизина повышение эффективности не сопровождается ухудшением переносимости препарата: частота побочных расстройств при применении высоких доз низкая и статистически не значима.
1. Авруцкий Г.Я., Гурович И.Я., Громова В.В. Фармакотерапия психических заболеваний. — М.: Медицина, 1974. — 471 с.
2. Авруцкий Г.Я., Недува А.А., Фотьянов М.И. Основы социальной психиатрии и социально-трудовой реабилитации психически больных. — М., 1981. — 351 с.
3. Вовин Р.Я. Шизофренический дефект (диагностика, патогенез, лечение). — СПб.: Психоневрологический институт им. В.П. Бехтерева, 1991. —171 с.
4. Громова О.А. Нейротрофическая система мозга: нейропептиды, макро- и микроэлементы, нейротрофические препараты. Лекция // Международный неврологический журнал. — 2007. — № 2. — С. 15-25.
5. Кузнецов В.Н. Применение цереброкурина при нарушениях функций ЦНС // Провизор. — 2000. — 20. — С. 8.
6. Мосолов С.Н. Современная антипсихотическая фармакотерапия шизофрении // Русский медицинский журнал. — 2004. — 10. — С. 6.
7. Мосолов С.Н. Шкалы психометрической оценки симптоматики шизофрении и концепция позитивных и негативных расстройств. — М., 2001. — 238 с.
8. Попов М.Ю. Общие принципы выбора антипсихотического препарата при терапии шизофрении // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 2006. — Т. 3, № 4. — С. 7.
9. Снежневский А.В. Руководство по психиатрии. — М.: Медицина, 1983. — Т. 1. — 479 с.
10. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. — М.: АстраФармСервис, 2007. — 1632 с.
11. Тиганов А.С. Руководство по психиатрии: В 2 т. — М.: Медицина, 1999. — 479 с.
12. Flaum M., Andreasen N.S. The reliability of distinguishing primary versus secondary negative symptoms // Comprehensive Psychiatry. — 1995. — 36. — 421-427.
13. Freidman J.I. Cognition in schizophrenia. Impairments, Importance and Treatment Strategies / Е d. ву T. Sharma, Ph. Harvey. — Oxford: Oxford University Press; New-York, 2000. — 303-332.
14. Gur R.E., Pearlson G. Neuroimaging in schizophrenia research // Schizophr Bulletin. — 1993 — 19. — 337-353.
15. Heaton R.K., Drexler M. Clinical neuropsychological findings in schizophrenia and ageing // Schizophrenia, paranoia and schizophrenia forms / Еd. ву N.E. Miller, G.D. Cohen. — New York: Guildford Press, 1987. — 145-161.