Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 11-12(285-286) 2009

Вернуться к номеру

Влияние энтеросорбции на уровень провоспалительных цитокинов при кишечных инфекциях и кори

Авторы: Ю.А. Сухов, В.В. Гебеш, А.П. Голуб, Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика, кафедра инфекционных болезней, г. Киев, Украина

Версия для печати

Во всем мире продолжает оставаться довольно значительным уровень заболеваемости кишечными инфекциями (КИ): сальмонеллезoм, шигеллезoм, эшерихиозoм и КИ, вызванными условно-патогенной микрофлорой (стафилококками, протеями, клебсиеллами, цитробактериями и др.). Будучи особенно высоким в развивающихся странах, он является своего рода индикатором уровня социально-экономического развития государств и отдельных территорий. Несмотря на некоторое снижение уровня заболеваемости КИ за последние годы в Украине, продолжают возникать эпидемические вспышки в различных регионах страны, особенно в теплое время года, при нарушении правил хранения пищевых продуктов и торговли ими (Киев, 2008, и др.), техногенных или природных катастрофах. Существуют также трудности в диагностике и проведении рациональной терапии КИ, высокая вероятность возникновения различных неблагоприятных исходов этой патологии. Все эти факторы и определяют актуальность данной проблемы в настоящее время [2, 5, 7, 12].

Рост заболеваемости корью в Украине в середине нынешнего десятилетия, а также значительное возрастание уровня заболеваемости среди взрослого населения, особенно молодого возраста, относительно более тяжелое течение кори у взрослых по сравнению с детьми с более частым развитием осложнений с поражением органов желудочно-кишечного тракта, дыхательной и центральной нервной систем, трудности с оптимизацией схем лечения таких больных приводят к необходимости более глубокого изучения этих проблем в современных условиях [2, 3, 15].

Для уточнения механизмов патогенеза инфекционных заболеваний и выбора оптимальных путей лечения, снижения частоты развития осложнений, сокращения сроков лечения в стационаре и в амбулаторных условиях, а также с учетом ключевой роли цитокинов как медиаторов воспаления в развитии и разрешении воспаления важным является определение уровня провоспалительных цитокинов и поиск путей его снижения [6, 8, 11, 13, 16] как составной части задачи нормализации цитокинового профиля — баланса про- и противовоспалительных цитокинов [1, 4, 6, 10].

Известно, что более низкий уровень провоспалительных цитокинов в биологических жидкостях и тканях, как правило, коррелируетcя с более легким течением болезни и снижением вероятности развития осложнений [9, 11, 14, 16].

Материалы и методы

Материалом для определения уровня цитокинов — фактора некроза опухоли-α (ФНО-α), интерлейкина-1β (ИЛ-1β), интерлейкина-2 (ИЛ-2), интерлейкина-6 (ИЛ-6) — являлась сыворотка крови больных КИ или корью, полученная в первые часы после поступления больных на стационарное лечение, до назначения соответствующей этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии. Повторно их определение производилось в период ранней реконвалесценции — на 5−6-й день стационарного лечения.

Обследованы 50 больных с КИ в возрасте от 18 до 55 лет: 18−29 лет — 12 пациентов, 30−39 лет — 27, 40−55 лет — 11; из них мужчин было 27 человек, женщин — 23. Из этих больных сальмонеллезы диагностированы у 24 пациентов, шигеллезы — у 13, эшерихиозы — у 1, острые гастроэнтероколиты, вызванные различной условно-патогенной микрофлорой, — у 10, острые гастроэнтероколиты неуточненной этиологии — у 2. Все больные с КИ поступили в стационар в первые двое суток заболевания, в том числе в первые сутки были госпитализированы 38 больных, во вторые — 12. Легкое течение болезни отмечалось у 5 больных, средней степени тяжести — у 38, тяжелое течение — у 7.

Диагноз заболевания устанавливался на основании клинико-эпидемиологических данных, результатов бактериологических анализов кала, серологических исследований крови и других общепринятых методов обследования. Все больные КИ получали общепринятое комплексное лечение, включавшее этиотропную, патогенетическую и симптоматическую терапию.

Больным КИ исследуемой группы (n = 26) назначался Энтеросгель по 15,0 г 3 раза в день в течение 5−6 дней. Контрольная группа, состоящая из 24 больных, была сопоставима с исследуемой группой по всем вышеперечисленным показателям. Все больные этой группы также получали этиотропную, патогенетическую и симптоматическую терапию, но без включения в нее Энтеросгеля.

Были также обследованы 32 больных корью в возрасте от 18 до 40 лет: 18−29 лет — 28 пациентов, 30−40 лет — 4, из них мужчин было 18 человек, женщин — 14. Все больные корью поступили в стационар в периоде высыпаний. Так, в 1-й день высыпаний были госпитализированы 9 больных, во 2-й — 23. Средняя степень тяжести заболевания была отмечена у 26 больных, тяжелая — у 6.

Диагноз заболевания устанавливался с учетом критериев, рекомендованных ВОЗ: генерализованной макуло-папулезной сыпи с наличием этапности высыпаний, повышения температуры тела до 38 ºС и выше, наличия кашля, ринореи, коньюнктивита, а также результатов общеклинических и серологических лабораторных методов исследования.

Все больные корью получали общепринятое комплексное лечение, включавшее патогенетическую и симптоматическую терапию.

Больным корью исследуемой группы (n = 16) также назначался Энтеросгель в обычной дозировке — по 15,0 г 3 раза в день в течение 5−6 дней. Контрольная группа, состоящая из 16 больных, была сопоставима с исследуемой группой по всем вышеперечисленным показателям. Все больные из этой группы также получали патогенетическую и симптоматическую терапию, но без включения в нее Энтеросгеля.

Количественное определение ФНО-α,ИЛ-1β, ИЛ-2 и ИЛ-6 в сыворотке крови проводили с помощью твердофазного иммуноферментного метода на аппарате Sunrise RC (Австрия) с применением диагностических тест-систем для определения ФНО-α («Протеиновый контур», СПб., Россия), ИЛ-1β (Procom, СПб., Россия), ИЛ-2 (Immunotex, Франция) и ИЛ-6 (Amercham Farmacia Biotex, Великобритания). Полученные результаты были обработаны с использованием методов вариационного статистического анализа с определением критерия Стьюдента на EOM IВМ Pentium IV (Microsoft Excel 2002, SP-2) с помощью программы Statistica 5.1 for Windows.

Результаты и их обсуждение

В результате проведенных исследований у больных КИ различной этиологии в первые дни заболевания выявлено значительное увеличение уровней провоспалительных цитокинов в сыворотке крови. Так, уровень ФНО-α увеличился на 296,2−306,1 % в исследуемой и контрольной группах соответственно (р < 0,01), уровень ИЛ-1β — на 225,6−222,3 % соответственно (р < 0,01) (табл. 1).

Менее выраженными оказались уровни нарастания ИЛ-2 и ИЛ-6 — на 60,7−62,2 % и 77,0−68,5 % соответственно в исследуемой и контрольной группах.

При использовании в комплексной терапии пероральной энтеросорбции (Энтеросгель) отмечалось значительно более выраженное снижение уровня провоспалительных цитокинов: уровень ФНО-α продолжал оставаться умеренно повышенным на 129,2 % по сравнению с нормальными показателями, тем не менее стал достоверно (р < 0,05) более низким, чем в контрольной группе. Уровень ИЛ-2 нормализовался, тогда как в контрольной группе продолжал оставаться повышенным (р < 0,05). Также отмечалась тенденция (0,1 > р > 0,05) к более выраженному снижению в сыворотке крови других провоспалительных цитокинов: ИЛ-1β и ИЛ-6 (59,21 ± 1,81 и 68,72 ± 2,33 при норме 24,30 ± 2,64 и 10,41 ± 1,14 и 13,06 ± 1,21 при норме 8,27 ± 0,38 соответственно).

В результате проведенных исследований у больных корью в первые дни заболевания также выявлено значительное увеличение уровней провоспалительных цитокинов в сыворотке крови. Так, уровень ФНО-α увеличился на 351,8−344,4 % в исследуемой и контрольной группах соответственно (р < 0,01), а также уровень ИЛ-1β — на 279,1−266,6 % соответственно (р < 0,01) (табл. 2).

Менее выраженной была динамика нарастания уровней ИЛ-2 и ИЛ-6 — на 40,0−50,0 % и 87,5−20,5 % соответственно в исследуемой и контрольной группах.

При использовании в комплексной терапии больных корью Энтеросгеля отмечалось значительно более выраженное снижение уровня провоспалительных цитокинов: уровень ФНО-α продолжал оставаться умеренно повышенным на 162,9 % по сравнению с нормальными показателями, тем не менее стал достоверно (р < 0,05) более низким, чем в контрольной группе. Уровень ИЛ-2 нормализовался, тогда как в контрольной группе продолжал оставаться повышенным (р < 0,05). Также отмечалась тенденция (0,1 > р > 0,05) к более выраженному снижению в сыворотке крови других провоспалительных цитокинов — ИЛ-1β и ИЛ-6 (53,23 ± 2,27 и 78,46 ± 3,02 при норме 24,30 ± 2,64 и 11,70 ± 1,12 и 14,23 ± 1,61 при норме 8,27 ± 0,38 соответственно).

Выводы

1. У больных КИ различной этио­логии в начале заболевания выявлено значительное увеличение содержания провоспалительных цитокинов в сыворотке крови, особенно ФНО-α и ИЛ-1β.

2. У больных корью также отмечено значительное увеличение содержания провоспалительных цитокинов (ФНО-α, ИЛ-1β, ИЛ-2 и ИЛ-6) в период разгара болезни.

3. Применение Энтеросгеля в комплексной терапии больных КИ различной этиологии позволяет достичь значительно более быстрого снижения уровня провоспалительных цитокинов в сыворотке крови.

4. Использование Энтеросгеля является эффективным в комплексной терапии больных корью и приводит к снижению уровня содержания провоспалительных цитокинов в сыворотке крови.

5. Значительное повышение уровня провоспалительных цитокинов в начале заболевания при КИ и кори, а также более быстрое снижение их содержания в сыворотке крови при использовании Энтеросгеля позволяют говорить о схожести динамики изменения провоспалительных цитокинов и эффективности применения энтеросорбции при КИ и кори.

6. Динамика изменения цитокинового баланса у больных КИ и корью требует дальнейшего исследования.


Список литературы

1. Бабак О.Я., Немцова В.Д, Шапошникова Ю.Н. Апоптоз и его роль в патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний. Современное состояние вопроса // Український терапевтичний журнал. — 2004. — № 2. — С. 38-53.

2. Возіанова Ж.І. Інфекційні і паразитарні хвороби: В 3 т. — К.: Здоров’я, 2001. — Т. 1. — 903 с.; 2002. — Т. 3. — 904 с.

3. Возианова Ж.И., Подолюк О.А. Корь у взрослых // Сучасні інфекції. — 2004. — № 2. — С. 42-46.

4. Возианов А.Ф., Бутенко А.К., Зак К.П. Цитокины: биологические и противоопухолевые свойства. — К.: Наукова думка, 1998. — 320 с.

5. Гебеш В.В., Сухов Ю.А. Применение энтеросорбента «Энтеросгель» в комплексном лечении больных различными инфекциями: Метод. рекомендации. — К., 2006. — 27 с.

6. Кетлинский С.А., Калинина М.Н. Цитокины мононуклеарных фагоцитов в регуляции воспаления и иммунитета // Иммунология. — 1995. — № 3. — С. 30-44.

7. Мощич О.П., Крамарев С.О., Корбут О.В., Шпак І.В. Інтерлейкін-1 при гострих кишкових інфекціях у дітей // Інф. хвороби. — 2004. — № 1. — С. 77-78.

8. Симбирцев А.С. Цитокины: классификация и биологические функции // Цитокины и воспаление. — 2004. — Т. 3, № 2. — С. 16-22.

9. Терьошин В.О., Фролов В.М. Цитокіновий спектр ротоглоточного секрету у хворих на гострий тонзиліт бактеріальної етіології // Імунол. та алергол. — 2006. — № 4. — С. 35-37.

10. Якобисяк М. Імунологія: Пер. з польської. — Вінниця: Нова Книга, 2004. — 672 с.

11. Castellucci L., Menezes E., Oliveira J. et al. IL 6 — 174 G/C promoter polymorphism influences susceptibility to mucosal but not localized cutaneous leishmaniasis in Brazil // Jour. of Infect. Dis. — 2006. — Vol. 194. — Р. 519-527.

12. Collignon P., Angulo F.G. Fluoroquinolone-resistant Escherichia coli: food for thought // Australian National University, PO Box 11. — peter.collignon@act.gov.au — 31 May 2006. — P. 1-7.

13. Dinarello C.A. Blocking IL-1 in systemic inflammation / J. Exp. Med. — 2005. — Vol. 201. — Р. 1355-1359.

14. Hardaway R.M. A review of septic shock // Amer. Surg. — 2000. — Vol. 66. — P. 22-29.

15. Ovsyannikova I.G., Reid K.C., Jacobson R.M., Oberg A.L., Klee G.G., Poland G.A. Cytokine production patterns and antibody response to measles vaccine // Vaccine. — 2003. — № 21. — Р. 3946-3953.

16. Sergerie Y., Rivest S., Boivin G. Tumor Necrosis Factor-α and Interleukin-1β play a critical role in the resistance against lethal Herpes Simplex encephalitis // Jour. of Infect. Dis. — 2007. — Vol. 196. — Р. 853-860. 


Вернуться к номеру