Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkraineNeuroGlobal


UkraineNeuroGlobal

Международный неврологический журнал 4(26) 2009

Вернуться к номеру

Ферментативная активность лимфоцитов и нейтрофилов периферической крови у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС с миофасциальными болевыми синдромами верхних конечностей и плечевого пояса

Авторы: Мосиянц Г.Г., Лиев А.А., Куликовский Б.Т., Кафедра вертеброневрологии с курсом мануальной медицины Ставропольской государственной медицинской академии, Россия

Рубрики: Неврология

Версия для печати


Резюме

Обследовано 135 больных с миофасциальным болевым синдромом, из них 100 — ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 35 — контрольная группа. Определяли активность сукцинатдегидрогеназы лимфоцитов и кислой фосфатазы нейтрофилов и лимфоцитов. Выявлена зависимость активности ферментов от степени тяжести заболевания. Динамика энзиматической характеристики лимфоцитов и нейтрофилов может представлять интерес для решения прогностических вопросов.


Ключевые слова

сукцинатдегидрогеназа, кислая фосфатаза, лимфоцит, нейтрофил.

Так как любой патологический процесс отражается на состоянии клеточного метаболизма, мы исследовали комплекс ферментов: сукцинатдегидрогеназу (СДГ) и кислую фосфатазу (КФ) лимфоцитов и нейтрофилов у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, страдающих миофасциальными болями. Эти ферменты позволяют наиболее полно оценить состояние неспецифических и специфических факторов защиты, процессов гликолиза и окислительного фосфорилирования. Ферментативная активность лимфоцитов и нейтрофилов периферической крови является важнейшим критерием функционального состояния организма, отражающим иммунореактивность всего организма.

Цель исследования — изучение клинико-лабораторных особенностей у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС с миофасциальными синдромами верхних конечностей и плечевого пояса.

Материалы и методы

Обследовано 135 больных. Среди них 100 человек — участники ликвидации аварии на ЧАЭС (70 — со средней степенью тяжести мышечного синдрома, 30 — с тяжелой), которые составили первую группу, и 35 человек (вторая, контрольная, группа) — с аналогичной нозологической принадлежностью, но без радиационного воздействия в анамнезе. Обследование включало мануальное тестирование, РЭГ, РВГ верхних конечностей, УЗДГ сосудов головы и шеи, определение липидограммы, коагулограммы, перекисного окисления липидов и цитохимических исследований: определение СДГ лимфоцитов периферической крови по методу Р.П. Нарциссова [1], КФ лимфоцитов по методу Yoldberg и Barka. Комплекс лечения включал санаторно-курортные факторы без мануальной терапии или в сочетании с таковой.

Основные результаты

У больных, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, имел место дезадаптационный синдром, характеризующийся психоэмоциональными и вегетативными расстройствами, нарушением центральной гемодинамики, лабильностью артериального давления и пульса, низкой толерантностью к нагрузкам [2]. Степень тяжести заболевания в значительной мере определялась выраженностью болей, гипертонусом мышц, количеством узелков миофиброза, болезненностью мышц при пальпации и ее продолжительностью, степенью иррадиации болей при пальпации, неврологической симптоматикой, данными РЭГ и РВГ.

При исследовании средней активности СДГ лимфоцитов у больных-ликвидаторов при поступлении отмечалась выраженная депрессия ферментов (14,74 ± 0,27) по сравнению с показателями у больных без радиационной нагрузки. Наиболее выраженное снижение активности СДГ лимфоцитов наблюдалось у больных с дисциркуляторной энцефалопатией и тяжелой степенью миофасциальных синдромов (14,22 ± 0,16). По мере купирования болевого синдрома активность фермента возрастала во всех группах. Так, в первой группе на 12-е сутки активность фермента повысилась до 16,56 ± 0,14, на 20-е — до 16,9 ± 0,28 (Р < 0,05), демонстрируя его чувствительность к лечебным воздействиям. Однако у пациентов, подвергшихся ионизирующему облучению, активность фермента не достигала уровня такового у необлученных больных.

При анализе изменений активности КФ лимфоцитов и нейтрофилов периферической крови отмечалось повышение активности фермента в разгар болезни (2,68 ± 0,14 и 2,69 ± 0,01; Р < 0,05) у больных первой и второй групп. К 12-му дню лечение отмечалось стихание клинических симптомов и снижение активности КФ лимфоцитов (на 4,5 %) и нейтрофилов (на 4,8 %) от исходного уровня, к 20-му дню — на 7,6 % и 7,4 % соответственно.

Таким образом, при исследовании КФ нейтрофилов и лимфоцитов выявлена одинаковая направленность динамических изменений. Повышение уровня активности КФ нейтрофилов и лимфоцитов сопровождалось депрессией СДГ лимфоцитов периферической крови в период обострения клинических проявлений. Нормализация состояния происходила при постепенном снижении активности КФ нейтрофилов и лейкоцитов и повышении уровня СДГ лимфоцитов.

Выводы

Существование связей между цитохимическими признаками и клинической картиной у больных — ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС доказывает принципиальное участие ферментов лимфоцитов и нейтрофилов в патогенезе заболеваний и является существенным признаком физиологического равновесия или уклонения от него.

Как показали результаты исследования, оптимальным видом реабилитации больных-ликвидаторов с миофасциальным болевым синдромом верхних конечностей и плечевого пояса является сочетание мануальной терапии и традиционных методов лечения.


Список литературы

1. Нарциссов Р.П. Цитохимия ферментов в педиатрии: Автореф. дис… д-ра мед. наук. — М., 1970.

2. Москалев Ю.И., Кудрицкий Ю.А. Состояние и перспективы исследования малых доз ионизирующего излучения на здоровье человека // Мед. радиология. — 1988. — С. 120.


Вернуться к номеру