Журнал «Здоровье ребенка» 7 (42) 2012

Вернуться к номеру

От редактора

Становится привычной старая, но всегда отвечающая духу нашего времени и нашей страны поговорка: «У нас то понос, то золотуха». Не знаю, как в других областях, а высшее медицинское образование, т.е. наши с вами мединституты и медицинские университеты, раз за разом становится предметом нешуточного давления со стороны властно­административных систем. Причем в некоторых случаях — своими законами, указами и приказами, наносящими вред и государству, и здравоохранению, и образованию, а значит, и гражданам нашей страны.

Так, не могу не вспомнить указ годичной давности о переводе медицинских вузов из системы Министерства здравоохранения в структуру Министерства образования и науки. Какие­то попытки обсуждения с властными и указоиздающими системами были бесполезны. Они просто не допускались: «Образованием должны руководить специалисты системы образования!» Возражения профессионалов о том, что будет разрушен достаточно успешно функционирующий и оптимальный единый комплекс — практическое здравоохранение и система обучения в нем будущих его специалистов, изнутри, из клиники познающих проблемы, с которыми им предстоит столкнуться в своей профессии, были бесполезными. И это сегодня, когда при крупных промышленных предприятиях создаются образовательные комплексы, куда приглашаются профильные кафедры вузов, дабы приблизить студента к будущей работе, привлечь его к данному предприятию. И это верно! Работодатель заинтересован в работниках, знающих специфику и возможности данного завода. Это отвечает требованием логики, сегодняшним требованиям рыночной экономики. А вот какой был смысл забирать медицинское образование у работодателя — системы здравоохранения и как это улучшит обучение будущего врача клинической медицине, никто объяснить не мог. Да никто это и не обсуждал. Постановили, и все.

Будь сегодня в университетах собственные клиники и больницы, как за рубежом, данный переход никак не повлиял бы на возможность обучения студентов­медиков клинической медицине. Но нищета отечественных медицинских вузов, финансовая невозможность создания собственных лечебных учреждений и отсутствие возможности учиться на базах Министерства здравоохранения исключают возможность получения клинических знаний будущими врачами.

Также, это касается Министерства образования, нельзя объяснить наличие в нашей стране более 700 университетов. Для справки: в большинстве стран Европы — Великобритании, Франции, Испании, Германии, Италии и др. — их число в десять раз меньше! Где же в нашей стране можно найти столько абитуриентов — ребят, достойных, в полном смысле этого понятия, получить высшее образование? А ведь это должны быть лучшие из лучших, а не только просто желающие поучиться в вузе…

Самое интересное, что и для президента нашей страны данный указ был очень неприятным сюрпризом. И, слава богу, он среагировал на это как государственный деятель и как логически мыслящий человек. Президент недвусмысленно и жестко высказался о, мягко выражаясь, неправильности указа, наносящего вред не только медицинскому образованию, но и всей системе здравоохранения в целом. И практическое здравоохранение, и медицинские вузы вздохнули спокойнее.

Но, как оказалась, этот эпизод был только первой ласточкой, первым ударом по медицинскому образованию...

14 августа 2012 года появляется новое предписание, направленное, на мой взгляд, на уничтожение высшего медицинского образования. Цитирую этот документ под № 04­18/1154: «…Государственная финансовая инспекция Украины рассматривает расходы по оплате учреждениями здравоохранения за потребленные коммунальные услуги кафедрами высших медицинских заведений как незаконные…» (?!) Данное положение поясняется тем, что медицинский университет финансируется из госбюджета, а лечебные учреждения, на базе которых размещены клинические кафедры, из местного — городского или областного. Поэтому больница незаконно берет на себя расходы по обеспечению кафедры — коммунальные услуги, площади, что противоречит статье 85 Бюджетного кодекса Украины, запрещающей осуществлять финансирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов. Следствием данного письма стало побуждение некоторых чиновников от здравоохранения, в частности главных врачей, рьяно взяться исполнять предписания, в частности предлагать расторжение договора о совместной деятельности больниц и университета и уход кафедр из клиник!

Я не специалист в юридических, финансовых и экономических вопросах. Мало того, полный дилетант, необразованный и мало что в них понимающий. За свои сорок лет работы я трудился только в медицине — и в больнице, где не было клинической университетской базы, и в клинических лечебных учреждениях, да и сам сегодня, будучи профессором, руковожу клиникой. Мне поздно кривить душой и говорить не то, что думаю. Нельзя науку, образование искусственно отрывать от практики, и наоборот. Это регресс! Это путь в никуда. А совместная работа кафедры и больницы обогащает то большое дело, которому мы служим, делает его лучше и эффективнее.

Все мы, дорогие коллеги, прошли через клинические кафедры, где и научились врачебному мышлению, врачебным действиям. И это не теоретические дисциплины, которые можно изучать в классах и учебных комнатах. Клиника — это больные, дежурства, работа головой и руками. Это впитывание бесценного опыта. Это будущая жизнь будущего врача! А сегодня хотят отобрать у новых пироговых, образцовых, стражеско эти возможности. Когда уже Разум возобладает в нашей жизни? Неужели без вмешательства президента нельзя создать законы, которые улучшали бы нашу жизнь, а не создавали новые проблемы? Ведь у нас есть чем заниматься и над чем работать. И мы все хотим, чтобы наше общество стало лучше, счастливее, здоровее. И во многом это зависит от Врача, чуткого и, что не менее важно, знающего. И нужно сделать для этого все возможное и невозможное…

Главный редактор, профессор

Е.И. Юлиш



Вернуться к номеру

Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.